14 лет назад 1 июня 2005 в 0:48 81

Если вы любите путешествовать и у вас есть машина, то вам рано или поздно захочется если не поехать куда-нибудь далеко (реально далеко!) на своем автомобиле, то хотя бы взять машину напрокат там, куда вы приедете, и покататься по хорошим западным (или восточным) дорогам, открывая для себя радости неизведанного.

И конечно же, как человеку, знакомому с последними достижениями высоких технологий, вам непременно упрется во что бы то ни стало опробовать на собственной шкуре легендарный Tom Tom Navigator, о котором вы столько читали в форумах по GPS-навигации, или, скажем, MapKing, если ваш путь лежит в сторону восходящего солнца.

Итак, что нужно предпринять, чтобы покататься за границей на машине с электронной картой, связанной со спутниковой системой? Если у вас уже есть КПК со встроенным GPS-модулем (например, Mio168 DigiWalker или Palmax z720) – это удобнее всего – либо отдельно КПК и отдельно GPS-модуль (лучше, конечно, bluetooth, иначе запутаетесь ногами в проводах), то вам остается найти в бездонной бочке интернета подходящую программу, загрузить ее в наладонник – и считайте, что полдела сделано. Об оставшейся половине поговорим немного позже, а сейчас сосредоточимся на поиске программ.

Если вы собираетесь в Европу, то тут практически и думать не нужно: ваш выбор – Tom Tom Navigator. И дело даже не столько в том, что это на сегодня самая популярная во всех странах Европы программа, самая подробная и почти трехмерная, сколько в том, что она ведь еще и самая удобная. И все дискуссии на тему “что круче – наш PocketGPS или их Tom Tom Navigator” могут вести только те, кто ни разу не ездил с Tom Tom Navigator по городам Европы и между ними. Нисколько не умаляя многочисленных и порой уникальных возможностей наших PocketGPS и “ПалмГИС”, все же отмечу, что и по масштабам охвата, и, самое главное, по удобству использования, не говоря уже о подробности карт и их соответствию действительности, Tom Tom Navigator нет равных.

Конечно, сравнивать дорожные реалии европейских государств и России – это все равно, что избивать младенцев, мотивируя это тем, что они из-за этого должны вырасти настоящими мужчинами. Московские МКАД и Третье кольцо чинят сотни ремонтников каждую ночь, и все-таки совершенно магическим образом с каждым днем эти трассы становятся все хуже и хуже. В то время, как даже самая захудалая дорожка, ведущая из какого-нибудь хорватского райцентра на хорватский же хутор, где обитает всего несколько жителей, из которых только у одного есть велосипед, содержится в таком порядке, что русскому человеку плохо становится и никаких слов, кроме матерных, на ум не приходит.

В конце концов, никто не виноват, что мы такие, кроме нас самих. Очень просто выпускать точные карты Лондона или Эдинбурга – городов, где дорожная разметка не менялась с позапрошлого века. И никакая сила не способна предугадать или даже просто поспеть за переменами настроения у столичного ГИБДД, если в Москве каждую неделю ставится до сотни дорожных знаков и столько же убирается, а водители уже не в силах следовать правилам дорожного движения и в результате проезжают под “кирпичи” и стройными колоннами сворачивают в запрещенные повороты. При таких раскладах, в общем-то, и электронные карты не нужны.

Зато в Европе жить скучно – как раз из-за того, что там десятилетиями ничего не меняется. Впрочем, пора перейти к технологии разработки и осуществления GPS-путешествия за границу (или за границей). Если вы не нашли или вам по каким-то причинам не нравится Tom Tom Navigator либо она не поддерживает карту той страны, в которую вы поехали (скажем, там нет большей части Восточной Европы), то есть масса других программ: тот же ViaMichelin, Destinator или Navigon Navigator.

Разобраться с выбором вам помогут на форуме PDA Team в разделе GPS-навигации (www.pdateam.ru/index.php?showforum=20). Там вообще много полезного, так что поиск программ и карт нужно начинать именно оттуда. Если же там вам не удастся найти подходящую программу, тогда Google – ваш выбор. Пара часов вдумчивого поиска, и можно найти даже карты Камбоджи.
Именно так я поступил, когда собирался в Таиланд (см. отчет о поездке в новостях этого номера). После довольно долгих поисков я, наконец, нашел программу MapKing производства компании MapAsia и карту Бангкока к ней. Программа и карта уместились на 16-мегабайтную карточку.

Прилетев в Бангкок, я вышел на открытое пространство, включил выданный мне на тестирование Palmax z720 и стал ждать, пока устройство поймает необходимые для навигации три спутника. Palmax долго не мог сориентироваться на местности: то ловил, то терял спутники, показывал то нереально высокий, то катастрофически низкий уровень сигналов – в общем, вел себя, по меньшей мере, странно. В конце концов мне это надоело, и я решил попробовать еще раз уже в машине.

Взять напрокат автомобиль в Бангкоке оказалось нелегко. Я не успел толком подготовиться к поискам, ничего не стал смотреть в интернете и положился на счастливый случай. И первая проблема, с которой я столкнулся в Бангкоке – это совершенно коматозная сообразительность местных жителей, в первую очередь тех, кто по долгу службы общается с иностранцами.

Оказалось, что они почти ничего не понимают по-английски. Когда я спросил на ресепшене второго по величине отеля Бангкока, где у них тут можно сделать “rent a car”, высокий, красивый мужчина, больше похожий на араба, чем на тайца, обрадованно закивал: “О, йес, йес, оф коз! Две тысячи!”
– Что “две тысячи”? В день? – переспросил я.
– Йес, йес! – обрадовался он еще больше. – В одну сторону!

Тут я немного загрузился. После непродолжительных пререканий и размахиваний руками выяснилось, что он имеет в виду такси до популярного среди русских туристов секс-курорта Паттайя. Мне стоило огромных усилий убедить его, что я хочу сам сидеть за рулем, чему он долго и бурно удивлялся, а в конце сказал, чтобы я шел в свой номер и ждал его звонка.

История эта тянулась долго. Я искал машину целых четыре дня, пока наконец не наткнулся на прокат машин на улице (просто повезло). Так что имейте в виду: не везде взять автомобиль напрокат просто. В каждой стране свои заморочки: если страна не очень развитая, там проката может вообще не быть или его трудно найти; если страна слишком продвинутая (такая, например, как Британия), то там, наоборот, найти прокат проще простого, а вот взять машину без нормальной кредитной карточки (не электронной и не дебетной, а настоящей, с кредитом, от известного в Британии банка) абсолютно невозможно. Все вежливо будут посылать вас, сокрушенно качая головой и сожалея, что бюрократическое начальство установило в их фирме такие зверские порядки.

А вот, к примеру, в Хорватии взять машину оказалось проще некуда, к тому же очень недорого. И кредитной карты им не нужно, и права им наши нравятся, и прокатных контор у них море, и по-английски они хорошо понимают. Да и по-русски, кстати, тоже неплохо.

В Таиланде, как и в Британии или Японии, левостороннее движение. На первый взягляд, это довольно страшно – машины выныривают оттуда, откуда их меньше всего ожидаешь, развязки организованы абсолютно непонятно, да и вся схема движения похожа на какое-то издевательство над нормальным человеком. Однако, покружив всего каких-то три часа в поисках выезда из города и пару раз объяснив крайне коррумпированным полицейским, что я иностранец (“Мне пох, кто ты такой, давай деньги!”), я почувствовал себя настоящим Саймоном Смитом, ну или Хируки Мацумото.

В Бангкоке много хайвеев, проложенных по второму или третьему этажу города и пересекающих его в нескольких направлениях. С них очень много съездов, но на них не заедешь. Оказалось, что все заезды находятся почти за городом. То есть въехать в Бангкок и проскочить его насквозь или съехать в центре в любом месте можно запросто, а вот выбраться из города – большая проблема. Прибавьте к этому огромные пробки и почти полное отсутствие правых поворотов и вы поймете, почему по улице имени Короля Рамы IV я проехал три раза, причем в одном и том же направлении.

А теперь, собственно, о том, почему мне не помогла GPS-навигация. Как только я сел в машину и включил Palmax, он (удивительное дело!) тут же поймал все спутники, а программа MapKing проложила маршрут от того места, где я стоял, до того, куда хотел доехать. Вот только маршрут этот шел по хайвею, на который, как я уже сказал, никаких въездов в черте города нет. То есть улицы я все вижу, но ехать по ним, получается, не могу.

Такая особенность некоторых программ называется “частичной возможностью GPS-роутинга” – навигация прокладывается лишь по крупным магистралям, и почти никакого толка от GPS-поддержки нет. Соответственно, на карте нет и направлений движения по улицам, а это значит, что вы и карту-то использовать не можете. И вот тогда PocketGPS вспоминается с особой теплотой.

В конце концов теория вероятности сработала, и я все же выехал из города, причем как раз на дорогу, ведущую к злополучному курорту Паттайя, так что мне волей-неволей все-таки пришлось туда съездить. И такого количества проституток, трансвеститов и “гоу-гоу-гелз” я не видел нигде. Ими кишели все улицы, они были везде: в кафе перед барными стойками, за барными стойками, на барных стойках и даже под барными стойками. Цены начинаются от 100 рублей, и если в Бангкоке это скромно называется тайским массажем (который, между прочим, иногда действительно им и оказывается), то тут никто не стесняется называть вещи своими именами.

Так о чем это я? Ах да, о GPS-навигации. Вообще-то, в более-менее цивилизованных странах можно обойтись и без нее – указателей на английском языке полно везде, кроме России. Поэтому, кстати, редко какой иностранец отваживается ездить тут на автомобиле (если, конечно, он тут не живет и/или не знает русский язык). А нам больше повезло – мы и тут можем, и там. Английский-то выучить – раз плюнуть!

Программы GPS-навигации

Tom Tom Navigator
(www.tomtom.com)
Поддерживаемые платформы – Pocket PC, Palm OS
Покрытие – Германия, Австрия, Швейцария, Бенилюкс, Франция, Британия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавия, а также все основные дороги Европы
– Объем 7 CD

MapAsia MapKing
(www.mapking.com)
Поддерживаемые платформы – PC, Pocket PC
Покрытие – Китай (около 2300 городов) и отдельно Пекин и Шанхай, а также Гонконг, Манила и Бангкок
Объем – 14 Мб программа и от 1 до 10 Мб карты

Destinator
(www.destinator1.com)
Поддерживаемые платформы – Pocket PC, Windows Mobile
Покрытие – Северная Америка, Австралия, Бразилия, Западная Европа
Объем – 6 CD

CoPilot Live
(www.alk.com)
Поддерживаемые платформы – PC, Pocket PC, Windows Mobile
Покрытие – Северная Америка, Западная Европа
Объем – 2 CD

Navigon MobileNavigator
(www.navigon.com)
Поддерживаемые платформы – Pocket PC
Покрытие – Северная Америка, Западная Европа
Объем – 6 CD

Mapopolis
(www.mapopolis.com)
Поддерживаемые платформы – Pocket PC, Windows Mobile, Palm OS
Покрытие – США, Канада, Западная Европа
Объем – 2 CD

Microsoft PocketStreets
(www.microsoft.com)
Поддерживаемые платформы – Pocket PC, Windows Mobile
Покрытие – США, Канада, Западная Европа
Объем – нет данных

ViaMichelin
(www.viamichelin.com)
Поддерживаемые платформы – Pocket PC, In-Car systems
Покрытие – Западная Европа
Объем – 1 CD