10 лет назад 10 августа 2008 в 3:25 54


Автор: Николай Зиновьев

Игровых ресурсов в Сети полно. Большинство из них представляют собой лишь набор стандартных новостей и банальных флэш-игр. Но есть и действительно стоящие проекты, предлагающие исчерпывающую и эксклюзивную информацию.

Gamespot.com (и его утрированная форма gamefaqs.com) – самый крупный и популярный ресурс из всех. Сам Gamespot представляет собой поистине всеобъемлющую игровую энциклопедию, где о каждом тайтле заботливо собраны новости, читы, прохождения, видеоролики и рецензии. Но на этом, пожалуй, все его достоинства исчерпываются, так как при более внимательном рассмотрении оказывается, что новости представляют собой не самую удачную кальку с kotaku.com и gamasutra.com, спецматериалы (так называемые feature) не выдерживают конкуренции со стороны ign.com и next-gen.biz, а раздел видео далеко отстал от gametrailers.com. И тем не менее, несмотря на все это (а также на чемпионаты по Team Fortress 2 на Xbox 360), gamespot является тем центром индустрии, вокруг которого собирается игровая общественность – именно здесь смотрят Electronic Entertainment Exposition в прямом эфире, здесь концентрируется вся игровая информация, здесь тот самый дух игровой индустрии. Конечно, мало что из этого имело бы место, если бы не форум. Именно он представляет сегодня крупнейшее, практически самостоятельное игровое сообщество, которое и придает gamespot тот самый статус центра игровой общественности, и с этим действительно трудно конкурировать.

Вот почему у такого гиганта есть лишь один прямой соперник – IGN.com, соревнующийся с gamespot практически во всех областях и, надо признать, небезуспешно. При этом сам IGN имеет ряд собственных, весьма экстравагантных черт. К таковым, безусловно, относятся оригинальные авторские материалы в духе “Можно ли действительно привести себя в форму с помощью Wii Fit (пятидневный курс автора)”, а также провокационные голосования “Кто лучше – герой брутального экшена или персонаж вселенной Марио”, которые, несмотря на свою абсурдность, привлекают большое количество участников и даже рождают форумные баталии как на самом ресурсе, так и за его пределами. Ко всему прочему общее качество материалов заметно превышает уровень gamespot.

Но кроме таких всеобъемлющих гигантов начали создаваться и более нишевые ресурсы. Например, популярность на блоги помогла появиться Kotaku.com в том виде, в котором он существует сейчас. Один из наиболее колоритных и оригинальных ресурсов на сегодняшний день, имя которому создает стилистическая подача текстов, выдержанная в лучших традициях английского PlayStation Magazine. Лучше всего это описывает их официальное объяснение названия: “”Отаку” в переводе значит “нездоровое увлечение”, в Японии это относят к аниме, манга или видеоиграм, в США – больше к аниме и манга. Нам сказали, что приставка “ко” вместо “о” создает уменьшительную форму, но у нашего Мэтта рост 180 см, что по японским меркам считается очень большим. Поэтому, как видите, все это имеет огромный смысл”.

Примерно в том же ключе работает и британский eurogamer.net, с той лишь разницей, что он придерживается более традиционной концепции, а новости там далеко не доминирущий жанр, в отличие от рецензий и превью. Хотя еще не так давно редакция eurogamer не стеснялась делить игры на девчачьи и нет, сегодня это вполне заслуживающий уважения ресурс, к мнению которого стоит прислушиваться.

В таких условиях какой-нибудь официальный сайт журнала редко может составить конкуренцию уже выделившимся лидерам данной области (чем-то подобным в России пытается заниматься gameland.ru, но выходит у него это пока неважно). Тем примечательнее деятельность next-gen.biz – онлайнового представителя журнала Edge. Хотя в редакцию сайта почти полностью влился состав расформированного в 2002 году журнала Next-Gen, теперь это официальный сайт журнала Edge и не более того. Собственно, главными сферами деятельности сайта являются близкие печатным спецматериалы и новости, а также блоги сотрудников ведущих компаний индустрии.

Тем временем высокоскоростной интернет позволил создавать инфомационные ресурсы, полностью лишенные текстовой информации, уступив место видеоконтенту. Так появился gametrailers.com, наполненный теми же превью, рецензиями и спецматериалами, но с приставкой “видео”, а также G4TV.com и games-tv.ru. Два последних представляют собой сетевые ответвления телеканалов G4TV, знакомого российскому зрителю по передаче x-play, и gameland-tv, отправляющего в Сеть каждый выпуск “Иконы видеоигр”, “Без винта” (продолжение “От винта” с Бонусом и Гамовером) и “Виртуалити”. Оба ресурса весьма качественно разбавляют телевизионный материал собственными выпусками.

Примечательно, что и в среде игровой индустрии можно выделить аналог информационного агентства, к услугам которого прибегают все остальные ресурсы, таковым в нашем случае является gamasutra.com. На сайте представлены сугубо информационные жанры: новости, авторские колонки и индустриальные интервью, среди которых недавняя беседа с Алексеем Пажитновым (создателем знаменитого тетриса) о его взгляде на современные казуальные игры. То, что нужно, при желании получать информацию из первых рук. Впоследствии новости отсюда расползутся по всевозможным ресурсам, переводимые на самые разные языки. В том числе и на русский.

И здесь лучшим из существующего является Daily Telefrag (dtf.ru), исправно адаптирующий новости и спецматериалы с gamasutra, снабжая их весьма качественными комментариями и аналитикой. Однако успешных и популярных российских сайтов об играх единицы, и уровень большинства из них находится далеко позади DTF. Тем не менее ситуацию был призван исправить проект игры@mail.ru. Некогда подававший большие надежды ресурс начинал со стандартных новостей и рецензий, но очень быстро дорос и до крупных многоступенчатых спецматериалов, таких как “История игровой индустрии”, которая, как и положено, брала начало со знаменитой Pong Ральфа Баера. Но затраченные усилия не окупались, и в конце концов игры@mail.ru превратился в то, чем и является сейчас – набор флэш-казуалок для скучающих менеджеров. Очень жаль, что такой перспективный проект потерпел поражение, учитывая “безрыбье” российской области игровой интернет-журналистики.