13 лет назад 9 ноября 2005 в 6:25 81

ВЫДАЮЩИЕСЯ ГРАФИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ ЕСТЬ У МНОГИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, НО ПОЛЬЗОВАТЕЛИ НЕРЕДКО ЗАДЕЙСТВУЮТ ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ПРИЧИНА ПРОСТА: ЕСТЬ АНАЛОГ МОЩНЕЕ, УДОБНЕЕ И ПРОСТО КРАСИВЕЕ.

ADOBE PHOTOSHOP CS2
Интерфейс программы заметно изменился в лучшую сторону. Если вы работали на Macintosh, то помните комфорт от древоподобных структур папок и файлов в окне файлового менеджера Finder. В диалогах сохранения и открытия файлов Photoshop и остальных приложений CS2 теперь есть неприметная кнопочка, позволяющая переключаться именно в такой вид.

Файловый менеджер, который раньше был встроен исключительно в Photoshop, теперь называется Adobe Bridge и доступен из других приложений пакета Creative Suite 2. Статусная строка расплодилась – по одному экземпляру досталось каждому окну открытых документов. Часть информации из нее перебралась в палитру Info. Меню выбора шрифта теперь показывает начертание гарнитур в списке и тем самым экономит дизайнеру нервы и время. Чтобы не путаться в лишних функциях, можно просто отключить их отображение в меню, а заодно раскрасить остальные пункты в разные цвета. Часть “горячих” клавиш изменила свое назначение, но можно переназначить их в том же окне, в котором производится настройка вида меню.

Редактор также приобрел другие возможности. Из ImageReady, например, была взята палитра анимации. При ее включении становятся доступны кнопки для управления слоями в клипе. Появилась возможность работы сразу с несколькими слоями, причем выбор объектов, их группировка и перемещение теперь очень похожи на те же операции в векторных редакторах. На панели инструментов – две новые иконки: первая носит название Spot Healing Brush Tool и является модификацией Healing Brush из предыдущей версии редактора; второй инструмент – Red Eye Tool (для удаления эффекта красных глаз).

Команда Free Transform стала несравненно мощнее – она проделывает с контурами трансформируемого объекта настоящие чудеса: края картинок можно изгибать, вытягивать, выворачивать в любую нужную сторону, можно имитировать наложение текстур на выпуклые объекты, “утаптывать” их в нужный контур, отнимая хлеб у фильтров из группы Distortion.

Vanishing Point обосновался в меню фильтров рядом с другими продвинутыми утилитами. Принципы его действия оказались довольно простыми – вам нужно лишь поставить в окне плагина несколько точек, определяющих искаженный перспективой прямоугольник в трехмерном пространстве, а затем можно рисовать и клонировать изображения в плоскости этого прямоугольника. Если вы, например, обработаете таким образом окно на нарисованном или сфотографированном доме, можно будет за несколько секунд расплодить это окно на все стены.

Фотографы получают в свое распоряжение еще и плагин Optical Lens Correction для исправления искажений линзы. Он может превратить “рыбий глаз” в нормальный снимок без бочковидно-подушкообразной дисторсии. Фильтр Reduce Noise не только уменьшает “шум” на фотографии, но и позволяет делать это на отдельных каналах. Кроме того, он умеет удалять со снимка артефакты, созданные конвертацией файла в формат JPEG.

Smart Sharp – новое воплощение старого Unsharp mask, предлагающее более богатые настройки и возможности по повышению резкости фотографий. Очень приятно, что теперь можно отдельно настраивать действие плагина для разных частей снимка – например, можно сделать изображение резче только в затемненной области или наоборот.

Если вы пользовались автоматизацией, вам придется по душе способность нового Photoshop работать с переменными данными. Причем теперь для вызова сценариев необязательно открывать их отдельной командой – вы можете ассоциировать нужный скрипт с событием, происходящим в Photoshop, и записать в этом скрипте все необходимые на такой случай действия.

По мере своего развития Photoshop обретает все больше возможностей векторных редакторов. Одной из вех на этом пути стало внедрение в документы Photoshop объектов Smart Objects, представляющих собой растровые картинки или векторные иллюстрации, которые хранятся в памяти и лишь при выводе на экран или на принтер пересчитываются и показываются. Таким образом, превратив обычный слой в Smart Object, вы можете сжимать и растягивать его сколько угодно без риска потери качества.

Как раз в погоне за качеством Adobe ввела в свой продукт еще одну новинку – поддержку изображений с глубиной цвета 32 бит на канал (эта технология получила название HDR – High Dynamic Range). RGB-иллюстрация с такой глубиной цвета может отображать до 4,5х10 в 21 степени оттенков. Так что фотографам открыт путь к редактированию снимков с тончайшими нюансами цвета, начиная от снежинок в солнечном луче и заканчивая черной кошкой в темной комнате.

Популярная функция Shadow-Highlight, которая раньше помогала осветлять темные и затемнять слишком светлые снимки, теперь умеет обращаться с цветовой моделью CMYK и изображениями 16 бит на канал. Этому же научились и большинство плагинов, которые раньше работали лишь с традиционным “компьютерным” форматом: RGB 8 бит на канал.

ADOBE ILLUSTRATOR CS2
Первое, на чем сами авторы пытаются заострить наше внимание, это опция Live Tracing, предназначенная для перевода растровых изображений в векторный вид. Нельзя сказать, что результаты ее работы сильно впечатляют, но в некоторых простых случаях она действительно может сократить время по обрисовке картинки с дней до минут или даже секунд. Следующая новинка – Live Paint. Первое, что вспоминается при освоении этой функции – работа в Macromedia Flash.

Вы помните, как в этой программе разделить объект на две части? Достаточно просто провести между ними линию, и вот ваш овал (квадрат, треугольник и т. д.) разваливается, словно разрезанный скальпелем. Нечто подобное происходит и в Illustrator. Проведите поверх объекта прямую или кривую, и отдельным частям контура можно присваивать разные атрибуты – заливку, контуры, эффекты. Отпадает нужда в сложных манипуляциях с наложением и пересечением объектов.

Одно из самых полезных нововведений в интерфейсе новой версии редактора – новая палитра, выполненная в том же стиле, что и панель опций в Photoshop. При выборе нескольких контуров пользователь получит быстрый доступ к операциям пересечения и комбинирования этих объектов, а при активации текстовых объектов появятся управляющие элементы интерфейса для смены атрибутов надписи, таких как кегль и гарнитура шрифта.

После возникновения фильтра Extrude and Emboss еще в Illustrator CS стало возможным создание анимации псевдообъемных фигур с последующим экспортом ролика во Flash (через формат SWF). Как известно, многие разработчики предлагают свои варианты такого конвертирования, но есть не всегда приятные побочные эффекты. Новые возможности, предоставленные нам программистами из Adobe, восполняют этот пробел.

В новой версии Illustrator предлагает гораздо более тесную интеграцию с Photoshop, чем когда-либо ранее. При загрузке PSD-документа в Illustrator CS2 вы можете не только получить документ в виде отдельных слоев-объектов, но даже выбрать версию (Layers Comps) для загрузки и частично сохранить эффекты в документе.

Тем, кто использует для автоматизации рутинных действий скрипты, понравятся улучшения при выводе на печать и сохранении документов в различных форматах. Достаточно сказать, что теперь из скрипта есть доступ к гораздо большему числу настроек печати, чем через стандартное окно диалога.
Расширенная поддержка PDF обернулась тем, что этот формат стал внутренним для файлов Adobe Illustrator. Опции работы с ним пополнились поддержкой слоев (которыми можно управлять в Acrobat 6 и 7 версий), новых алгоритмов компрессии растровых изображений (JPEG 2000), полей на вылет (bleeds) и обрезных меток (crop marks).

ADOBE INDESIGN CS2
На первый взгляд интерфейс программы сильно напоминает старый добрый PageMaker. Не поменяй Adobe его название, сейчас эта программа носила бы имя наподобие Adobe PageMaker CS2. Впрочем, произошедшие со времени переименования изменения вполне его оправдывают. Чего стоит только избавление от проблем с кириллицей – заказы на подготовку макетов попортили в свое время немало крови полиграфистам.

Нововведений и тут множество, но что важно: новые документы, создаваемые в InDesign, обратно совместимы с предыдущими версиями программы – сохраните макет в формате INX (InDesign Interexchange) и проблем при открытии или печати файла не возникнет. Как и следовало ожидать, InDesign умеет импортировать документы Word и RTF и даже преобразовывать стили Word в стили InDesign. И хотя текстовым редактором InDesign все-таки не является, тем не менее, все возможности мощного текстового процессора у него есть.

Проверка орфографии – не проблема, особенно если подключить к документу словарь со специфическими терминами, составленный для конкретного заказа. Программа научилась отслеживать расстановку кавычек и скобок в текстовых фреймах, а также делать многие другие вещи, не являющиеся необходимыми, но добавляющими комфорта. Кстати, для редактора и вообще всякого пишущего человека Adobe подготовила текстовый редактор InCopy. Вам совершенно не обязательно запускать его на своей машине, если текст нуждается в правке.

Можете просто посадить редактора за другой компьютер в локальной сети, присоединить к текстовому фрейму документ InCopy, редактированием которого в данный момент занимается коллега, и спокойно продолжать свою работу в InDesign. Этим фреймом может быть один из текстов, которые вы разместили на странице (например, врезка в журнальную статью), или ячейка в таблице. А можно вообще сделать документ, состоящий из вашего дизайна, к которому прилинкованы документы других авторов.

Новая палитра Object Styles позволяет применять форматирование стилями еще и к графическим объектам. Если вы, например, сделали красивый колонтитул и добавили в брошюру элементы оформления со сходным обликом, вы можете и колонтитулу, и прочим объектам присвоить один стиль, а затем во всем документе поменять оформление парой щелчков мыши. К тому же все стили можно сохранить в файлы и отдать на растерзание банде… м-м-м… коллег. Стае коллег. Группе коллег. В общем, тем, кому это нужно.

В пакете Creative Suite 2 Adobe сделал сильный упор на мобильные приложения. Один из аспектов такого прогресса – работа с XML. InDesign CS2 имеет мощный фильтр импорта XML, включающий в себя структурный вид документа при открытии и дополнительную помощь пользователю в виде палитры XML-тэгов. Кроме того, можно, например, присвоить XML-тэги таблице, чтобы получать затем данные для нее из WEB– или XML-документа. Текстовый фрейм, к которому присоединен удаленный XML-документ, будет обновляться сам при внесении изменений в этот документ другим автором.

Не тратьте время на рутинное повторение одних и тех же действий. Теперь есть новый режим повторной трансформации объекта. Вы можете повернуть его, сжать, растянуть, сделать перекос. Это нужно проделать с десятком таких объектов? Легко. Просто помните, что для векторной сущности все эти трансформации всего лишь атрибут, а атрибуты можно копировать и присваивать другим аналогичным фигурам. Если же вам не хватило тех эффектов, которые вы подготовили в прочих программах и вставили в виде иллюстраций, присвойте векторным фигурам некоторые дополнительные атрибуты, такие как тень, размытие, шум или текстуру.

В Photoshop после изучения “горячих” клавиш можно пользоваться мышью исключительно для выделения и использования кистеподобных инструментов – работа ускоряется на порядок. В InDesign таких крайностей достигнуть не удастся, но присвоить нужный стиль объекту можно, вообще не снимая пальцев с клавиш. Впрочем, мышь при использовании графического интерфейса все-таки нужна, но она в отличие от клавиатуры не самое подходящее для “снайпера” устройство, поэтому в InDesign появилась сетка привязки не только для страницы, но и для отдельных текстовых фреймов. Так достигается большая точность и скорость работы без использования направляющих.

InDesign умеет работать с PDF без всяких дополнительных средств, размещая внутри документа одну или несколько страниц из документа Portable Document Format. А фильтр экспорта в PDF теперь содержит значительно больше опций – поддерживаются практически любые субформаты и настройки PDF. Если у вас есть желание унифицировать репозиторий своих данных, вы можете один раз записать настройки в файл “*.joboptions” и перенести их на домашний компьютер или ноутбук, поделиться со своими коллегами, предложить системному администратору, чтобы в дальнейшем использовать для создания PDF из любого приложения Creative Suite 2.

Еще одна новинка – поддержка слоев документов Photoshop (PSD) и Acrobat (PDF). Для Photoshop также поддерживаются композиции слоев (Layer Comps). Гораздо удобнее сделать в палитре Layer Comps сразу десяток версий логотипа с небольшими отличиями, чем при экспериментах с дизайном документа каждый раз загружать графический редактор и пересохранять злосчастную картинку.

ADOBE INCOPY CS2
Adobe не побоялась выпустить собственный текстовый редактор, который если и не бьет по всем статьям лидера, то, по крайней мере, мало в чем ему уступает. Если предыдущую версию можно было с некоторой натяжкой считать аналогом AbiWord, то сейчас она переросла своих коллег по цеху на голову. Взгляните только на краткий список отличий версии CS2:

Подключение дочерних документов. В документ InCopy можно подключить другой документ того же формата, картинку, файл InDesign или его часть, нужную для данной работы. Вы можете не просто поместить иллюстрацию в документ и масштабировать ее, InCopy позволяет ее трансформировать, поворачивать, обрезать, расширять до размера текстового фрейма, в который она вставлена, и даже немного корректировать, если в этом есть необходимость. Кроме того, как и в случае с подключаемыми текстовыми документами, вы можете вставлять в документ не сам файл, а линк (связь с ним), автоматизируя все изменения макета.

Функции текстового редактора стали в некоторых случаях заметно удобнее. Если вы, например, вставляете текст из браузера, то наверняка хотите поместить его в документ как простой текст, не утруждая себя последующим переформатированием и изменением стиля. Все делается парой щелчков мышью или нажатий клавиш. Если вы разобьете текст в три колонки, ваши сноски не станут расплываться по странице широкой полосой, а аккуратно форматируются под размер каждой колонки.

Как и в InDesign, вы можете пользоваться специализированными словарями, в том числе общими, размещенными в локальной сети. Список исправлений и исключений для слов, не прошедших проверку орфографии, доступен привычным для пользователей способом – в простом контекстном меню. Особенно приятно, что даже англоязычная версия программы свободно и корректно работает с русским текстом.

Автоматизированные текстовые макросы – продвинутый аналог списков автозамены в приложениях MS Office. Если ваш день состоит из утомительного набора одинаковых длинных фраз, нет смысла заносить их в буфер обмена – куда удобнее лишь однажды воспользоваться соответствующей палитрой. Если вам часто приходится создавать похожие документы – сохраните шаблон. В дальнейшем необходимо лишь выбрать нужную форму при запуске приложения, заполнить нужные поля и отдать готовый документ в работу.

Как и в других приложениях, тут вы можете создавать слои. Казалось бы, для чего они нужны в текстовом редакторе? Здесь они играют примерно ту же роль, что и композиции в Photoshop – можно, например, поместить в документ врезку с текстом на разных языках, и при использовании файла просто переключать эти слои для печати разных версий текста.

Удобство пользователя, похоже, вообще стоит во главе всего прочего – например, переход между частями документа не составляет ни малейших трудностей с новыми маркерами-закладками и назначением сокращений для перехода к ним. Автоматическая установка ярлычков и цифр в списках – уже совсем не новая, знакомая по программам других производителей возможность – делает еще один шаг на пути к Идеальному Интерфейсу.

ADOBE GOLIVE CS2
Будучи и ранее очень мощной, в версии CS2 программа приобрела столько новых функций, что только о них можно написать целую книгу. Рассмотрим главное. Начнем с функции Live Rendering, которая в режиме реального времени показывает все изменения, производимые вами в редактируемом проекте – в GoLive встроен движок браузер Opera. Кстати, он поддерживает Small-Screen Rendering (SSR), технологию отображения контента для мобильных устройств. Для них же предназначен и формат SVG-t (Scalable Vector Graphics – Tiny). Это упрощенный вариант SVG для мобильных устройств, таких как наладонники и смартфоны.

Эта технология частично поддерживает те же функции, для которых сейчас используется Macromedia Flash, и имеет все шансы на дальнейшее развитие. В GoLive встроен и специальный редактор CSS для мобильных устройств, который сразу же проверит ваше творение на предмет соответствия стандартам и отобразит результаты ваших действий. Авторы, создающие традиционные CSS, тоже не будут обижены. Разделенные окна редактирования позволяют отображать и редактировать рядом таблицу стилей и исходный код страницы или уже отрисованный вариант ресурса, который будет обновляться при изменении таблицы стилей.

Вообще, разработка мобильного контента – основная особенность нового GoLive. Вдумайтесь в простой перечень реализованных технологий: разработка SMIL-приложений для мобильных устройств с использованием объектно-ориентированного интерфейса, проверка корректности создаваемых MMS-сообщений, пакетная обработка MMS, эмуляция просмотра на множестве мобильных устройств, утилита конвертирования стилей страниц веб-сайтов в таблицы CSS для мобильных устройств…

Для перехода на новые технологии авторы встроили в свое детище множество возможностей: пакетная конвертация HTML в XHTML, совместимость с ECMAScript и XML, автоматическое создание иконок для страниц (достаточно просто перетащить в нужное место понравившееся вам изображение). Если вы решили разместить на сайте информацию, которую ранее подготовили в InDesign, вам поможет тесная интеграция GoLive с этой программой – вы можете из редактора сайта импортировать документы InDesign или отдельные его части (страницы и объекты).

ADOBE ACROBAT 7.0 И LIVECYCLE DESIGNER
Сразу же обращает на себя внимание обновленный диалог печати – появилась возможность перелистывать страницы в окошке предпросмотра. Отсутствие такой функции мешало проверять макеты перед печатью. Радует и поддержка больших форматов – в прежних версиях не удавалось корректно отпечатать даже лист А0, не говоря уже о больших размерах.

Новые возможности Acrobat позволяют прикреплять к документу файлы любых типов для удобного хранения и быстрого доступа к их содержимому – теперь в PDF можно хранить видео, аудио и данные о трехмерных объектах в формате U3D. Возможность быстрого поиска и индексации информации в PDF-файлах на вашем компьютере или в сети позволяет организовывать в единой среде архив данных, вне зависимости от того, кем, когда и в какой программе они были созданы. Если, например, вы хотите создать архив вашей электронной почты Microsoft Outlook, вы получите его в виде документа PDF со всеми ссылками, вложениями, списками автоматически созданных закладок для сортировки по дате, отправителю, теме или папке, в которой они размещались.

Приложение к основной программе – утилита LiveCycle Designer. Ее основное назначение – создание форм на основе XML в документах PDF. Построив на странице интерфейс из стандартных элементов управления, вы можете насытить его функциональностью при помощи сценариев JavaScript и тем самым облегчить жизнь тем, кто будет пользоваться этим документом. Основное удобство такого подхода – избавление от повторяющихся действий и самостоятельная работа компьютера по проведению всех необходимых в документе расчетов и проверок введенных данных на корректность.
Как и прочие приложения CS2, Acrobat изрядно продвинулся в автоматизации работы и может полностью управляться при помощи JavaScript из утилиты ExtendScript Toolkit.

Общие компоненты пакета
Большинству пользователей, которые захотят перейти на новую версию Creative Suite, придется провести изрядный апгрейд своего железного коня. Такая прожорливость знаменитого бренда обусловлена использованием в ядре программы новых версий базовых механизмов (последние версии библиотек CoolType, AGM и ACE), которые являются общими компонентами всех продуктов линейки CS2.

CoolType отвечает за рендеринг строк, в том числе и сложные варианты их отрисовки, такие как размещение вдоль кривой, сложное форматирование, поддержка шрифтов OpenType (равно как и шрифтов других форматов). AGM (Adobe Graphic Manager) организует интеграцию всех частей графического пакета, обеспечивая перетаскивание объектов из программы в программу, перенос их через буфер обмена, представление и отрисовку объектов. Библиотека ACE (Adobe Color Engine) включает в себя средства работы с цветом: цветоделение, наложение прозрачных объектов, управление отображением и даже постоянно запускаемый Color Picker.

Первый из самостоятельных общих элементов пакета – утилита Adobe Bridge. Ее название переводится с английского как “мост”, что справедливо, так как она действительно объединяет все приложения пакета Adobe Creative Suite 2 в единый комплекс и помогает им обмениваться данными между собой. В первую очередь, эта утилита является файловым менеджером, но не просто аналогом Проводника.

Bridge может просматривать файлы всех распространенных (и нескольких экзотических) графических форматов, рисунки Illustrator, документы PDF и INDD, в том числе многостраничные. При желании вы можете создавать в Bridge свои аналоги “Избранного” – виртуальные папки с коллекциями документов. Разумеется, на месте все необходимые для файлового менеджера функции плюс несколько специализированных: поворот (вращение) изображений, пакетное переименование файлов, использование метаданных при импорте фотографий с цифровых камер.

Вы можете применять Bridge и как центр управления проектом в Version Cue. Все метаданные документа при этом можно просмотреть во всплывающих подсказках, в панели (палитре) метаданных, а также на панели файлов в режимах отображения Details или Versions And Alternates. Удивительно, но эту программу можно использовать для совершенно посторонних, казалось бы, вещей, непривычных для файлового менеджера.

Например, с ее помощью (в разделе Favorites) можно читать новости с RSS-разделов сайтов в интернете, общаться со специалистами по использованию продуктов Adobe, искать советы и хитрости от профессионалов, применять общие настройки цвета для всего проекта и всех приложений пакета. Правда, все эти и многие другие возможности появляются только при работе с Version Cue, так что работайте в команде. Кроме того, она очень эффективна при просмотре папок с отсканированными картинками – ни один альтернативный продукт не предоставляет такого удобного просмотра многостраничных PDF.

Второй общий компонент Creative Suite 2 – Adobe Help Center – файлы помощи. Вдохновляет здесь не столько сама утилита, сколько информация, ее продуманная структура, доступность и простота.
Последний штрих – Adobe ExtendScript Toolkit. Наконец-то Adobe удосужилась добавить к своим приложениям нормальный редактор кода для написания сценариев.

Поддержка JavaScript уже давно была внедрена практически во все программы Adobe, но вот нормально кодировать было нельзя – не в чем. Интерфейс утилиты продуман и прост: в одной из панелей отображаются все скрипты, написанные для текущего приложения – для Photoshop например – это стало самой приятной новинкой в автоматизации. Было забавно узнать, в частности, что менеджер назначения сценариев для разных событий в Photoshop сам является сценарием – для бинарного кода остается все меньше и меньше места.

Как ни странно, но Help Center не предоставляет развернутой справки по JavaScript и использованию этой программы. Вся информация находится в PDF-файлах, которые устанавливаются вместе с приложениями. Это, пожалуй, единственное отступление от общего стиля во всем пакете приложений. В остальном заметны только аккуратность, простота, скорость работы и тесная интеграция с остальными программами.