9 лет назад 10 июля 2009 в 22:26 79

Тестирование навигационных программ в полевых условиях

Руслан Шебуков

Недавно я проехал на автомобиле от Москвы до Крыма и обратно. Туда мой путь лежал по трассе М2, назад – по трассе “Дон”. С собой я взял три навигационных устройства, на одном из которых был установлен iGO 8, на другом Автоспутник, и на последнем – Навител Навигатор. Три монстра навигации столкнулись в равном поединке. Кто же победил?

В Москве все три навигатора ведут себя уверенно. У iGO – лучший интерфейс, у Автоспутника – лучший сервис, у Навител – лучшие карты. С любой из этих программ по Москве можно ездить без всяких проблем. Однако, за пределами МКАД ситуация меняется.

Лучшее покрытие Подмосковья – у Навител Навигатора. Все более-менее крупные города области не только есть на карте, но и представлены в подробном виде, с номерами домов и с актуальной дорожной сетью. Автоспутник может похвастаться этим далеко не везде, и только с картой Мегаполис. Карта ТелеАтлас не знает о Подмосковье почти ничего, поэтому и Автоспутник с этой картой, и iGO могут лишь вести вас по основной трассе, исправно показывая бензоколонки и места скопления работников ДПС. Кстати, заправиться вам не помешает именно здесь, в промежутке от Москвы до Тулы, поскольку тут самые лучшие цены на бензин на всем протяжении трассы.

Что же касается камер замера скорости и полицейских засад, то я бы настоятельно порекомендовал зайти на сайт karabin.ru и нажать на ссылку “Экспорт”. Там можно выбрать регион, который вы будете проезжать, а также тип засады или опасности (постоянный или передвижной пост, камера, засада, прочие опасные места) и сгенерировать файл. Вся информация собрана участинками форума Waypoints Exchange, поэтому никакие претензии никем не принимаются.

Я сделал так: выбрал только стационарные радары и посты ДПС и загрузил их в навигатор в формате iGO (другие, к сожалению, на этом сайте не поддерживаются). Стационарные камеры не определяются радар-детектором, который я рекомендую к использованию всем, кто собирается далеко ехать (по крайней мере, в нашей стране и сопряженных союзнах государствах, где использование этого устройства не запрещено). С радар-детектором, GPS-навигатором и изрядной осмотрительностью я проехал 4000 км и попал под радар всего один раз – в маленькой деревне под Запорожьем, да и то это случилось ночью, когда кроме меня машин на трассе не было, как не было и знака, ограничивающего скорость до 60 км/ч, а милиционеры ловили конкретно мою машину, использовав радар всего несколько секунд (за которые я успел снизить скорость со 120 до 90 км/ч, чем сэкономил себе изрядную сумму). Это о пользе радар-детекторов.

Кстати, в США производятся (и, к сожалению, продаются только там) более продвинутые радар-детекторы (марок Escort и Beltronics) со встроенным GPS-приемником и памятью, куда можно забивать все эти точки с компьютера или вручную, прямо во время движения, с помощью пульта управления. С того же пульта можно отмечать и точки ложных срабатываний, чтобы в следующий раз радар-детектор не пищал в этом месте. Незаменимая вещь для путешествий, да и в городе тоже не помешает. Есть и стационарные модели детекторов, которые встраиваются в автомобиль так, чтобы их не было видно. На такой машине можно ездить и в тех странах, где радар-детекторы запрещены: его просто никто не найдет. Эти модели стоят гораздо дороже, но оно того стоит, уж поверьте. Подробнее о радар-детекторах – на лучшем сайте, посвященом этой теме: www.radarroysbuyersguide.com.

Автоспутник и Навител также поддерживают оповещения о радарах, но информацию о них нужно брать из других источников. На сайте Навител в разделе “Загрузить” есть файл с радарами и прочими опасностями для водителей. Автоспутник, кроме загрузки с сайта предлагает также автообновление онлайн – вместе с остальными POI. Однако, лучше всего функция оповещения о радарах реализована в iGO.

Радары, как известно, бывают стационарные и передвижные, и в программе это учтено – они обозначаются разными иконками и подают разные звуковые сигналы. Программа также понимает направления действия радаров – то есть сигнализировать она будет, только если радар находится перед вами и меряет скорость в вашем направлении. Добавлять радары на карту можно и самостоятельно, в том числе и во время движения, в тот момент, когда вы их замечаете. Вы также можете сразу указать направление действия радара. А если использовать дополнительные возможности скина diMkaWertVRV (можно скачать с форума 4pda.ru, раздел iGO), то оповещения о радарах можно настроить более тонко. Так, каждому типу радаров можно задать не только свой звуковой сигнал, но и расстояние, за которое устройство начинает подавать этот сигнал, а также скорость, ниже которой сигнал не подается. Есть возможность также устроить голосовое оповещение о радарах, но это уже на любителя. Также разные типы радаров можно оперативно отключать и включать снова. Повозившись со всеми этими фишками, можно устроить себе идеальную систему оповещения и уменьшить риск попадания на деньги до минимума.

В последней версии Автоспутника также есть возможность настройки оповещений о радарах. Здесь вы можете каждому типу радаров присвоить вид оповещения (однократно, редко, часто или выключить), определить расстояние, за которое устройство начнет вас предупреждать, а также скорость, после которой оповещения станут срабатывать. Кстати, все эти настройки также справедливы для других POI. Единственное чего пока нет – это направлений действия радаров, и это, конечно, сильно нервирует в городе, например, когда радар находится на соседней улице или на мосту над трассой, по которой вы едете.

Но вернемся к нашим программам. Самая главная претензия к ним со стороны пользователей – это неточные карты. Дороги, которых нет, деревни-призраки и странные объезды, которые предлагает навигатор, когда никаких причин вроде бы для этого не видно. Все дело в картографии и актуализации дорожной сети. Очень просто выпускать точные карты Германии или Франции, где дорожная разметка не менялась с позапрошлого века. И никакая сила не способна предугадать или даже просто поспеть за переменами настроения у отечественного ГИБДД, если только в одной Москве каждую неделю ставится до сотни новых дорожных знаков и столько же убирается, а водители уже просто не в состояни следовать правилам дорожного движения, в результате чего стройными колоннами проезжают под “кирпичи” и сворачивают в запрещенные повороты.

В компании Автоспутник работают над этой проблемой, раз в неделю обновляя дорожную сеть своих карт (сервис “Актуальные обновления карты”) и дорожные объекты (сервис “Объекты POI”). Все обновления можно получать автоматически через интернет прямо на устройство, если оно поддерживают работу в онлайне, или брать с официального сайта Автоспутника в разделе autosputnik.com/support/download. Больше таким сервисом никто пока похвастать не может, но онлайновое обновление карт стоит в планах и Навител, и iGO.

У Навител, правда, большая фора перед Автоспутником – общий объем карт России Навител составляет более 500 Мб, тогда как у Автоспутника – около 150 Мб. Зато у iGO – всего 30 Мб, и когда едешь по России это сильно бросается в глаза. iGO за пределами Москвы практически ничего не знает, а вот Автоспутник и Навител Навигатор могут посоревноваться.

Покрытие карт на маршруте Москва – Крым – Москва

Сравнивая карты, POI и маршруты, прокладываемые обеими программами на протяжении моего маршрута, я составил следующую таблицу:

Город Карта POI
Навител Навигатор Автоспутник Навител Навигатор Автоспутник
Тула Город не представлен Улицы без названий Нет Мало
Орел Улицы без номеров домов Улицы без названий Почти нет Почти нет
Курск Улицы с номерами домов Улицы без названий Много Мало
Белгород Улицы с номерами домов Улицы без названий Мало Мало
Харьков Улицы с номерами домов Улицы частично с номерами домов Много Нет
Днепропетровск Улицы с номерами домов Улицы с номерами домов Много Мало, без названий
Запорожье Улицы без номеров домов* Улицы без названий Мало* Нет
Симферополь Улицы без номеров домов* Улицы без названий Мало* Нет
Анапа Улицы с номерами домов Улицы без названий Много Мало
Ростов-на-Дону Улицы с номерами домов Улицы с номерами домов Мало Только гостиницы
Воронеж Улицы частично с номерами домов Улицы без названий Много Почти нет

*Использовалась карта, составленная пользователями; официальной карты этого города пока нет.

В iGO 8, как и в Навител Навигаторе последней версии, реализовано настоящее 3D. То есть на карте мы можем видеть 3D-модели строений, рельеф местности и даже текстуры некоторых объектов – известных архитектурных памятников и достопримечательностей. Кроме красоты “настоящее” 3D также полезно тем, что позволяет лучше ориентироваться в многоуровневых дорожных развязках. К сожалению, все это касается лишь самых крупных городов мира (Европа, США и Канада). Москва же представлена в 3D частично: есть лишь несколько крупных архитектурных объектов.

Однако, есть в iGO одно преимущество перед остальными программами нашего теста. Если вы хотите посетить незнакомый город, но ничего о нем не знаете, то в поиске просто выбираете “Центр города”, и по прибытии вы действительно попадаете в центр, а там уже можно сориентироваться на месте: и гостиницы, и кафе, и достопримечательности обычно находятся в центре. Навител Навигатор и Автоспутник же могут завести вас черт знает куда – возможно, в геометрический центр города, но мне лично кажется, что эти точки выбраны произвольно. Так что не надейтесь, что эти программы доставят вас куда-нибудь, где кипит жизнь, а лучше заранее поинтересуйтесь, где именно находится центр города и выберите в качестве конечной точки маршрута конкретный объект или адрес.

Вопрос дорожных объектов (POI) в нашей стране стоит довольно остро. Проще говоря, их у нас почти нет. В лучшем случае это автозаправки, гостиницы и некоторые рестораны. Обо всем остальном можно забыть. Ни одна из программ не предоставляет даже тысячной доли тех POI, которые можно найти на картах Европы. Производители программ понимают это, но к сожалению ничего не могут сделать. Единой базы POI в нашей стране нет, и быть не может. Лучшее, что здесь можно придумать – это начать собирать и наносить на карты объекты с помощью пользователей. И снова инициатором тут выступил Автоспутник. У пользователей программы есть возможность отправлять на сервер Автоспутника свои объекты, предварительно описав их и определив в конкретную категорию. Обозначив на карте координаты объекта, вы сохраняете их в файл, который затем выкладываете на форуме Автоспутника в специально созданный для этого раздел. Эти объекты появятся на картах других пользователей не сразу, а лишь после проверки работниками Автоспутника. При желании эти файлы могут быть загружены с форума кем угодно и без проверки, но вам тогда нужно будет убедить посетителей форума, что ваши POI действительно существуют.

Итак, я проехал по России и Украине, останавляиваясь на ночевки и перекусы в крупных городах. Как и предполагалось, Навител Навигатор помог мне гораздо больше остальных программ, хотя и не везде. В некоторых районах Автоспутник оказывался полезнее, и в особенности – когда дело касалось автозаправочных станций. Помогало также то, что в Автоспутнике зашиты телефонные номера гостиниц, так что мне не приходилось объезжать их все, чтобы узнать, сколько стоит переночевать. А вот Макдональдсов не было ни на одной карте, но с сайта poiplaza.com я скачал список всех макдаков в формате iGO, равно как и список банкоматов Citibank. Так что iGO пригодился еще и здесь.

Вывод такой: все три программы мне пригодились каждая по-своему. Но если выбирать какую-то одну, то я бы выбрал Навител Навигатор – из-за исключительно обширного и подробного покрытия России и Украины.