13 лет назад 9 декабря 2005 в 17:49 51

ЛИДЕРСТСТВУ GEFORCE 7800GTX СРЕДИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ВИДЕОРЕШЕНИЙ ПРИХОДИТ КОНЕЦ. СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ АНОНСА ЧИПА R520 ATI НАЧИНАЕТ ЕГО ПОСТАВКИ. У НАС СНОВА ПОЯВЛЯЕТСЯ ВЫБОР.

К моменту выхода этого номера в продажу должен поступить самый старший Radeon X1800XT, но кроме как частотами от X1800XL он ничем не отличается, так что сравнение с топовым GeForce 7800GTX можно считать корректным.

Основные характеристики видеокарт
Видеокарта Manli GeForce 7800GTX MSI RX1800XL
GPU (техпроцесс) G70 (110 нм) R520 (90 нм)
Частота GPU, МГц 430 (470) 500
Частота памяти, МГц 1000 1200
Объем памяти, Мб 256 256
Разрядность шины памяти, бит 256 256
Число пиксельных конвейеров 24 16
Число вершинных блоков 8 8
Ориентировочная цена, $ 520 449

При вероятном равенстве видеокарты и путь их к конечному пользователю очень разные. GeForce 7800GTX был доступен сразу после анонса, а чип R520, на котором базируется Radeon XT1800XL/XT, оказался долгостроем, его конечный релиз несколько раз переносили. XL-версия доступна в продаже с 5 октября, а XT – с 5 ноября. В архитектурном плане серия X1800 кажется несколько слабее GeForce 7800. Если NVIDIA заправила свои видеочипы 24/20 пиксельными и 8/7 вершинными конвейерами для GTX/GT соответственно, то ATI остановилась на 16 пиксельных и 8 вершинных конвейерах для обоих вариантов. Тем не менее компенсировать количественный разрыв в числе вычислительных блоков как-то нужно, поэтому использованы более высокие частоты чипа и памяти по умолчанию.

ДИЗАЙН, КУЛЕРЫ, ДРАЙВЕРЫ
В тесте чип NVIDIA был представлен картой Manli GeForce 7800GTX, честь ATI защищала MSI RX1800XL. Обе видеокарты имеют референтный дизайн печатной платы и системы охлаждения, занимающей один слот у каждой. Обе требуют дополнительного питания. Первым и существенным отличием участников тестирования была работа кулеров. Если карта Manli даже при полной нагрузке шумела очень слабо, то MSI в таком режиме умудрялась перекричать чипсетный вентилятор, работающий на 5500 об/мин. Удивительно, ведь радиаторы карт имеют очень схожую конструкцию. Они набраны из тонких ребер, алюминиевых для GeForce и медных для Radeon.

Обратившись к спецификациям чипов, замечаем, что X1800XL производится по 90-нанометровому техпроцессу и имеет частоту 500 МГц, 7800GTX – по 110-нанометровому техпроцессу и работает на частоте 430 (470) МГц. Вопрос такого поведения систем охлаждения оставим пока открытым и проверим на других картах – возможно, дело в конкретной реализации системы охлаждения. Но так как пока ни одна утилита мониторинга по поводу температур X1800XL ничего сказать не может, мы поспешных выводов делать не будем. Отметим дополнительно лишь то, что скорость вращения вентилятора меняется очень дискретно, и карта из тихони в одночасье превращается в шумящего монстра.

Тестируя видеокарту MSI, мы столкнулись еще с одной странностью. Она ни в какую не воспринимала свежие драйверы, скачанные с сайта ATI, а вот прилагающиеся в комплекте приняла без проблем, после чего мы и приступили к тестам.

Конфигурация тестового стенда
Процессор
– Intel Pentium 4 531 (3,0 ГГц, 1 Мб кэш), работающий на 3,7 ГГц
Материнская плата
– MSI P4N Diamond (nForce 4 SLI Intel Edition)
Оперативная память
– 2×512 Мб DDR2-533 GoodMem (4-4-4-12)
Жесткий диск
– Hitachi IC35L030AVV207-0 (30 Гб, 7200 об/мин)
Операционная система
– Windows XP Professional SP2

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ГРАФИКА
В качестве тестовых приложений был использован традиционный набор игр и синтетики в виде пары 3DMark. Каждый тест трижды прогонялся в двух режимах: normal (1024×768, high details, noAA, noAF) и high (1280×1024, high details, 4xAA, 16xAF). Далее выбирался максимальный результат.
Начнем с 3DMark 03. В режиме normal 7800GTX демонстрирует заоблачные 16179 очков, в то время как X1800XL с 13625 баллами на 18% позади. В high Radeon отстает уже всего на 12% – чип ATI традиционно теряет меньше в скорости при переходе в более тяжелый режим. В менее процессорозависимом 3DMark 05 ситуация еще более гладкая: продукт ATI отстал всего на пять процентов от топовой карты NVIDIA.

В играх первым был Half-Life 2, в котором Radeon, заведомо позиционирующийся как более слабое решение, выступил весьма похвально. Выигранные два кадра в секунду в normal и всего 3,5 проигранных – в high. В FarCry в normal снова наблюдается равенство сил, что не может не показаться слегка странным. Пролистав Upgrade Special #10 за этот год, понимаем, что показанные на данном тестовом стенде результаты далеко не потолок возможностей 7800GTX. Чип способен на большее, но разогнанный до 3,7 ГГц Pentium 4 не дает ему раскрыться полностью.

Так или иначе, но в high Radeon отыгрывает два кадра, списать которые на процессор проблематично. Списываем их на то, что при проведении теста наблюдались существенные выпадения текстур. В демо Regulator пропадали целиком здания и контейнеры. Интересно, что более сложная в плане графики растительность прорисовывалась корректно. Напоследок был оставлен Doom 3, являющийся коньком NVIDIA. По результатам видно, что чуда не произошло – GeForce далеко впереди.

Другие 256 мегабайт
Многие любят мерить производительность карт мегабайтами. У нас как раз под рукой оказалась видеокарта Manli GeForce 6200 с 256 Мб набортной памяти, как и у основных участников тестирования. Частоты чипа/памяти были стандартными для 6200 и составили 350/500 МГц. Ширина шины памяти – 128 бит. Для наглядного сравнения производительности приведем маленькую табличку с результатами этой карты.

Производительность карты Manli GeForce 6200
3DMark 03 3DMark 05 FarCry Regulator, fps Half-Life 2, fps Doom 3, fps
Normal 4310 1520 44,2 25,63 37,6
High 1142 849 11,17 9,74 9,8

Предельно ясно, что полученные цифры не идут ни в какое сравнение с результатами грандов – частота смены кадров в играх недостаточно комфортна. Одним словом, мегабайт столько же, а “попугаи” совсем не те. Но еще важнее, что “попугаи” в точности совпадают с полученными на такой же карте со 128 Мб видеопамяти. То есть добавление 128 Мб в данном случае лишь дань моде, лишенная какого-либо практического смысла, и платить за них точно не стоит. Чип изначально слаб и не способен “прокачать” все 256 Мб, да еще и на 500 МГц 128-битной шины.

По результатам видно, что новый чип ATI очень неплох. Будучи вторым в линейке, Radeon X1800XL достойно соперничал с лидером конкурентов. X1800XT, имеющий в полтора раза более быструю память и на четверть – видеочип, может сместить равновесие в сторону ATI. А в такой ситуации GeForce 7800GTX не помогут его бесчисленные конвейеры. Может это заставит NVIDIA вернуться к Ultra-версии чипов и выпустить разогнанный 7800GTX с кулером в двухэтажном исполнении.
Нам же стоит вернуться к изучению производительности новой линейки несколько позже, когда отладятся драйверы и появятся проверенные утилиты для разгона и мониторинга.