Тестирование навигационных программ в полевых условиях
Руслан Шебуков
Недавно я проехал на автомобиле от Москвы до Крыма и обратно. Туда мой путь лежал по трассе М2, назад – по трассе “Дон”. С собой я взял три навигационных устройства, на одном из которых был установлен iGO 8, на другом Автоспутник, и на последнем – Навител Навигатор. Три монстра навигации столкнулись в равном поединке. Кто же победил?
В Москве все три навигатора ведут себя уверенно. У iGO – лучший интерфейс, у Автоспутника – лучший сервис, у Навител – лучшие карты. С любой из этих программ по Москве можно ездить без всяких проблем. Однако, за пределами МКАД ситуация меняется.
Лучшее покрытие Подмосковья – у Навител Навигатора. Все более-менее крупные города области не только есть на карте, но и представлены в подробном виде, с номерами домов и с актуальной дорожной сетью. Автоспутник может похвастаться этим далеко не везде, и только с картой Мегаполис. Карта ТелеАтлас не знает о Подмосковье почти ничего, поэтому и Автоспутник с этой картой, и iGO могут лишь вести вас по основной трассе, исправно показывая бензоколонки и места скопления работников ДПС. Кстати, заправиться вам не помешает именно здесь, в промежутке от Москвы до Тулы, поскольку тут самые лучшие цены на бензин на всем протяжении трассы.
Что же касается камер замера скорости и полицейских засад, то я бы настоятельно порекомендовал зайти на сайт karabin.ru и нажать на ссылку “Экспорт”. Там можно выбрать регион, который вы будете проезжать, а также тип засады или опасности (постоянный или передвижной пост, камера, засада, прочие опасные места) и сгенерировать файл. Вся информация собрана участинками форума Waypoints Exchange, поэтому никакие претензии никем не принимаются.
Я сделал так: выбрал только стационарные радары и посты ДПС и загрузил их в навигатор в формате iGO (другие, к сожалению, на этом сайте не поддерживаются). Стационарные камеры не определяются радар-детектором, который я рекомендую к использованию всем, кто собирается далеко ехать (по крайней мере, в нашей стране и сопряженных союзнах государствах, где использование этого устройства не запрещено). С радар-детектором, GPS-навигатором и изрядной осмотрительностью я проехал 4000 км и попал под радар всего один раз – в маленькой деревне под Запорожьем, да и то это случилось ночью, когда кроме меня машин на трассе не было, как не было и знака, ограничивающего скорость до 60 км/ч, а милиционеры ловили конкретно мою машину, использовав радар всего несколько секунд (за которые я успел снизить скорость со 120 до 90 км/ч, чем сэкономил себе изрядную сумму). Это о пользе радар-детекторов.
Кстати, в США производятся (и, к сожалению, продаются только там) более продвинутые радар-детекторы (марок Escort и Beltronics) со встроенным GPS-приемником и памятью, куда можно забивать все эти точки с компьютера или вручную, прямо во время движения, с помощью пульта управления. С того же пульта можно отмечать и точки ложных срабатываний, чтобы в следующий раз радар-детектор не пищал в этом месте. Незаменимая вещь для путешествий, да и в городе тоже не помешает. Есть и стационарные модели детекторов, которые встраиваются в автомобиль так, чтобы их не было видно. На такой машине можно ездить и в тех странах, где радар-детекторы запрещены: его просто никто не найдет. Эти модели стоят гораздо дороже, но оно того стоит, уж поверьте. Подробнее о радар-детекторах – на лучшем сайте, посвященом этой теме: www.radarroysbuyersguide.com.
Автоспутник и Навител также поддерживают оповещения о радарах, но информацию о них нужно брать из других источников. На сайте Навител в разделе “Загрузить” есть файл с радарами и прочими опасностями для водителей. Автоспутник, кроме загрузки с сайта предлагает также автообновление онлайн – вместе с остальными POI. Однако, лучше всего функция оповещения о радарах реализована в iGO.
Радары, как известно, бывают стационарные и передвижные, и в программе это учтено – они обозначаются разными иконками и подают разные звуковые сигналы. Программа также понимает направления действия радаров – то есть сигнализировать она будет, только если радар находится перед вами и меряет скорость в вашем направлении. Добавлять радары на карту можно и самостоятельно, в том числе и во время движения, в тот момент, когда вы их замечаете. Вы также можете сразу указать направление действия радара. А если использовать дополнительные возможности скина diMkaWertVRV (можно скачать с форума 4pda.ru, раздел iGO), то оповещения о радарах можно настроить более тонко. Так, каждому типу радаров можно задать не только свой звуковой сигнал, но и расстояние, за которое устройство начинает подавать этот сигнал, а также скорость, ниже которой сигнал не подается. Есть возможность также устроить голосовое оповещение о радарах, но это уже на любителя. Также разные типы радаров можно оперативно отключать и включать снова. Повозившись со всеми этими фишками, можно устроить себе идеальную систему оповещения и уменьшить риск попадания на деньги до минимума.
В последней версии Автоспутника также есть возможность настройки оповещений о радарах. Здесь вы можете каждому типу радаров присвоить вид оповещения (однократно, редко, часто или выключить), определить расстояние, за которое устройство начнет вас предупреждать, а также скорость, после которой оповещения станут срабатывать. Кстати, все эти настройки также справедливы для других POI. Единственное чего пока нет – это направлений действия радаров, и это, конечно, сильно нервирует в городе, например, когда радар находится на соседней улице или на мосту над трассой, по которой вы едете.
Но вернемся к нашим программам. Самая главная претензия к ним со стороны пользователей – это неточные карты. Дороги, которых нет, деревни-призраки и странные объезды, которые предлагает навигатор, когда никаких причин вроде бы для этого не видно. Все дело в картографии и актуализации дорожной сети. Очень просто выпускать точные карты Германии или Франции, где дорожная разметка не менялась с позапрошлого века. И никакая сила не способна предугадать или даже просто поспеть за переменами настроения у отечественного ГИБДД, если только в одной Москве каждую неделю ставится до сотни новых дорожных знаков и столько же убирается, а водители уже просто не в состояни следовать правилам дорожного движения, в результате чего стройными колоннами проезжают под “кирпичи” и сворачивают в запрещенные повороты.
В компании Автоспутник работают над этой проблемой, раз в неделю обновляя дорожную сеть своих карт (сервис “Актуальные обновления карты”) и дорожные объекты (сервис “Объекты POI”). Все обновления можно получать автоматически через интернет прямо на устройство, если оно поддерживают работу в онлайне, или брать с официального сайта Автоспутника в разделе autosputnik.com/support/download. Больше таким сервисом никто пока похвастать не может, но онлайновое обновление карт стоит в планах и Навител, и iGO.
У Навител, правда, большая фора перед Автоспутником – общий объем карт России Навител составляет более 500 Мб, тогда как у Автоспутника – около 150 Мб. Зато у iGO – всего 30 Мб, и когда едешь по России это сильно бросается в глаза. iGO за пределами Москвы практически ничего не знает, а вот Автоспутник и Навител Навигатор могут посоревноваться.
Покрытие карт на маршруте Москва – Крым – Москва
Сравнивая карты, POI и маршруты, прокладываемые обеими программами на протяжении моего маршрута, я составил следующую таблицу:
Город | Карта | POI | ||
Навител Навигатор | Автоспутник | Навител Навигатор | Автоспутник | |
Тула | Город не представлен | Улицы без названий | Нет | Мало |
Орел | Улицы без номеров домов | Улицы без названий | Почти нет | Почти нет |
Курск | Улицы с номерами домов | Улицы без названий | Много | Мало |
Белгород | Улицы с номерами домов | Улицы без названий | Мало | Мало |
Харьков | Улицы с номерами домов | Улицы частично с номерами домов | Много | Нет |
Днепропетровск | Улицы с номерами домов | Улицы с номерами домов | Много | Мало, без названий |
Запорожье | Улицы без номеров домов* | Улицы без названий | Мало* | Нет |
Симферополь | Улицы без номеров домов* | Улицы без названий | Мало* | Нет |
Анапа | Улицы с номерами домов | Улицы без названий | Много | Мало |
Ростов-на-Дону | Улицы с номерами домов | Улицы с номерами домов | Мало | Только гостиницы |
Воронеж | Улицы частично с номерами домов | Улицы без названий | Много | Почти нет |
*Использовалась карта, составленная пользователями; официальной карты этого города пока нет.
В iGO 8, как и в Навител Навигаторе последней версии, реализовано настоящее 3D. То есть на карте мы можем видеть 3D-модели строений, рельеф местности и даже текстуры некоторых объектов – известных архитектурных памятников и достопримечательностей. Кроме красоты “настоящее” 3D также полезно тем, что позволяет лучше ориентироваться в многоуровневых дорожных развязках. К сожалению, все это касается лишь самых крупных городов мира (Европа, США и Канада). Москва же представлена в 3D частично: есть лишь несколько крупных архитектурных объектов.
Однако, есть в iGO одно преимущество перед остальными программами нашего теста. Если вы хотите посетить незнакомый город, но ничего о нем не знаете, то в поиске просто выбираете “Центр города”, и по прибытии вы действительно попадаете в центр, а там уже можно сориентироваться на месте: и гостиницы, и кафе, и достопримечательности обычно находятся в центре. Навител Навигатор и Автоспутник же могут завести вас черт знает куда – возможно, в геометрический центр города, но мне лично кажется, что эти точки выбраны произвольно. Так что не надейтесь, что эти программы доставят вас куда-нибудь, где кипит жизнь, а лучше заранее поинтересуйтесь, где именно находится центр города и выберите в качестве конечной точки маршрута конкретный объект или адрес.
Вопрос дорожных объектов (POI) в нашей стране стоит довольно остро. Проще говоря, их у нас почти нет. В лучшем случае это автозаправки, гостиницы и некоторые рестораны. Обо всем остальном можно забыть. Ни одна из программ не предоставляет даже тысячной доли тех POI, которые можно найти на картах Европы. Производители программ понимают это, но к сожалению ничего не могут сделать. Единой базы POI в нашей стране нет, и быть не может. Лучшее, что здесь можно придумать – это начать собирать и наносить на карты объекты с помощью пользователей. И снова инициатором тут выступил Автоспутник. У пользователей программы есть возможность отправлять на сервер Автоспутника свои объекты, предварительно описав их и определив в конкретную категорию. Обозначив на карте координаты объекта, вы сохраняете их в файл, который затем выкладываете на форуме Автоспутника в специально созданный для этого раздел. Эти объекты появятся на картах других пользователей не сразу, а лишь после проверки работниками Автоспутника. При желании эти файлы могут быть загружены с форума кем угодно и без проверки, но вам тогда нужно будет убедить посетителей форума, что ваши POI действительно существуют.
Итак, я проехал по России и Украине, останавляиваясь на ночевки и перекусы в крупных городах. Как и предполагалось, Навител Навигатор помог мне гораздо больше остальных программ, хотя и не везде. В некоторых районах Автоспутник оказывался полезнее, и в особенности – когда дело касалось автозаправочных станций. Помогало также то, что в Автоспутнике зашиты телефонные номера гостиниц, так что мне не приходилось объезжать их все, чтобы узнать, сколько стоит переночевать. А вот Макдональдсов не было ни на одной карте, но с сайта poiplaza.com я скачал список всех макдаков в формате iGO, равно как и список банкоматов Citibank. Так что iGO пригодился еще и здесь.
Вывод такой: все три программы мне пригодились каждая по-своему. Но если выбирать какую-то одну, то я бы выбрал Навител Навигатор – из-за исключительно обширного и подробного покрытия России и Украины.