10 лет назад 10 августа 2008 в 4:06 74

Новый чип? Дайте два!

Автор: Павел Морозов

В небольшом черном SilverStone Kublai KL02B со стальными стенками и алюминиевой передней панелью собрана не топовая, но весьма любопытная игровая система. Трехгигагерцевый процессор Intel Core 2 Duo E8400 с кэш-памятью второго уровня объемом 6 Мб, изготовленный с использованием 45-нанометрового техпроцесса, 4 Гб памяти DDR2 PC6400, работающей в двухканальном режиме, жесткий диск Seagate ST3500320AS объемом 500 Гб, привод DVD-RW Samsung SH-S203D с поддержкой технологии Dual Layer и материнская плата ASUS P5N-D, построенная на чипсете NVIDIA nForce 750i. Умышленно ничего не говорю о видеоадаптере, поскольку он в данном случае представляет наибольший интерес.

Старый проверенный способ создания чипов для бюджетных графических карт путем усечения количества вычислительных блоков в топовых ядрах не всегда работает безотказно. В истории NVIDIA были несколько примеров, когда хладнокровное обрезание чипа превращало его в нечто безжизненное, и именно поэтому последние удачные “даунгрейды”, приведшие к появлению GeForce 8800 GTS 512 (на основе NVIDIA G92) и GeForce 9600 GT 512 (NVIDIA G94), особенно ценны. Как это ни странно, но применительно к новому компьютеру Meijin, компании, которая, как известно, делает акцент на создание высокопроизводительных игровых станций, нас интересует именно последний. Взяв за основу G92 и сократив количество вычислительных модулей до 64 ALU, 16 TMU и 16 ROP, NVIDIA удалось получить вполне жизнеспособный и недорогой процессор G94, который стал основой бюджетных карт, попадающих в ценовой сегмент до $200. Но, не правда ли, странно видеть адаптер NVIDIA GeForce 9600 GT 512 в геймерском компьютере стоимостью почти $2000? Фишка в том, что здесь их два. Можно сказать, что это своего рода эксперимент, причем, судя по результатам тестов, удачный. В споре, что лучше: два адаптера в тандеме или один адаптер классом выше (если такой существует) – чаще всего выигрывает последний, но не в этот раз.

Для того чтобы оценить производительность системы, мы решили сравнить результаты, полученные на двух адаптерах GeForce 9600 GT 512 в режиме SLI, с результатами NVIDIA GeForce 9800 GTX и ATI HD 3870×2, а эффективность работы SLI-драйверов проверить, оставив в компьютере лишь один 9600 GT. И вот что из этого вышло.

В Crysis с настройками High при разрешении 1280×1024 связка из двух 9600 GT оказывается производительнее и 9800 GTX, и 3870 x2. Увеличение разрешения до 1600×1200 практически нивелирует разрыв в производительности, тем не менее SLI из пары бюджетных карт по средней частоте кадров все равно оказывается впереди. Играть комфортно, к сожалению, при таких настройках в Crysis не позволяет ни одна из карт, поскольку минимальная скорость прорисовки оказывается низкой.

Call of Juarez показывает иной расклад. Здесь лидерство за ATI HD 3870 x2, и с увеличением разрешения разрыв становится лишь существенней. Пара 9600 GT работает показательно быстрее, чем один адаптер, и при разрешении 1280×1024 не сильно отстает от лидера, опережая 9800 GTX. Но при переходе к более высокому разрешению картина меняется, и теперь уже GTX оказывается на втором месте, заметно опережая бюджетный SLI.

Company of Heroes: Opposing Fronts еще раз доказывает состоятельность свежеиспеченного тандема и показывает двукратный прирост производительности по сравнению с одиночной 9600 GT. И наконец, в Call of Duty 4: Modern Warfare пара относительно недорогих адаптеров оказывается безоговорочным лидером по количеству кадров в секунду.

В рамках экспресс-теста нет возможности провести всеобъемлющее тестирование, но и полученных результатов достаточно, чтобы говорить об эффективности использования 9600 GT в SLI-связке.

Что касается бренда, то в привезенном на тестирование компьютере Meijin серии Action были установлены адаптеры XFX PV-T94P-YDF4, система охлаждения которых неплохо справлялась со своими непосредственными обязанностями и, что важно, оказалась достаточно тихой. Возникло ощущение, что стандартный для 9600 GT кулер дополнен нестандартной программой управления скоростью вращения вентилятора, что позволило избавиться от лишнего шума под нагрузкой, характерного для референсных плат NVIDIA на чипе G94, но при этом не допустить перегрева.

Стабильной работе компонентов компьютера, вполне возможно, поспособствовала и весьма производительная система охлаждения корпуса SilverStone Kublai KL02B, состоящая из двух штатных 120-миллиметровых вентиляторов (на передней и задней панелях) и одного дополнительного вентилятора того же размера, установленного на боковой стенке напротив графических адаптеров. (Кстати, здесь же есть крепление для еще одного вентилятора – на случай, если компоненты окажутся горячее.) За охлаждение процессора ответственным назначен ASUS Triton 70, использующий схему тепловые трубки плюс наборный радиатор из алюминиевых ребер и производительный вентилятор, а для питания всего этого оказалось достаточно блока питания SilverStone ST60F мощностью 600 Вт, который в Kublai KL02B может быть установлен только сверху над процессором.

Система получилась сбалансированной и производительной, и основу этой производительности составили процессор Core 2 Duo E8400 и пара графических адаптеров GeForce 9600 GT на чипах NVIDIA G94.

Meijin Action Intel Core 2 Duo E8400

Основные характеристики

Процессор

– Intel Core 2 Duo E8400 3,0 ГГц

Материнская плата

– ASUS P5N-D NVIDIA nForce 750i

Память

– 4 Гб (2x 2 Гб) DDR2 PC6400 Kingston KVR800D2N5/2G CL5

Графический адаптер

– 2x XFX PV-T94P-YDF4 NVIDIA GeForce 9600 GT

Жесткий диск

– 500 Гб Seagate ST3500320AS

Оптический накопитель

– DVD-RW Samsung SH-S203D Dual Layer

Блок питания

– SilverStone ST60F 600 Вт

Операционная система

– Windows Vista Home Premium 64-bit

Цена

– $1990

Сайт производителя

www.meijin.ru


Результаты тестов

Crysis 1280×1024 1600×1200
9600 GT SLI 31,4 23,3
9600 GT 18,7 15
9800 GTX 30,2 22,7
3870 x2 24,6 19,1
Call of Juarez 1280×1024 1600×1200
9600 GT SLI 28,7 12,3
9600 GT 15,3 7
9800 GTX 22,1 17,9
3870 x2 31,4 27,6
Company of Heroes: Opposing Fronts 1280×1024 1600×1200
9600 GT SLI 60,7 52,4
9600 GT 31,4 25,8
9800 GTX 60,1 42,3
3870 x2 51,9 41,1
Call of Duty 4: Modern Warfare 1280×1024 1600×1200
9600 GT SLI 75,5 59,3
9600 GT 42,2 31,2
9800 GTX 60,1 49,4
3870 x2 29,5 23,7