9 лет назад 10 июня 2009 в 21:57 62

Производители цифровой фототехники

Андрей Клемин

klemin@mail.ru

Делать цифровые фотоаппараты – не пирожки печь! Характеристики цифровой камеры, качество снимков и даже спрос на нее во многом предопределены производителем. Так кто же и как их делает?

В словаре сказано, что фотоаппарат – это оптико-механический прибор. Сегодня это еще и электронный прибор. С каждым годом конструкция фотоаппаратов все усложняется. В первые десятилетия развития фотоискусства для производства камер требовалось передовое оптическое производство. Главным элементом был объектив. Деревянный корпус и светочувствительный материал можно было изготовить самому. Со временем фотоаппарат стал точным миниатюрным прибором, а за изготовление фотоматериалов стали отвечать специализирующиеся на этом компании. Во второй половине прошлого века в камере поселилась электроника. Сегодня фотокамера превратилась в конвейер, мини-фабрику, отвечающую за все стадии получения фотографии “от и до”. Недавно под маркой Polaroid была анонсирована камера со встроенным цветным фотопринтером!

Чтобы сделать современный цифровой фотоаппарат, необходимо совместить множество технологий: оптика, механика, электроника, цифровая обработка изображения. И за качество всех этих компонентов должен отвечать один производитель. Такое сложное наукоемкое производство, да еще на современном уровне, мало кому под силу. Особенно если учесть достаточно бурное развитие электроники и алгоритмов обработки изображения. Вы же знаете, с какой скоростью устаревают компьютеры? Теперь компьютер поселился в фотоаппарате, и век фотокамеры стал еще короче, чем у компьютера.

В эпоху цифровой революции с рынка практически ушли или сменили собственника гиганты фотопрома: Minoltа, Agfa, Polaroid, Konica, Pentax, все советские марки, греющие душу отечественного фотолюбителя “Зениты”, “ФЕДы”, “Киевы”. И если на плаву не смогли удержаться некогда очень большие и популярные компании, то что говорить о малоизвестных брендах. Как правило, они не занимаются производством вообще. Их функция – продвижение собственной торговой марки. Камеры изготовляются на заказ, третьей фирмой, с экономией на всех компонентах и без особого энтузиазма. Фотоаппарат получается дешевый, блестящий, но если присмотреться – это и не фотоаппарат вовсе. Цветопередача отвратительная, меню тормозит, никаких продвинутых функций нет.

Поэтому, выбирая камеру популярной фирмы, не стоит думать, что вы платите исключительно за надпись с названием бренда на корпусе. И что другая камера, внешне очень похожая, дешевле лишь потому, что она произведена малоизвестной компанией. В ней абсолютно все будет более низкого качества. Начиная с оптики и заканчивая характером цветопередачи и уровнем шума. Реальность такова, что лишь самые большие компании с собственным производством способны обеспечить высокое современное качество фотоаппарата, а камеры от малоизвестных фирм могут потягаться в качестве снимков лишь с сотовыми телефонами. Если у вас ограниченный бюджет, не экономьте на камере, лучше сэкономьте на аксессуарах, приобретите более дешевый аккумулятор, зарядное устройство, карту памяти и т. д.

Давайте взглянем на основных игроков рынка. Для удобства будем называть компании их фотографическими торговыми марками, не обращая внимания на полные названия и принадлежность к финансовым группам.

Canon

Когда у меня спрашивают, фотоаппарат какой фирмы стоит приобрести, я зачастую отвечаю: а у вас есть причина купить не Canon? Сегодня эта компания занимает лидирующее место на рынке цифровых зеркальных фотоаппаратов. Хотим мы этого или нет, любим мы Canon или нет, но большинство фотографов предпочло камеры именно ее производства. А раз так, значит на то есть объективные причины.

Canon специализируется на выпуске малоформатных фотоаппаратов и принадлежностей для них с 1933 года. Тот факт, что помимо фотоаппаратов компания всегда занималась электроникой, очень пригодился с началом цифрового бума. Сегодня Canon – большая и богатая компания, которая, если верить доступной статистике, уступает лишь одному конкуренту – Sony. Это многопрофильная компания, способная производить все узлы и компоненты для своих фотоаппаратов. Финансовое положение позволяет Canon инвестировать в разработки и задавать моду на рынке цифровой фототехники, предлагая самые современные и технологичные модели. Впечатляет большое количество фирменной сменной оптики для зеркальных камер и аксессуаров.

Не стоят в стороне и независимые разработчики. Раз камеры этой фирмы популярны, значит производить более дешевые аксессуары, совместимые с Canon, выгодно, есть большой потенциальный спрос.

Canon первой из фотогигантов стала располагать фокусировочный мотор внутри объективов зеркальных фотоаппаратов, внедрила быстрый ультразвуковой мотор. Встроенный электродвигатель автофокусировки имеют все объективы Canon EF, что обеспечивает отсутствие проблем совместимости и превосходную скорость автофокусировки. Позже ультразвуковой мотор пришел и в компактные модели с большим зумом.

Снимки, сделанные камерами Canon, часто отличались розоватым оттенком лиц, что разделило фотографов на тех, кому такая картинка нравится, и тех, кому нет. Технология повышения резкости, пропорциональная контрасту деталей изображения, также иногда может дать отрицательный эффект, сделав волосы на портрете визуально более резкими, чем радужка глаз.

В организации меню камер и эргономике Canon весьма демократична. Разработчики компании стараются сделать фотоаппарат интуитивно понятным и удобным, иногда даже в ущерб дизайну.

Nikon

Основной конкурент Canon – это, конечно же, Nikon. Образована компания чуть раньше, в 1917 году, а в 1932 году уже выпускала первые объективы Nikkor. Ставка была сделана на “профессиональную элитарность”, подчеркнутую строгостью и высокими ценами.

Главная трудность Nikon – более скромный товарооборот и, соответственно, производственные ресурсы. Особенно непросто было этой компании в первые годы цифрового бума. Переход на новые технологии давался почти всем производителям нелегко. В век цифровой фотографии в фотоаппарат нужно встроить целый компьютер с монитором, процессором, памятью, программами обработки и прочими высокотехнологичными компонентами. Производство фотоаппаратов многократно усложнилось, потребовало существенного усовершенствования производства. С этим у Nikon и возникли некоторые трудности, что подтверждает достаточно заметное технологическое отставание и что лишь укрепило доминирование Canon на рынке в эпоху расцвета “цифры”. Однако в последние годы Nikon с успехом наверстывает упущенное и иногда даже вырывается вперед. Например, в этом году зеркальный фотоаппарат Nikon обогнал Canon в разрешении на 3 Мпикс., существенно улучшилось качество изображения. Разница между снимками, сделанными Canon и Nikon, уже не так значительна, впрочем, и сегодня тон тела на снимках с Nikon по-прежнему немного желтее.

В подходе к фототехнике Nikon более консервативен. Ради строгости и солидности дизайна Nikon может пожертвовать удобством. Такой подход прослеживается даже в характере цветопередачи – более сдержанном, более реалистичном. Это же можно сказать и о меню фотоаппаратов, кажущееся очень сложным, большим и непонятным. Но и здесь в последнее время наметился некоторый прогресс. Одним словом, Nikon не желает сдавать позиции, являясь весьма солидным конкурентом.

Долгое время Nikon не оснащала оптику зеркальных камер электродвигателями, расположив привод автофокуса в корпусе камеры. Эта система несколько уступала автофокусировке Canon, в результате чего Nikon сначала стала дублировать ее систему, оснащая мотором как камеры, так и объективы. Сегодня же простые любительские модели фотоаппаратов двигателя не имеют и способны автоматически фокусироваться лишь с объективами, оснащенными электродвигателями (AF-S и AF-I оптика). Наметилась некоторая внутрисистемная несовместимость и неудобства. Скорее всего, в будущем и камеры более высокого класса утратят свой двигатель автофокусировки, что ознаменует полный переход компании на оптику нового “ультразвукового” поколения.

Sony

Sony – гигант электронной промышленности. Светочувствительными матрицами этой компании оснащаются многие цифровые фотоаппараты, включая модели от Nikon. Sony первой предложила прототип любительского фотоаппарата с электронной записью изображения. Активным игроком на рынке любительских цифровых фотоаппаратов компания стала с 1998 года. Однако на рынке цифровых зеркальных фотоаппаратов Sony совсем недавно. Говоря о зеркалках Sony, стоит начинать рассказ с Minolta, весьма серьезного игрока на фоторынке в аналоговую эпоху. Minolta имела свою систему зеркальных фотоаппаратов, широкий ассортимент оптики и других аксессуаров. Но в цифровой век компании пришлось несладко. Сначала Minolta объединила свои усилия в цифровой фотографии с Konica, выпустив два зеркальных цифровых фотоаппарата под совместной маркой Konica-Minolta. Но, видимо, объединение не решило всех проблем. Konica-Minolta ушла с фоторынка, передав заботу о фотографическом наследии Minolta в руки Sony.

Серьезные инвестиции и подход компании к технике помогли расширить модельный ряд, внести массу усовершенствований и представить на суд потребителей новую систему зеркальных фотоаппаратов Sony Alpha. Семейство сохранило совместимость с оптикой и аксессуарами Minolta. Сегодня Sony стоит рассматривать как весьма серьезного игрока на рынке, входящего в пятерку лидеров. Неслучайно на проходившей в апреле выставке “Фотофорум 2009” у компании был самый большой стенд.

Помимо оптики Minolta для системы Sony Alpha производятся очень солидные объективы Carl Zeiss. Фотовспышка Sony HLV-F58AM имеет уникальную и очень удобную конструкцию поворота рефлектора. Да и наличие в модельном ряду из пяти зеркальных фотоаппаратов 24-мегапиксельной камеры с матрицей собственного производства говорит очень о многом.

И если поначалу можно было скептически относиться к фототехнике Sony, словно это и не фототехника вовсе, а весьма дорогая и бесполезная бытовая техника для любительской фотосъемки (игрушка вроде робота Aibo), то сегодня можно с уверенностью сказать, что компания делает именно фотоаппараты в полном смысле этого слова. Но вместе с тем ее камеры сохранили достаточно яркую цветопередачу с акцентом на желто-оранжевые тона.

Olympus

Olympus – большая компания с солидным товарооборотом и множеством собственных разработок, начавшая свою историю в 1918 году. Однако она славится тем, что не подражает другим, а пытается идти своим непростым путем, делая ставку в первую очередь на увлеченных фотолюбителей. Достаточно вспомнить дизайн ее футуристических пленочных зеркалок серии IS. Вот и сегодня компания развивает свою серию зеркальных фотоаппаратов в формате FourThirds. Матрицы этих фотоаппаратов имеют соотношение сторон кадра 4:3, как у обычных компьютерных мониторов и цифровых “мыльниц”, с размером матриц 18х13,5 мм, что уступает размерам матриц полукадровых зеркалок с соотношением сторон 3:2. Во времена, когда полнокадровых матриц не существовало, и позже, когда они появились, но цены на них были заоблачными, формат FourThirds выглядел весьма перспективным. Фотоаппараты были компактнее, а характеристики изображения не многим отличались от конкурентов. Сегодня такой формат – это тупиковый путь. Он не позволяет ощутить всех прелестей зеркалок с большими матрицами. Да и из компаний, заявивших в свое время о поддержке формата FourThirds, основное количество камер и оптики приходится на Olympus. В пользу выбора Olympus может сыграть: характерная цветопередача с акцентом на сине-зеленых тонах, компактность фотоаппаратов, их традиционно высокое качество, приятный строгий дизайн, заслужившая уважение у многих фотографов оптика Olympus, широкий модельный ряд из семи зеркальных моделей.

Но все эти многочисленные плюсы почти сводятся на нет отсутствием перспективы дальнейшего роста, перехода на полнокадровые матрицы. Значит, чтобы отдать предпочтение зеркалкам Olympus, нужно либо очень любить эту компанию за характерные черты ее фототехники, либо сознавать, что купленного достаточно и дальнейший фотографический рост не планируется. Принять такое решение, на мой взгляд, непросто. Фотоаппараты Olympus – это своеобразный, весьма солидный любительский хай-тек, иногда с очень приятными ценами. Однако при этом эргономику и меню фотоаппаратов нельзя назвать очень дружелюбными по отношению к начинающему фотографу.

Fujifilm

Весьма солидный японский бренд, известный широкой публике главным образом благодаря фотоматериалам и лабораторному оборудованию. Компания основана в 1934 году. С самого начала ее камеры позволяли получить фотоизображения высокого качества с весьма характерной цветопередачей. Эта тенденция сохранилась и в настоящее время, ведь фирма в первую очередь делает ставку на получение качественного изображения. На смену популярным фотопленкам с превосходной цветопередачей (достаточно вспомнить пленку Reala) пришли уникальные светочувствительные матрицы собственного производства. Компании отчасти удалось сохранить уникальную цветопередачу и в “цифре”, что является самым главным аргументом в пользу фотоаппаратов под этим брендом.

В подходе к любительской фототехнике компания придерживается созвучной с Kodak идеологии: минимум настроек и сложностей. Все в камере должно быть предельно просто и четко, как это было, когда армия фотолюбителей пользовалась пленочными мыльницами с двумя-тремя кнопками.

На рынке зеркальных камер Fujifilm представлена всего одним фотоаппаратом. Его светочувствительная матрица тоже уникальна, но уступает конкурентам в разрешении, размер изображения всего 6,1 Мпикс. Камера создана на основе разработок Nikon, а отсюда и совместимость с оптикой и прочими аксессуарами этой компании. Это вполне оправдано, ведь собственных аксессуаров для зеркальных камер Fujifilm не производит. Как и в случае с любительскими цифровиками, главное достоинство, за которое можно влюбиться в Fujifilm, это качество изображения с его неповторимой цветопередачей.

Kodak

Kodak – пожалуй, самый легендарный фотографический бренд, не утративший своей актуальности за сто с лишним лет. В разработке современных фотоаппаратов компания не отказалась от своего главного лозунга: “Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное”. Минимум настроек и кнопок, максимально простые и понятные режимы съемки, копирования снимков в компьютер, печати и пересылки фото. Второй козырь компании – весьма привлекательная цена ее продукции.

Большой фотографический опыт позволил Kodak добиться довольно приятной цветопередачи на снимках. Отсутствие точных ручных настроек и излишне простенький дизайн делают большинство моделей привлекательными для самых неискушенных фотолюбителей и не отталкивают от них более опытных. Поэтому камеры Kodak можно рекомендовать главным образом детям и новичкам.

На рынке зеркальных фотоаппаратов компания долгое время была одним из главных игроков, делая камеры, совместимые с системами Nikon и Canon. Однако в последнее время в этом сегменте рынка Kodak практически не представлен.

Pentax

Основанная в 1919 году Pentax входила в пятерку лидеров японского фотопрома во времена аналоговой фотографии. Разработки этой компании когда-то задавали тон всему рынку зеркальных камер. Вспомнить хотя бы первую в мире автофокусную зеркальную камеру, зеркалку непрерывного визирования и многослойное просветление оптики. Но в современных условиях, как и Minolta, компания не смогла самостоятельно осилить переход на “цифру”. В результате было объявлено о слиянии Pentax с Hoya, известной прежде всего своим оптическим производством. Позиции самой компании Hoya весьма скромны и не многим превосходят Pentax, ей не удалось существенно изменить в лучшую сторону зеркальную систему Pentax, как сделала это Sony с Minolta. Фотоаппараты отличаются не очень удобными для новичка меню и эргономикой. Снимки – точной сдержанной цветопередачей.

Модельный ряд зеркалок насчитывает всего три модели любительского и полупрофессионального класса, среди которых нет камер с полнокадровыми матрицами. Рядом с конкурентами Pentax выглядит сегодня весьма скромно, а основными почитателями ее цифровых зеркальных камер стали фотографы, накопившие солидный запас оптики Pentax еще во времена пленочного процветания компании.

В пользу любительских фотоаппаратов Pentax сложно привести какие-то аргументы. Это плоские компактные камеры, среди которых есть водонепроницаемые модели. Они отличаются сдержанной цветопередачей и достаточно строгим, не очень изящным меню.

Samsung

Корейский гигант в области электроники и бытовой техники. Однако отношение компании к фототехнике не очень серьезное. Скорее, это направление поддерживается ради наличия в модельном ряду полного ассортимента бытовой техники. А невысокая цена и популярность бренда обеспечивают хороший спрос на камеры Samsung. Фотографическое направление в компании было основано в 1977 году, а в 1979 году произведен первый фотоаппарат.

Своего производства цифровых зеркальных камер компания не имеет. В модельном ряду всего две зеркальные модели, представляющие собой незначительно измененные камеры, выпускаемые под маркой Pentax и совместимые с ее оптикой. На российском рынке главное их достоинство – это более продолжительный гарантийный срок и очень привлекательная цена. Но насколько это существенное преимущество, решать вам.

Sigma

Sigma известна прежде всего производством оптики и вспышек для зеркальных систем других компаний. В модельном ряду компании всего одна зеркальная и одна компактная камера с уникальной светочувствительной матрицей Foveon. Несмотря на то что модель регулярно обновляется, весьма скромный размер изображения с 4,6 Мпикс. делает эту камеру не очень привлекательной. Даже с учетом использования упомянутой “трехслойной” матрицы Foveon, отличающейся революционной системой цветоделения, не используемой в фотоаппаратах других фирм.

Panasonic

До появления цифровых камер компания Panasonic практически не занималась фототехникой. Но многие необходимые технологии уже были отработаны на видеокамерах. Поэтому Panasonic нельзя считать новичком в сфере обработки изображений. Превосходная оптика Leica с фирменным процессором обработки изображения создают очень приятную картинку. Если она придется вам по вкусу, то покупку камеры Panasonic можно считать вполне оправданной. Другие веские аргументы найти сложно, разве что качество и любовь к бренду. Ведь фотоаппаратам этой марки свойственна черта, присущая камерам большинства электронных гигантов – компактные модели больше похожи на утилитарные бытовые приборчики, вроде видеокамеры или телефона, чем на полноценные фотокамеры. Несмотря на хороший функционал и наличие всех нужных режимов, ощущение от камер “не фотоаппаратное”.

Panasonic, некогда заявившая о поддержке формата FourThirds (вместе с Olympus и Sigma), не уделяет зеркалкам должного внимания. У компании всего два фотоаппарата со сменной оптикой, один из которых зеркальный, а другой имеет псевдозеркальный видоискатель.

HP

HP – еще одна электронная корпорация, пробующая свои силы в фотоаппаратостроении. В компактных камерах этой компании были и свои инновации, и приятный солидный дизайн. Однако в прошлом году не было представлено ни одной новой модели. Либо компания взяла тайм-аут, либо сочла данное направление не очень перспективным. А поэтому от более подробной характеристики фотоаппаратов этой марки мы воздержимся.

Сasio

История компании началась в 1946 году. Ее усилия сосредоточены на электронике и вычислительных машинах. Поэтому главная фишка фототехники Casio – это ее передовая электронная начинка. Поскольку большого опыта обработки изображений и оптической базы для производства современной оптики у компании нет, тягаться с конкурентами ей непросто. Все внимание ее инженеров сосредоточено на реализации новых электронных функций, которых нет у других. Можно вспомнить самую тонкую камеру Exilim со встроенным MP3-плейером, или камеру Exilim Pro EX-F1 со скоростью серийной фотосъемки в полном разрешении – 60 кадров в секунду и рекордной выдержкой в 1/40000 секунды.

Вообще, скоростная серийная съемка стала фишкой большинства новых моделей этой компании. Главное назначение режима – возможность поймать наиболее выразительные фазы движения. Только вот, к сожалению, в погоне за эксклюзивными режимами Casio совсем мало внимания уделяет качеству самого фотоизображения. Отстает не только разрешение некоторых моделей, но и алгоритмы обработки изображения, включая подавление шума, коррекцию цветопередачи. Цвета на снимках получаются достаточно реалистичными, сдержанными, иногда с прохладным оттенком.

Уникальные режимы съемки – главный аргумент в пользу Casio. Приятное меню и наличие сюжетных программ, облегчающих процесс съемки для начинающих фотолюбителей, также можно считать достоинством всего модельного ряда фотоаппаратов Casio.

На рынке можно найти множество фотоаппаратов и от других, не упомянутых выше компаний. Таких как Ricoh, Rekam, Benq, General Electric, Praktica, Leica и т. д. Но это либо небольшие компании, не имеющие собственного производства, либо достаточно крупные фирмы с весьма скромными успехами в области цифровой фотографии и (или) не очень уверенно представленные на отечественном рынке. В любом случае найти веские аргументы в пользу фотоаппаратов этих фирм достаточно сложно.