15 лет назад 4 января 2004 в 4:24 113

AGP (Accelerated Graphics Port) – разъем расширения на материнской плате, предназначенный для установки видеокарты, разработанный для ускорения работы графической подсистемы компьютера. Интерфейс AGP имеет более высокую по сравнению с PCI пропускную способность и позволяет видеокарте напрямую обращаться к системной памяти.

ASF (Advanced Systems Format) – расширенный формат передачи информационного потока, разработанный компанией Microsoft, предназначенный для пересылки аудио- и видеоинформации.

API (Application Programming Interface) – интерфейс программирования приложений.

ASPI (Advanced SCSI Programming Interface) – программный интерфейс для стандартизированного управления SCSI-устройствами.

ATA (Advanced Technology Attachment) – самый распространенный стандарт интерфейса, также известный как IDE, используемый при подключении жестких дисков и других накопителей.

ATAPI (AT Attachment Packet Interface) – спецификация протокола передачи данных по интерфейсу ATA.

DDR-SDRAM (Double Data Rate Dynamic Random Access Memory) – усовершенствованный стандарт памяти SDRAM, в котором за счет изменения протокола передачи данных увеличена пропускная способность.

DeCSS – программы для снятия защиты CSS (Content Scrambling System), которой снабжены диски DVD.

DirectX – программный интерфейс, разработанный компанией Microsoft и позволяющий разработчикам приложений получать доступ к специфическим функциям аппаратного обеспечения, без необходимости использования уникального для каждого конкретного устройства кода. Состоит из нескольких API: DirectDraw – доступ к аппаратным средствам, отвечающим за двумерную графику; DirectSound – интерфейс воспроизведения звука; DirectInput – аппаратно-независимый ввод данных; DirectPlay – протокол связи между компьютерами используемый в многопользовательских играх; Direct3D – интерфейс создания трехмерных графических изображений.

DMI (Desktop Management Interface) – часть BIOS, которая содержит информацию о материнской плате, ее изготовителе, модели, версии, типе разъема процессора, типе модулей памяти, типе контроллеров на плате, режимах работы памяти, адресах портов ввода-вывода и т. д. DMI используется для сообщения всех этих технических данных операционной системе и программам по их запросам.

D-Sub – тип разъемов, используемых для соединения различных устройств. Цифры, указываемые в названии (например, D-Sub 25), обозначают количество контактов. Разъем D-Sub 15 используется для соединения монитора с видеоадаптером по аналоговому интерфейсу.

DVI – Digital Visual Interface, цифровой видеоинтерфейс, используемый для подключения монитора к видеоадаптеру, позволяющий отказаться от лишних цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразований при передаче информации из видеоконтроллера в контроллер монитора и за счет этого значительно улучшить качество изображения. Наиболее распространены варианты этого интерфейса DVI-D и DVI-I, отличающиеся способом передачи цифровой информации.

EDO RAM (Extended Data-Out Random Access Memory) – один из стандартов оперативной памяти.

IDE (Integrated Device Electronics) – интерфейс для устройств с интегрированным контроллером, то же, что и ATA.

MMX (Multimedia Extensions) – набор дополнительных мультимедийных инструкций, встроенный в микропроцессоры Intel и некоторые другие х86-совместимые.

OpenGL – кроссплатформенный API для создания трехмерных объектов и ускорения 3D-графики.

PCMCIA – интерфейс, разработанный ассоциацией PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association). Часто называется PC Card. Устройства, разработанные для этого интерфейса, имеют миниатюрные размеры и являются альтернативой обычным платам расширения.

RDRAM (Rambus Dynamic Random Access Memory) – стандарт памяти, разработанный компанией Rambus Inc, так и не получивший широкого распространения из-за дороговизны производства модулей.

RAMDAC (Random Access Memory Digital to Analog Converter) – контроллер, отвечающий за преобразование цифровых данных из памяти видеоадаптера в аналоговый видеосигнал.

SCSI (Small Computer System Interface) – высокоскоростная шина, используемая для подключения к компьютеру различных внешних и внутренних периферийных устройств.

SMBIOS (System Management BIOS) – серия данных, которые системный BIOS переносит в оперативную память.

SPD (Serial Presence Detect) – специальный чип, устанавливаемый на модуль оперативной памяти и содержащий информацию о данном модуле.

SSE (Streaming SIMD Extensions) – набор дополнительных команд, встроенных в процессоры Intel для ускорения работы блока вычислений с плавающей запятой (FPU).

WML (Wireless Markup Language) – язык создания интернет-страниц, предназначенных для просмотра на беспроводных устройствах (сотовые телефоны, КПК).

XP-рейтинг – условное соответствие быстродействия процессоров AMD процессорам Intel с частотами, равными указанному числу.

No-name продукция – продукция, выпущенная неизвестным производителем.

Red Book (“красная книга”) – принятый более двадцати лет назад формат аудио-компакт-диска (Compact Disk Digital Audio, CDDA); в отличие от приводов CD-ROM, способных работать с множеством различных форматов (CD-I, Video CD и т.д.), большинство бытовых проигрывателей аудио-компакт-дисков рассчитано на работу только с CDDA.

AЧХ – амплитудно-частотная характеристика, зависимость амплитуды сигнала от его частоты, используется для оценки качества воспроизведения аудиосигнала.

Анизотропная фильтрация – тип фильтрации текстур, учитывающий положение плоскости в пространстве. Включение анизотропной фильтрации высокого уровня обеспечивает четкое отображение деталей текстур, расположенных под острым углом к лучу зрения.

Бенчмарк (Benchmark) – тест, определяющий скорость работы того или иного устройства.

Оверлей (Overlay) – в общем случае отдельная страница памяти. Применительно к выводу изображения оверлеем называют специальный режим DirectDraw, при котором видеоинформация выводится не в видеобуфер, а в отдельную область локальной памяти видеоадаптера, где она дополнительно может быть обработана аппаратными средствами графического контроллера.

Пассивный радиатор – система охлаждения, в которой отвод тепла осуществляется за счет естественной циркуляции воздуха, без использования вентиляторов и прочих активных компонентов.

Переназначенный сектор – сектор из специальной резервной области, на который электроника привода подменяет обнаруженный на жестком диске поврежденный сектор.

Пиксельный шейдер – короткая подпрограмма в коде трехмерного приложения, позволяющая выполнять спецэффекты освещения/затенения над отдельными пикселями трехмерной сцены средствами графического процессора (на аппаратном уровне).

Пиринговая сеть (Peer to Peer, P2P) – одноранговая децентрализованная компьютерная сеть, для существования которой не требуется сервер – достаточно наличия нескольких компьютеров, подключенных к Сети. Наибольшее распространение на данный момент получили файлообменные P2P-сети, позволяющие пользователям производить поиск и обмен файлами, значительную часть которых составляет музыка в формате MP3.

Полноэкранное сглаживание (Full Screen Anti-aliasing – FSAA), или антиалиасинг (Anti-aliasing) – технология, позволяющая сглаживать ступенчатость наклонных линий на границах полигонов. Классический вариант FSAA – суперсэмплинг, при котором изображение рендерится в повышенном разрешении, а затем сжимается до номинального. В данное время больше распространен не столь ресурсоемкий метод мультисэмплинга, который не требует просчета всей картинки в высоком разрешении, а обрабатывает только грани полигонов.

Рендеринг – процесс визуализации, перенос трехмерной сцены, существующей до этого лишь в виде математической модели в памяти компьютера, в двухмерное изображение, отображаемое на экране.

Текстурный модуль (блок) – логический элемент графического процессора, обрабатывающий за один такт 1 тексель (пиксель текстуры).

Фототермины

AE (Auto Exposure) – автоматическая регулировка экспозиции.
AiAF (Artificial Intelligence Auto Focus) – интеллектуальный автофокус.
Av (Aperture Priority) – режим приоритета диафрагмы.
AWB (Automatic White Balance) – автоматический баланс белого.
BKT (Bracketing) – брекетинг, фокусировочная или экспозиционная вилка.
DSLR (Digital Single-Lens Reflex) – цифровая однообъективная зеркальная камера.
MF (Manual Focus) – ручная фокусировка.
ND Filter (Neutral Density Filter) – фильтр нейтральной плотности.
TTL – (Through The Lens) – метод замера экспозиции или фокусировки, оценивающий изображение прямо через объектив камеры, таким, каким оно будет запечатлено светочувствительной матрицей.
Tv (S) (Shutter Priority) – режим приоритета выдержки.