14 лет назад 20 октября 2004 в 0:55 80

Представьте, какой шок испытали бы Бетховен или Бах, услышав звуки современной электрогитары или синтезатора. Эти инструменты кажутся нам до банальности привычными, а ведь они появились на свет всего каких-то полвека назад. Что же нас ждет лет через двадцать?

С появлением компьютера в музыке произошел мало кем осознанный переворот. А ведь выпуск MIDI-гитары в свободную продажу, причем по вполне доступной на сегодняшний день цене, означает, что совсем скоро на сцену выйдет новое поколение гитаристов с новой техникой и приемами игры. Барабанщик будущего сможет обходиться без барабанных палочек, да и без барабанов вообще, используя прикрепленные к мышцам датчики для передачи сигнала компьютеру. Вокалист сможет безупречно петь в любой тональности, произвольно меняя голосовые форманты. Микрофон будет восприниматься как нечто архаичное, его с успехом заменит микрочип, также посылающий сигнал на компьютер.

Если вы все еще сомневаетесь в обоснованности этих прогнозов, присмотритесь к устройствам, о которых мы хотим вам рассказать. Одни из этих причудливых приспособлений вызовут усмешку и войдут в историю лишь как экзотические плоды изобретательного человеческого ума. Зато другие, быть может, послужат прологом новой эры. В одном можно не сомневаться: грядущее готовит нам множество сюрпризов в этой области.

Итак, как вам понравится BodySynth от Криса ван Ралте и Эда Северингхауса? Это киберконтроллер, превращающий тело в музыкальный инструмент, система для преобразования усилий мускула в звуки. С помощью BodySynth можно модулировать звуковые стереоэффекты, контролировать запуск различных световых устройств и все, что может управляться компьютером, без ограничения количества используемых приложений. Между прочим, устройство это запатентовано аж в 1996 году, оно неоднократно демонстрировалось в представлениях и телешоу, обсуждалось на различных конференциях по технологии и искусству CyberArts, Digital Art B&4n, Meckler 93 Virtual Reality, Conference on Dance and Technology, Macworld Tokyo и др. www.synthzone.com/bsynth.html www.pamelaz.com/bodysynth.html.

Следующий экспонат – цифровая дирижерская палочка (Digital Baton) от компании MIT Media Lab. Это достаточно сложное устройство отслеживает собственное горизонтальное/вертикальное положение при помощи направляющих, расположенных в наконечнике жезла. Для борьбы с временными задержками и второстепенными световыми помехами используются синхронно демодулирующие PSD-фотодатчики. Для быстрой реакции на направленные резкие удары и широкие взмахи используется три оси и акселеметрический 5G-массив.

Кроме того, дирижерская палочка оснащена специально разработанными пятиуровневыми сенсорами, реагирующими на силу нажатия пальцев. C помощью этого жезла можно управлять оркестром электронных инструментов, расставляя нужные акценты, замедлять (ускорять) музыкальное движение и при необходимости изменять микропараметры звукоизвлечения (такие как глиссандо) и тональности инструментов.

В интернете можно найти mpg-файлы с демонстрацией фрагментов из представления “Оперы Разума” (Brain Opera) в дирижерском исполнении Кай-Ю Сяо (www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/KaiYuh_Baton.mpg) и Терезы Маррин (www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/Baton-BO.mov). Интересно, как выглядит репетиция такого оркестра виртуозов-компьютеров – на кого кричит дирижер?

Надо сказать, что это далеко не единственное достижение MIT Media Lab, которая, похоже, специализируется на устройствах будущего. Специалисты компании разработали Gesture Wall – реагирующую на жестикуляцию стену, Этот своеобразный потомок терменвокса изменяет высоту звука в зависимости от высоты поднятой руки. С помощью горизонтальных жестов вы меняете инструменты и генерируете мелодии.

К этим функциям в последние годы добавилась система, проецирующая графику. Основой проекций служат частицы, встревоженные движением рук и изменением жестикуляции. Фрагменты демонстраций в Центре Линкольна в июле1996 (www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/GW.mpg) и в Доме музыки в Вене в августе 2000 (www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/gest_wall.mov) иллюстрируют в большей степени графические функции.

MIT Media Lab предлагает еще кое-что для людей, привыкших выражать свои эмоции посредством танца. Им может прийтись по вкусу специальная танцевальная обувь (dancer shoes). Она снабжена датчиками давления и изгиба, реагирует на прыжки и угол наклона, изменение положения. Туфли работают от батареек, осуществляя беспроводную связь с компьютером на частоте 19,2 кбод. В зависимости от настройки датчиков воспроизводится тот или иной звуковой эффект. В примере www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/shoes.mpg звуки ветра вызваны угловой скоростью, и звуковой обвал (“крэш”) – реакция на жесткое воздействие с твердой поверхностью (полом).

А не хотите ли станцевать на волшебном ковре, который является проволочной сенсорной сетью, улавливающей прикосновения подошвы? (www.acm.org/sigchi/chi97/proceedings/short-demo/jp.htm). Чтобы вы получили ощущение полной обратной связи от движения не только ног, но и рук, над поверхностью ковра установлены два радара Допплера 2,4 ГГц. Музыкальная интерпретация сигнала действующей модели написана, между прочим, на Visual C++.

Итоговый сигнал в формате MIDI посылается на музыкальный модуль Roland. При передвижении по ковру генерируется три типа различающихся по высоте сигналов. Низкий голос связан с длительностью соприкосновения с ковром и выполняет функцию педали “сустейн”, средний голос реагирует на относительную позицию человека на самом ковре, высокий голос, а также его скорость и подача зависят от сигналов, обнаруженных радаром. Наконец, общее направление движения при перемещении по ковру управляет аккордом, на котором все сыграно (web.media.mit.edu/~joep/SpectrumWeb/captions/Carpet.html).

Видео можно найти по адресам www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/Carpet.mpg, www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/Mia-Carpet.mpg, www.media.mit.edu/~joep/MPEGs/Cinemat.mpg.

Если вы думаете, что это предел музыкальной извращенности, то вам стоит познакомиться с творчеством альтернативного музыкального скульптора из Вудинвилля Эйнара Аска (www.einar.com ). Господин Аск соорудил на Хеллоуин три MIDI-дерева, декорированных повешенными скелетами. Музыка в стиле электроиндастриал с использованием этих инструментов исполнялась автором на Пионерской площади в Сиетле. На сайте скульптора можно также ознакомиться с устройством говорящих шаров (Speaking Orbs) и узнать подробнее о других интерактивных музыкальных скульптурах.

Парадоксы технологий
Предугадать пути развития технологий будущего довольно сложно. Дело в том, что новые технологии сами по себе становятся источниками не существовавших до недавнего времени потребностей. Вряд ли ученые-химики, занимавшиеся проблемой синтеза искусственного каучука, подозревали о последующем использовании своих разработок для изготовления жевательной резинки.

Может оказаться, что и сенсоры, разработанные для dancer shoes, найдут применение в неожиданных областях. Что вы скажете, например, о детской обуви, звуковыми сигналами предостерегающей ребенка от движения в сторону потенциально опасных объектов (проезжей части улицы и т. д.), а заодно посылающей на мобильный телефон родителям (няням) сообщения о деятельности малыша?

Профессиональные технологии, используемые в настоящее время для ушного радиомониторинга музыканта во время концертного выступления, через какое-то время могут подешеветь настолько, что приведут к появлению, скажем, недорогих бытовых MP3-сережек.

Продолжим наш экскурс в мир пока еще довольно дорогих, но зато вполне полнофункциональных устройств, приближающих нас к завтрашнему дню. Обратите внимание на напольную MIDI-педаль MT-48DD, специально изготовленную для известного басиста Билли Шихана. Внешне устройство напоминает грандиозную корзину для яиц размером 4×12.

Куполообразные резиновые формы в большой стальной рамке представляют собой комбинацию характеристик Ztar-контроллеров. Каждая яйцевидная педаль может быть запрограммирована на передачу восьми MIDI-нот или сообщений контроля, команды изменения (управления) последовательности и т. д.

Устройство, реагирующее на скорость и давление, можно использовать в качестве ударной установки или настроить под специфические нужды (например, для четырехструнной бас-гитары господина Шихана. MT-48DD можно заказать на www.starrlabs.com. Дешево вы, правда, не отделаетесь.

Из ныне действующих специальных профессиональных устройств можно выделить Hotz Box – самые быстрые MIDI-контроллеры, работающие в режиме реального времени. Yes, Fleetwood Mac и Kitaro применяли эти устройства как во время живых выступлений, так и в студии. Примеры использования Hotz Box можно найти здесь: www.mp3.com/jimmyhotz.

Zendrum ZX – MIDI-инструмент, разработанный барабанщиками. Но у них получилось нечто большее, чем барабаны: ZX может вызывать через MIDI ЛЮБОЙ звук. В отличие от клавиатуры здесь нет никаких ломких, изнашивающихся, перемещающихся частей. Наслаждаться легкостью и доступностью управления может любой человек, но это не игрушка, это инструмент ручной работы, изготовленный из ценных пород дерева. Каждый Zendrum – произведение искусства, способное детально передать высокое качество исполнительской игры.

Последней моделью в семействе Zendrum является Zendrum Laptop, представленный в 2003 году. Laptop отличается повышенной эргономичностью, его можно расположить на столе или подвесить на ремне для концертного музицирования. В нашем обзоре это, пожалуй, самый красивый инструмент, вот только за красоту эту вам придется выложить от $1200 до $1600 в зависимости от набора функций и пород дерева. Если же цена для вас значения не имеет, на www.zendrum.com вы сможете заказать себе и собственную модификацию.

Следующий экземпляр, CX10 Chordboard, может стать иллюстрацией альтернативного будущего, за которое так опасались Шлосс и Джафф (см. врезку). Этот аккордопроигрыватель 1995 года выпуска должен был, по мнению изобретателей, вытеснить классический рояль подобно тому, как Windows вытеснила DOS. Но последующие десять лет не принесли сколько-нибудь ощутимых сдвигов в этом вопросе.

Несмотря на обещанную легкость освоения, этот играющий трезвучиями инструмент, судя по всему, сумел освободить от ручного труда не слишком многих представителей музыкального сообщества. Неповоротливый фортепьянный ленивец пока не доказал свою жизнеспособность, но пафосности и амбициозности ему не занимать. Впрочем, решающий выбор за вами, так что можете заглянуть на www.chordboard.com.

Интересная точка зрения на издержки компьютерных музыкальных технологий и проблемы будущего музыкального исполнителя изложена в теоретическом исследовании В. Эндрю Шлосса и Дэвида А. Джаффе “Будущее музыки или упадок исполнителя?” (Interface Journal for New Music Research, The Netherlands, December 1993). По мнению авторов, цифровая обработка сигнала и новые компьютерные технологии могут стать причиной снижения ценности индивидуальной исполнительской подачи музыканта-виртуоза, вокруг которого изначально строится западная музыкальная традиция.

Нарушение равновесия в этой области приведет к утрате связи между исполнителем и инструментом с одной стороны и между музыкой и слушателем – с другой. Музыкальное действо потеряет свое прежнее значение, и музыка как часть западной культуры окажется в кризисе.

Опасения авторов выглядят вполне обоснованными. Но если вспомнить об аналогичных апокалиптических предсказаниях сторонников поставленного оперного вокала в связи с изобретением микрофона, то будущее представляется не таким уж мрачным. Скорее всего, индивидуальность творца, использующего музыкальные технологии, по-прежнему останется более важной категорией, чем сами технологии будущего, каким бы оно ни было.

Из необычных клавишных устройств упомянем Z-Board и G-Board, напрямую комбинирующие особенности гитары и фортепьяно, а также необычные клавиатуры Эрва Уилсона (Wilson Generalized Keyboards, модели U288, U648, U990). Последние представляют собой органы с сотовым расположением клавиш и являются электронными модифицированными реконструкциями энгармонического органа Босанкета, изобретенного в 1875 году.

Модель U990 насчитывает 810 клавиш и по этому показателю на сегодняшний день является одним из клавиатурных рекордсменов. Надо сказать, что Уилсон потратил сорок лет жизни на изучение микротональных закономерностей и обобщение традиций и экспериментов западной музыкальной культуры, о которых в двух словах не расскажешь. Лучше посетить www.starrlabs.com/keyboards.html#wilson.

Encore Knobby предназначен для того, чтобы стать аппаратным диспетчером как устаревших, так и будущих MIDI-устройств. Диспетчерский узел музыканта является контроллером аппаратных средств ЭВМ, который программируется при помощи персонального компьютера. Будучи запрограммированным, в дальнейшем этот прибор может работать автономно. В отличие от некоторых других компактных MIDI-контроллеров, Encore Knobby может посылать системе так называемые исключительные сообщения System exclusive (Sysex). Вы можете накручивать фильтр любимого синтезатора или регулировать задержку (pre-delay) на процессоре эффектов в режиме реального времени.

Кнопок в интерфейсах этих реально-виртуальных чудес нет, для редактирования используется только мышь. Вот далеко не полный перечень особенностей Knobby: 120 программируемых средств управления; вдвое большее аппаратное разрешение по сравнению с более дорогими MIDI-контроллерами; встроенный MIDI-смеситель; восемь процессоров MIPS RISC; четыре кнопки групп; выбор 15 групп по восемь кнопок; восемь потенциометров для плавных регулировок; программируемая задержка MIDI для совместимости с некоторыми устройствами, энергонезависимая память, совместимость со всеми хост-программами и всеми Windows от 95 и NT до XP; наконец, малые габариты и вес.

И на десерт – еще три необычных музыкальных изыска. Находящийся в настоящее время в разработке MGC-30 (MIDI Glove Controller) – ручной MIDI-манипулятор-перчатка. Разработчики планируют выпустить на рынок целых три различающихся по степени профессиональной пригодности модели. Стандартная перчатка будет работать только со своим банком звуков, полупрофессиональная модель сможет загружать звуки из внешней звуковой карты, а у профессиональной будет более широкий список аппаратной совместимости с внешними устройствами, а также повышенная сенсорная чувствительность и стопроцентная MIDI-совместимость.

Работает эта штука следующим образом. На одну руку вы надеваете перчатку, оборудованную семью металлическими датчиками, в другую берете звуковой пистолет (sound launceur), запускающий звуки из библиотеки. Когда перчатка и курок тамбурина входят в контакт, вызывается тот или иной звук – в зависимости от текущего состояния электронного интерфейса (LCD-монитор и переключатели различных параметров). Через MIDI-порт эти три элемента могут быть связаны с любым электронным инструментом или компьютером. Пользователь перчатки может свободно двигаться или идти при игре. Существует возможность назначать не только MIDI-звуки, но и использовать сэмплы и готовые последовательности сэмплов.

Синтифон (Synthophone) от компании Softwind Instruments (synthophone.home.att.net) позиционируется создателями как “первый синтетический саксофон”. В вашем распоряжении 128 полностью сменных патчей. Нажатия пальцев регулируют параметры aftertouch, viraoto, дыхание и динамику. Функция под названием “Динамическая гармония” позволяет пользователю одновременно играть от двух до пяти мелодических гармоний в режиме реального времени.

Дыхание и давление губ управляют окончаниями музыкальных фраз, регулируют степень музыкального диссонанса и уровень инверсии. У синтифона стандартный сменный мундштук и два MIDI-выхода. К вашим услугам кнопка паники для сброса всех настроек и очистки списка сообщений. В качестве тела синтифон использует альт-саксофон Yamaha YAS-23. Цена – $3450.

Компания Syncrovoice, Inc. предлагает альтернативный MIDI-контроллер Midivox, позволяющий использовать в качестве инструмента человеческий голос. Неакустический биодатчик опоясывает вашу шею. Вокальные движения связок отслеживаются с помощью электроники и маленьких кусочков золотой фольги, проходящих вдоль линии шеи.

Высота голоса и громкость кодируются в MIDI-код с сохранением характеристик атаки и скорости. При этом можно выбирать хроматический режим для клавишных эффектов, режим установленного в системе MIDI, пороговые значения для частот голоса, его громкости и уровня синхронности выходного сигнала.

Стоит Midivox приблизительно 1595 USD. Примеры можно найти на www.healingmusic.net/MidiVoxAudioMidiClipsFrame1Source1.htm.

Возможно, многое из того, что сегодня занимает умы разработчиков альтернативных компьютерных музыкальных решений, осталось за рамками этой статьи. Однако есть надежда, что описанные устройства вызовут не только живой читательский интерес, но и появление необычных творческих идей. А это, в конечном итоге, самое главное.