14 лет назад 22 ноября 2004 в 2:07 63

Одной из немногих эксклюзивных областей в сфере производства программных продуктов, освоением которых могут похвастаться наши соотечественники, является электронная картография. И в первую очередь – модная сейчас тема GPS-навигаторов.

В этой сфере Запад с нами не конкурирует. И дело, видимо, не столько в том, что иностранным разработчикам не достаются наши карты, сколько в том, что пока они им не очень нужны. Конечно, такая ситуация может в любой момент измениться, если вдруг какая-нибудь компания вроде Tom Tom или Microsoft решит осчастливить своих соотечественников (а заодно и всех нас) поддержкой в своих программах карт Москвы или Санкт-Петебурга. Но пока этого не произошло, мы решили более пристально (эта тема уже затрагивалась в одном из прошлых номеров Upgrade Special) рассмотреть наши ведущие программные продукты – и на этот раз не только для Pocket PC, но и для десктопов тоже.

“КИБЕРСО”
Компания “Киберсо” (“Кибернетика Среды Обитания”) имеет довольно долгую историю – она была образована еще в 1991 году специалистами развалившегося в перестройку военно-промышленного комплекса, которые занимались разработкой высокоточного оружия с наведением по карте местности. Они были первыми в России, кто создавал электронные карты, рисовал их, что называется, с нуля.

Одними из первых проектов компании стали автоматизированная система по созданию карт для Мосгоргеотреста, заказы для Мосэнерго, правительства Москвы, органов территориального управления и так далее. В дальнейшем компания стала заниматься обработкой и оцифровкой аэро- и космофотоснимков, созданием ортофотопланов и цифровых карт местности. Причем не только Москвы, но и других областей России, а также ближнего и дальнего зарубежья – Аджарии, Украины, ОАЭ и т. д.

О картах других районов

Теоретически к “ПалмГИСGPS” кроме карты Москвы и Московской области можно подключить другие карты, выполненные в формате “ПалмГИС”. На сегодняшний день уже существуют и продаются карты Украины (страны целиком, а также более подробные карты Крыма, Киева, Донецка и Днепропетровска) и ОАЭ.

Продаются они на территории этих стран и под иными названиями (на Украине продукт носит название Natec GPS Navigator, www.gpsnavigator.net). Не исключено, что уже до конца этого года украинские карты можно будет приобрести и в Москве – по этому поводу в настоящее время ведутся активные переговоры. Кстати, карта Москвы в формате “ПалмГИС”на Украине продается.

С картой Петербурга ситуация несколько сложнее. Существуют готовые векторные карты города, которые “Киберсо” может очень быстро конвертировать в свой формат и подключить к своим программам (“ПалмГИС” и “АвтоГИС”), однако правообладатели этих карт пока не торопятся их лицензировать. С ними также ведутся переговоры, и в “Киберсо” надеются на “довольно скорый результат”.

Карта Москвы и Московской области была сделана “Киберсо” с нуля. История эта началась в 1996 году, когда Юрий Лужков приехал в свой родной институт повторно выдвигаться на пост мэра Москвы. К тому времени “Киберсо” выполнили один интересный зарубежный проект – ортофотоплан Лондона, который демонстрировался на выставке в Москве.

Лужков заинтересовался большой красивой картой и спросил представителей компании, могут ли они сделать такой же план для Москвы. “Конечно можем, ответили представители, весь вопрос в секретности – кто нам разрешит фотографировать с самолета секретный объект национального значения?”

Однако мэр воспользовался своими связями, и вопрос был решен очень быстро – уже к летним юношеским играм 1997 года план был готов. Затем карта была оцифрована и использовалась в разных проектах для городских служб. Теперь эта карта применяется в программных продуктах “Киберсо” – системах “ПалмГИС” и “АвтоГИС”.

“АВТОГИС” / “ПАЛМГИС”
Программа “АвтоГИС” была создана “Киберсо” еще раньше, чем карта Москвы – в 1995 году, когда и была впервые продемонстрирована на выставке Windows 95 (карта там использовалась другая). Работала она еще под Windows 3.11, и уже тогда была возможность подключать к ней GPS-приемник. Продукт развивался – разрабатывались версии даже для таких экзотических устройств, как, например, Newton или Psion.

Но только с появлением системы Windows CE для наладонных компьютеров (конец 1998 года) началась разработка программы, впоследствии названной “ПалмГИС”. Кстати, версии программы для Palm в природе не существует – просто в те времена все наладонники назывались “палмами”, и разработчикам ничего не оставалось делать, как назвать свою программу так же. Более того, создание версии для Palm не предусматривается и в ближайшем будущем – по оценкам разработчиков, эта платформа пока недостаточно популярна в нашей стране, да и архитектура системы пока не позволяет “ПалмГИС” работать достаточно быстро.

Итак, программа “ПалмГИС” (в настоящее время выпущена уже ее третья версия) пользуется картой Москвы образца 1996-97 гг. Естественно, с тех пор многое изменилось, карта не раз дорисовывалась – силами все той же компании “Киберсо”. Но хорошая карта для программного продукта, предназначенного в первую очередь для автомобилистов, это только полдела. Вторая половина дела – это маршрутная сеть, с которой дела обстоят значительно сложнее – ведь ее с самолета не увидишь, и вот как справляются с этой проблемой в “Киберсо”.

Основная часть маршрутной сети была нарисована тогда же, когда и сама карта. В пору плотного сотрудничества с ГАИ (“Киберсо” разрабатывала для них маршруты патрулирования) сеть была существенно доработана за счет эксклюзивной информации из первых рук. Теперь маршрутная сеть уточняется силами сотрудников “Киберсо”, которые следят за изменениями направлений движения как самостоятельно, так и по официальным бюллетеням ГАИ и справочным изданиям.

Кроме того, немалую помощь в этом деле оказывают добровольные помощники – пользователи программы, посылающие сообщения на форум (www.kiberso.com/forum/index.php). Обновления маршрутной сети (объем файла – порядка 3 Мб, в архивированном виде – около 700 кб) примерно раз в месяц выкладываются на сайте компании. Что касается обновлений самой карты, то оно происходит гораздо реже – раз в год-полтора (обычно это случается одновременно с выходом новой версии программы), поэтому возможны такие ситуации, когда на карте дороги нет, а направления движения – есть, и маршрут прокладывается “по целине”.

Об аглоритмах прокладки маршрутов

В “ПалмГИС” реализовано четыре алгоритма прокладки маршрутов – по кратчайшему расстоянию, по времени днем и ночью, а также “маршрут для спецтранспорта”, аналогичный пешеходному. Работают они следующим образом: для каждой улицы задается ряд параметров – ее длина, скорость проезда днем и ночью, и программа просчитывает маршруты в соответствии с выбранным преимуществом параметров. (Пользователь “ПалмГИС” может самостоятельно редактировать эти параметры: например, если он знает, что по данной улице днем лучше вообще не ездить, он может присвоить ей значение днем 0 км/ч, а ночью, скажем, 130 км/ч.)

Однако на практике выясняется, что почти всем равнозначным улицам в центре Москвы присвоены одинаковые параметры, поэтому дневные и ночные маршруты часто совпадают. Тут нельзя не сказать об имеющейся возможности подключить к программам “ПалмГИС” и “АвтоГИС” модуль УПИ компании Vessolink, передающий на компьютер информацию о пробках на дорогах Москвы, которая также учитывается при прокладке маршрутов.

Исправить маршрутную сеть можно и самому. С помощью функции редактирования внутри программы “ПалмГИС” вы можете запретить или разрешить движение в прямом или обратном направлении – правда, только в том случае, если на карте уже проложено это направление движения. Поясним. К примеру, на карте есть левый поворот на перекрестке, а вы увидели, проезжая по нему, что этот поворот запрещен. Вы ставите запрет поворота на карте, и дело с концом – больше программа прокладывать маршрут через этот поворот не будет.

Или наоборот: когда-то поворот был, но потом его отменили, и на карте направление движения в эту сторону есть, но сам поворот не разрешен, и в этом случае вы можете его разрешить самостоятельно. Наконец, третий распространенный случай: раньше по улице было разрешено двустороннее движение, а теперь – только в одну сторону: вы можете это легко исправить, равно как и наоборот – разрешить двустороннее движение, если на карте оно разрешено только в одну сторону.

В то же время вы не можете нарисовать направление движения, которого на карте нет, или разрешить поворот, которого на карте никогда не было. Это, конечно, не очень удобно, но есть выход и из этой ситуации – приобрести программу “АвтоГИС”. В ней возможна отрисовка маршрутных направлений, которых на карте не существовало.

Так, заметив, что одна из развязок МКАД размечена на карте не совсем верно, вы можете ее поправить как угодно и сохранить маршрутную сеть (это файл kdf.grf), а затем переписать этот файл на КПК, заменив им существующий файл cdf.grf. (Программа понимает оба этих файла; не забудьте только уничтожить старый файл cdf.grf, предварительно сохранив на десктопе его копию для резервных целей.)

Еще умнее будет послать скриншот с вашими (правильными!) исправлениями данного участка маршрутной сети разработчикам (по почте или на форум). В этом случае вы поможете не только им и другим участникам форума, но и самому себе: вам не придется заново рисовать этот участок, когда окажется, что в “фирменном” обновлении он остался без изменений.

С Московской областью на карте “ПалмГИС” дела обстоят не очень хорошо. Обозначены лишь основные шоссейные дороги (довольно точно и довольно далеко – даже за пределами области), но информация по городам и селам оставляет желать лучшего. Другими словами, внутри подмосковных населенных пунктов “ПалмГИС” вам не поможет. В настоящее время ведется усиленная работа по прорисовке дорог области, и можно надеяться, что в скором будущем с областью будет все в порядке.

Но, вероятнее всего, глобальные обновления карты Московской области будут доступны пользователям лишь следующей версии программы “ПалмГИС”, то есть за них придется выкладывать дополнительные деньги. Вообще же каждая версия программы поддерживается примерно год-два (выкладываются бесплатные обновления для программы и обновления маршрутной сети), после чего нужно снова идти в магазин за новой версией (постоянным пользователям – скидки!).

Доступная на сегодня версия “ПалмГИС” (3.0 buld 13) не позволяет прокладывать маршрут через несколько точек. Другими словами, вы можете задать только начало и конец маршрута (“АвтоГИС”, кстати, это делать умеет, там эта функция называется “Задача коммивояжера”). Но в “Киберсо” нас заверили, что в самом ближайшем бесплатном апдейте эта функция будет реализована и в “ПалмГИС” тоже.

Другие проекты “Киберсо”

Компания “Киберсо” продолжает выполнять заказы правительства Москвы. Одним из самых интересных проектов такого рода является создание сети инфоматов на улицах города. Инфоматы – это информационные киоски, компьютеры с сенсорным экраном, вроде тех, что стоят на многих вокзалах Москвы.

С их помощью в каждый желающий вскоре сможет выяснить любую интересующую его информацию – найти на карте жилой дом или учереждение, проложить маршрут от одной выбранной точки до другой. Опытные устройства уже стоят на Новом Арбате и Тверской, и в ближайшем будущем планируется установить инфоматы в большинстве мест скопления туристов – на улицах и в метро. Как работает информационный киоск, можно посмотреть уже сейчас на странице проекта “Верный навигатор” сайта “Киберсо” (infomat.kiberso.com).

Еще одно интересное направление работы “Киберсо” – создание трехмерных карт. Сейчас компания выполняет заказ префектуры Юго-Восточного округа Москвы по трехмерному моделированию района Лефортово. Выглядит это примерно так же, как миры в шутерах – на каркас натягиваются текстуры, после чего картой можно вертеть как угодно. На вопрос, где и когда можно будет увидеть такую красоту, в компании ответили, что пока нигде: проект разрабатывается сугубо для внутреннего пользования городскими службами. Но рано или поздно мы все это увидим.

“МАКЦЕНТР”
Компания “МакЦентр” была создана в 1992 году как официальный дистрибьютор компьютеров Macintosh. Продажами компьютеров компания занимается и сейчас, но ассортимент предлагаемой ею продукции за прошедшее время существенно расширился, и в первую очередь за счет карманных компьютеров. Появился свой отдел разработки программного обеспечения, который создал уже несколько готовых продуктов, в том числе и известный русификатор для Pocket PC Pocket RussKey, а также две программы для GPS-навигации PocketGPS Pro Moscow и MacCentre PocketGPS.

MacCentre PocketGPS – это программа для работы с растровыми картами с возможностью их привязки к местности. Сами карты в комплект поставки не входят, их нужно искать в интернете или сканировать самому. Более подробно мы на этой программе останавливаться не будем и перейдем сразу к PocketGPS Pro Moscow.

POCKETGPS PRO MOSCOW
Программа создана на основе другого продукта – LaserMap, который уже не существует и не поддерживается. “МакЦентру” удалось перетащить на свою сторону разработчика LaserMap Виктора Осипкова, который адаптировал ядро своей программы под идею “МакЦентра”. А суть идеи была в том, чтобы создать программный продукт, который по удобству и функциональности превосходил бы аналоги конкурентов. В качестве картографической основы была взята разработка компании “Геоцентр-Консалтинг” – по словам представителей “МакЦентра”, лучшая на сегодняшний день карта Москвы и Московской области.

О карте “Геоцентр-Консалтинга”

Карта, используемая в PocketGPS Pro Moscow и лизензированная у компании “Геоцентр-Консалтинг”, была разработана в 1997-99 гг. Московским геолого-геодезическим трестом (Мосгоргеотрестом) и утверждена правительством Москвы в качестве единственной официальной картосновы города. Именно эта карта используется городскими службами. “Геоцентр-Консалтинг” официально лицензировал эту основу для разработки своего геоинформационного набора данных (карта была дополнена маршрутной сетью, базой данных адресов и т. д.), после чего компания стала сама лицензировать карту разработчикам программных продуктов.

Основным отличием этой карты от карты “Киберсо” является принципиально иное построение маршрутной сети. С одной стороны, она более подробна, но с другой – намертво привязана к карте и не может быть отредактирована не только пользователями, но и самими разработчиками. Полноценное редактировать маршрутную сеть (с прокладкой новых направлений движения) может только компания “Геоцентр-Консалтинг”. Более подробную информацию о карте можно получить в интернете по адресу www.dataplus.ru/Arcrev/Number_16/6_Moscow.htm.

Изначально PocketGPS Pro Moscow ориентровалась только на водителей и на пользователей Pocket PC с процессорами Arm (программа конкурентов поддерживает также процессоры MIPS и SH3). Поэтому в программе нет режима прокладки маршрута для пешеходов, как, впрочем, нет и других режимов прокладки маршрута – по времени или расстоянию (правда, эта возможность, по заверениям разработчиков, вот-вот должна появиться). Зато уже существует возможность прокладки маршрута по нескольким точкам.

От “ПалмГИС” эта программа отличается большей закрытостью – вы не можете не только редактировать маршрутную сеть, но и присваивать улицам значения. Зато у вас есть возможность создавать запреты проездов в одном или обоих направлениях движения и сохранять файл запретов отдельно (размер файла – порядка 1 кб). Хотя такая урезанная возможность редактирования маршрутной сети менее функциональна, чем в “ПалмГИС”, во многих случаях ее вполне хватает.

Да и реализована она удобнее, чем в “ПалмГИС”: вы можете скачивать текущий файл запретов (он находится на форуме PocketGPS по адресу www.pocketgps.ru/board/viewforum.php?f=5 и поддерживается пользователями программы) и самостоятельно дополнять его, выкладывая на форум или просто сообщая на тот же форум о замеченных неточностях в маршрутной сети.

Вообще, работа с пользователями ведется в “МакЦентре” (как и в “Киберсо”) весьма активно. И то, какие усовершенствования вносить в программы, в первую очередь зависит именно от количества пожеланий пользователей (в том случае, разумеется, если это разумные и выполнимые пожелания), которых на сегодняшний день у PocketGPS порядка трех с половиной тысяч.

Картографы обновляют карту для PocketGPS Pro Moscow примерно раз в три месяца. С одной стороны, это реже, чем обновление маршрутной сети в карте “Киберсо”, но с другой стороны – чаще, чем их ежегодное обновление карты. До последнего времени обновления карты можно было получить (бесплатно) только в офисах продаж PocketGPS Pro Moscow, но с недавних пор обновления выкладываются на сайте в разделе Download (файл размером порядка 2 Мб в архивированном виде).

Вместе с изменениями и дополнениями в маршрутной сети в этом файле обновляются и POI (Points Of Interest) – объекты общего пользования: аптеки, рестораны и т. д. Всеми изменениями на карте, напомним, занимается “Геоцентр-Консалтинг”. Разработчики же “МакЦентра” лишь вносят свои пожелания. Это означает, что пожелания, в том числе и по запретам или разрешениям проездов, будут учитываться в “Геоцентр-Консалтинге”, но не обязательно будут приняты к исполнению. Поэтому случаются ситуации, когда маршрутная сеть обновляется, а некоторые запреты маршрутов, собранные пользователями, оказываются неучтенными.

Наконец, хотелось бы отметить механизм работы PocketGPS Pro Moscow с закладками. В любой момент вы можете, нажав кнопку на экране или аппаратную кнопку КПК, поставить закладку в том месте, где в данный момент находитесь. По умолчанию она выглядит как синий флажок. Впоследствии, в более спокойных условиях, вы можете найти эту закладку и классифицировать ее по одному из предлагаемых признаков: автомагазин, пост ГАИ, травмопункт и т. д., а также присвоить закладке свою иконку, название и звуковой файл, который будет проигрываться за заданное для всех закладок количество метров до достижения заложенного места.

Звуковой файл можно записать тут же, а можно прикрепить уже существующий. Очень удобно таким образом отмечать камеры слежения за скоростью: если вы поставите предупреждение, скажем, за 500 метров, то вас никогда не уличат в превышении скорости (конечно, это касается только стационарных камер или мест, где постоянно тусуются милиционеры с радарами). Не то чтобы мы вас призывали нарушать правила движения, но если вы очень торопитесь…

В “ПалмГИС” также есть режим закладок, но, во-первых, вы не можете поставить закладку оперативно, во время движения, а во-вторых, классификация закладок гораздо менее разнообразна. В идеале, конечно, хотелось бы самостоятельно дополнять классификацию названиями классов объектов и иконками. Зато в “ПалмГИС” каждой закладке можно назначить свое расстояние, за которое о ней будет оповещать система.

Итак, мы имеем два принципиально разных, но схожих по характеристикам программных продукта, у каждого из которых есть свои преимущества и недостатки. Однозначным преимуществом “ПалмГИС” можно считать более продвинутые возможности редактирования маршрутной сети (а с приобретением АвтоГИС эти возможности расширяются до уровня разработчика) и, что не менее важно, возможность сообщить свои наблюдения об изменениях направления движения непосредственно разработчику, после чего они будут немедленно внесены в текущий файл маршрутной сети.

Преимущество карты PocketGPS Pro Moscow – в том, что в нее можно оперативно (обновления выкладываются на форуме почти каждый день) подгружать файл запрета проездов. По удобству и функциональности обе программы практически сравнялись. Чот же касается мелких недочетов, то можно либо смириться и ждать, пока разработчики их сами не устранят, либо начать активно продвигать на форуме компании свою идею. Отечественные разработчики, в отличие от зарубежных, к мнению своих пользователей прислушиваются.