15 лет назад 26 января 2005 в 21:34 232

Defender JB-381
Времена безраздельного царствования Microlab Solo 2 прошли. За последние полтора года усилиями разработчиков самых разных компаний появилось немало бюджетных стереосистем той же ценовой категории (после последних подорожаний – около семидесяти долларов). Если сегодня задаться такой целью, можно найти около десятка весьма пристойных моделей от разных фирм. Однако выпускать на рынок более дорогие стереосистемы разработчики, по-видимому, опасались, и потому тем, кому хотелось бы купить нечто более качественное, оставалось лишь разводить руками, констатируя тем самым полное отсутствие вариантов, и отправляться в компании, торгующие акустическими мониторами, цены на которые выше в несколько раз.

Собственно, эту модель следовало бы отметить только потому, что это – первая стереопара, которая вышла за ценовой рубеж, на котором зациклились практически все производители акустики. Естественно, не за саму цену, а за то, что это более дорогой продукт не только в плане цены, но и в плане качества.

JB-381 конструктивно выделяется среди остальных систем. Эта акустика может похвастаться теми положительными чертами, которыми обладали лучшие бюджетные системы, оснащена более дорогими и качественными динамиками, чем бюджетные модели, и при этом имеет ряд интересных новшеств. Одно из них – хорошее питание при большой мощности усилителя: трансформатор обеспечивает мощность, несколько превышающую потребность усилителя системы (у большинства бюджетных систем с усилителями 2 х 25 Вт трансформаторы имеют мощность, не достигающую даже номинальной мощности усилителя).

Другая особенность системы – хитрое акустическое оформление: низкочастотный динамик этих колонок одинаково хорошо себя чувствует и в компрессионном, и в фазоинверторном акустическом оформлении, и разработчики оставили выбор пользователю: любители чистого и плотного баса могут закрыть порты фазоинверторов специальной заглушкой.

Что касается качества звука, то здесь не приходится говорить о преимуществе по каким то отдельным параметрам. Эта система делает бюджетные колонки по всем параметрам – на весенних соревнованиях “ММ-Звук” она опередила конкурентов во всех тестах и к тому же сорвала “джек-пот” установила новый общий рекорд в сто баллов, в то время как прежний рекорд составлял только 91 балл. Самое же выдающееся достоинство системы, на наш взгляд, – очень хорошая динамика, совершенно нехарактерная для мультимедийных систем. Также к плюсам можно отнести дизайн – без защитных решеток эти колонки смотрятся очень симпатично. Убедиться в достоинствах новой системы может всякий, методом прямого сравнения новой системы с системами “старого образца” на материале теста FSQ.

С учетом того, что система такого класса пока что только одна, говорить о недостатках сложно. Потому мы будем говорить о том, чего хотелось бы, но чего нет. А хотелось бы большего запаса по уровню неискаженной громкости. Хотя по этому параметру JB-381 превосходят бюджетные колонки, частенько хочется поддать еще побольше “дури”. Но нет – чуть перевалив за половину громкости, упираемся в неприятный уровень нелинейных искажений. А хотелось бы не упираться.
В общем, думаю, что вполне понятно, почему мы не могли не отметить в номере, посвященном лучшим продуктам, эту акустику. Со временем, конечно, и у JB-381 появятся конкуренты, но пока что такая система только одна.

ЛУЧШИЙ HI-FI

Defender Volcano-1
Компания Defender, выпускавшая хорошие, но более-менее традиционные для рынка мультимедиа системы, разродилась совершенно новыми колонками, которые во многих отношениях не имеет аналогов.

В первую очередь это, конечно, Bi-Amping, раздельное усиление, которое прежде не использовалось в мультимедийных системах (за исключением околокомпьютерных акустических мониторов, а также систем класса Hi-Fi). Полоса частот каждого из четырех динамиков усиливается отдельно, кроссировка производится еще до усиления (естественно, активная). Мощность усилителя – 4 х 30 Вт, такая суммарная мощность – рекорд для мультимедиа. Потребность усилителя в электричестве удовлетворяет 150-ваттный трансформатор, отвод тепла от которого обеспечивается всем корпусом отдельного блока, в котором усилитель и живет. По существу, корпус представляет собой умеренно ребристый радиатор, который смотрится очень солидно.

Динамики, в которые по утверждению разработчика вложено сорок процентов бюджета системы, высококачественные: ВЧ-драйвер используется в акустических мониторах американской компании KRK Systems, о “послужном списке” СЧ-НЧ-драйвера нам ничего не известно, однако этот динамик вполне под стать высокочастотному.

Говорить о достоинствах и недостатках Volcano-1 сложно, поскольку аналогов эта система сегодня не имеет. Потому будем сравнивать Volcano не с прямыми конкурентами, а с теми системами, которые есть. Самое первое и наиболее заметное достоинство – очень большой запас по уровню неискаженной громкости. Здесь Volcano-1 явный рекордсмен – эту систему можно комфортно слушать даже тогда, когда регулятор громкости вывернут почти до предела. Другое заметное сразу достоинство – отличная динамика (система отчетливо воспроизводит даже самые небольшие перепады громкости звучания инструментов) и превосходная передача атаки (нарастания сигнала).

По этому параметру Volcano обходит не только все мультимедийные системы, но и может потягаться с бюджетными студийными мониторами ценой до шестисот долларов за пару. И, как многие уже заключили из сказанного выше, система очень хорошо воспроизводит мелкие и тихие детали записей, и хорошо справляется с оркестровыми записями – конечно, передать во всей красе мощь симфонического оркестра ей не под силу, но, по крайней мере, четко обозначить “взрывные” моменты ей удается. С тем, что касается правильности передачи тембров инструментов, у системы все в порядке – неравномерность АЧХ составляет +-2дБ, то есть на грани слышимости резкие пики и провалы отсутствуют.

К недостаткам системы можно отнести только небольшую нехватку нижне-средних частот. Тех, кто привык к качественному звуку, эта нехватка не сильно расстроит, но любители “жирного” звука могут расстроиться. Впрочем, эту проблему можно решить посредством эквалайзера хорошего плейера – небольшой подъем нижнесредних частот на один децибел, и провал более высокой части спектра не приведет к зашумлению звука, и даже почти не отразится на динамике звучания.

В общем, отнести эту систему к числу лучших меломанских устройств, сделанных в этом году, можно было бы только за ее высокие потребительские качества, особенно при учете невысокой цены (системы со звучанием такого уровня стоят, как правило, заметно дороже). А если учесть, что в Volcano-1 к тому же использованы новые для мультимедиа технологии, получается, что для присуждения ей нашего почетного лейбла есть как минимум два повода.

ЛУЧШАЯ ИГРОВАЯ СИСТЕМА

M-Audio LX4
Насколько нам известно, производители бюджетных акустических мониторов давно стремятся привлечь внимание простых пользователей к системам нижней ценовой категории – околокомпьютерные контрольные мониторы очень хорошо подходят и для создания многоканальных домашних кинотеатров. Собственно, с этим тезисом никто не спорит, однако цены даже на самые недорогие системы таковы, что пользователю они обходятся более чем в тысячу долларов. Для многих это – серьезная сумма, и потому массовым спросом мониторы не пользуются.

Изменить ситуацию попыталась компания M-Audio, которая известна тем, что выпускает очень хорошие бюджетные решения (в этом году ее купил концерн DigiDesign – как раз с тем, чтобы осваивать кошельки не обремененных большими суммами денег пользователей). Чтобы донести до массового пользователя хорошо известные мониторы BX5, инженеры компании упростили оные, снабдили сабвуфером, в который установили многоканальный усилитель, и после того, как получили достаточно недорогой продукт, выпустили LX4 на рынок.

Для того чтобы система была доступна по цене, комплект разделили на две части: основную систему LX4, в которую входят два сателлита и сабвуфер с многоканальным усилителем (5.1), и Expansion Pack – три дополнительных сателлита. Стоимость двух частей системы составила 300 плюс 200 долларов соответственно. Деньги немалые, но, тем не менее, это в два-три раза дешевле сетапа из прототипов (при том, что BX5 – самые недорогие из качественных акустических мониторов).

Эксперимент прошел удачно. После всех преобразований на рынке оказалась система, приличествующем профессиональной системе количеством незаурядных достоинств. Поставленный нами опыт показал, что LX4 даже с двумя сателлитами, с громкостью на “две трети” может как следует “прокачать” одну из редакционных комнат, габаритами примерно три на четыре с половиной метра (после подключения трех дополнительных сателлитов давление должно возрасти еще на девять децибел).

Звук при этом оставался чистым, не режущим слух – похоже, у производителей дорогой мультимедийной акустики входит в моду минимизировать нелинейные искажения, что не может не радовать. Также к достоинствам системы можно отнести исключительно правильную передачу тембров звуков и инструментов – неравномерность частотной характеристики не превышает +-2 дБ. Частотная характеристика сабвуфера и вовсе идеально ровная, причем рабочий диапазон низкочастотной колонки простирается вниз до 35 гц – рекорд по цифровым значениям, на практике – самый глубокий бас среди всех систем с сабвуфером.

К недостаткам системы можно отнести только не слишком удачную эргономику – все регуляторы уровней расположены на тыльной стороне сабвуфера. Если бы речь шла об обыкновенной бюджетной системе с сабвуфером, играющим от 75 Гц, проблем бы практически не было. Но с учетом того, что глубокий бас предполагает большое расстояние между слушателем и низкочастотной колонкой, ситуация получается не очень интересная – каждый раз, когда нужно будет изменить уровень громкости, придется отрывать пятую точку от нагретого кресла и бить челом сабвуферу. Впрочем, при разумном использовании системы менять громкость приходится нечасто, так что с этим недостатком вполне можно смириться ради хорошего, точного звука.

ЛУЧШАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДОМАШНЕГО ТЕАТРА

Creative Gigaworks S750
Когда с производства была снята культовая многоканальная система Creative Megaworks 510D, нам долгое время было очень обидно. Конечно, не за компанию, а за себя – это была действительно отличная компьютерная система, а ее заменили каким то недоразумением под названием Megaworks 550 THX, и покупать стало решительно нечего. Конечно, приличные системы были – и у той же Creative, и у Altec Lancing, и у компаний помельче, но все они относились к категории “что-нибудь приличное за малую сумму”. Тем же, кто был морально готов отслюнявить более $150 за хорошо звучащую акустическую систему, производители ничего путного не предлагали.

Конечно, варианты всегда есть. Можно собрать многоканальный сетап из нескольких однотипных стереопар, дополненных отдельно купленным сабвуфером, или еще лучше – из студийных мониторов и студийного же саба, но такое решение всегда обходится дороже. Больше раздельных блоков питания, больше ручек с регуляторами тембров, больше микросхем и, соответственно, больше отдельных деталей – итого уже набегает некоторая разница, ощутимая, даже если не принимать во внимание древнюю истину: “оптом – дешевле”. К тому же хотелось бы иметь единый центр управления системой, а не подстраивать уровень громкости каждого компонента на разном усилителе (сторонникам “программной” регулировки громкости напоминаем, что, изменяя уровень сигнала, они влияют на динамику звука).

В общем, ситуация была весьма досадной, пока Creative не исправилась. Произошло это знаменательное событие весной сего года – на рынке появилась новая система Creative Gigaworks S750. Система по-настоящему качественная, с большим количеством технологических решений, характерных для профессиональной техники. Недешевая, но определенно стоящая денег, которые за нее просят. И того, чтобы быть названной “Продуктом года”.

Не знаем, насколько полно система соответствует требованиям стандарта THX, но собрать на ее базе высококачественный домашний кинотеатр (скорее, даже многофункциональный мультимедийный центр). Суммарная мощность усилителей системы составляет полкиловатта RMS, что позволяет системе развивать высокое звуковое давление. Этого давления вполне хватит, чтобы качественно озвучить небольшую комнату – создать в ней трехмерную звуковую сцену с физически ощутимыми движениями объектов.

При этом большая громкость в хорошо подготовленном помещении не будет давить на уши, поскольку количество нелинейных искажений, вносимых в систему, очень невелико. Передача тембров сателлитами весьма правдоподобная, поскольку все частоты воспроизводятся системой почти на одной громкости (неравномерность АЧХ невелика, хотя средние и высокие частоты акцентированы по сравнению с нижне-средними частотами). Наконец, чтобы закрыть этот внушительный перечень достоинств, помянем добрым словом сабвуфер, который звучит хотя и не “правильно”, поскольку сильно акцентирует частоту 50 Гц, но зато очень смачно и при этом довольно чисто.

Недостаток системы является продолжением ее достоинств. Это специфическая окраска звучания – глубокий, обращающий на себя внимание бас, и акцентированные средние частоты в диапазоне от 1 до 5 кГц. Сие, конечно, неправильно, если исходить из того, что система должна воспроизводить запись максимально приближенно к оригиналу, но готовы побиться об заклад – такое звучание понравится многим. Особенно при озвучивании игр и фильмов.