15 лет назад 10 декабря 2003 в 0:43 295

Один из наиболее развитых рынков нетрадиционного “железа” и софта – это рынок финансовый. Удачно спроектированная программа или устройство, призванное облегчить процесс зарабатывания денег и потому окупающееся в хозяйстве, способно принести прибыль создателям даже в том случае, если потребителей немного. Про одно из этих устройств и пойдет речь.

Как вы сами понимаете, далеко не каждому может прийти в голову мысль платить ежемесячно приличное количество денег за возможность независимо от своего местонахождения быть в курсе биржевых событий и происходящего в экономике в целом. Для возникновения такой потребности необходимо иметь какое-то профессиональное отношение к сфере экономики и финансов, поскольку людей, которые способны любоваться графиками динамики курсов валют ради развлечения, крайне мало. Вот именно в надежде, что такая возможность может пользоваться высокооплачиваемым спросом, и было разработано и выпущено на наш рынок устройство, которое его создатели именуют PDA “Биржевой мастер”.

Если вкратце, то PDA “Биржевой мастер” – это low-end (сильно low-end) КПК, который снабжен модулем, необходимым для общения с пейджинговой сетью, если таковая в эфире имеется. С очень развитыми возможностями. Иными словами – пейджер, мутировавший в направлении PDA.

При этом “Биржевой мастер” является частью проекта Smilink, о котором вы можете прочитать на сайте www.smilink.ru. Подробнее останавливаться на нем мы не станем, так как речь все же идет об устройстве для предоставления сервисов, а не о проекте в целом.

Экран устройства – черно-белый, разрешение, если прикидывать на глазок (шутка, это написано в руководстве), – 160 x 240 точек, оперативная память – 4 Мб, ROM – 8 Мб, SRAM – 512 Кб. Встроенный динамик – не hi-fi. В общем, формальные характеристики не потрясают.

Навигация по меню “Биржевого Мастера” осуществляется с помощью стила и/или колесика прокрутки, расположенного сбоку на корпусе. Несмотря на интуитивно понятный интерфейс, на уровне “увидел – ткнул”, перед использованием прибора в хозяйстве рекомендуется внимательно прочитать инструкцию. Дело в том, что существенная часть настроечного интерфейса упрятана в малозаметные подменю в углу экрана и разобраться в них самостоятельно не очень просто, так что порой это напоминает интеллектуальный пиксельхантинг. Прочтение книжки помогает устранить эти неудобства.

Если кратко перечислять функции этого аппарата, не имеющие непосредственного отношения к финансовому рынку и услугам по постоянному получению информации, то список будет приблизительно следующий: органайзер (телефонная книга, ежедневник, планировщик, блокнот для заметок, графический блокнот для заметок, разнообразные часы), калькуляторы – бухгалтерский и научный с встроенными и довольно удобными системами пересчета единиц измерения и курсов валют, счетчик расходов, три игры (нечеловечески затейливые), справочник по телефонным кодам России и, наконец, довольно лаконичный Setup, в котором можно настроить некоторые функции устройства, в том числе запросто поменять яркость экрана.

Собственно, на этом рассказ про КПК-составляющую аппарата можно заканчивать, так как начинается самое интересное. На вкладке “Инфо” (которая в англоязычном режиме меню почему-то называется “Other”) находятся следующие разделы: “Финансы”, “Мои Акции”, “Избранное”, “Пейджинг”, “Личная”, “Информ”, “Пресса”, “Текущие” и “Ресурсы”. Разделы “Избранное”, “Личная” – это именно то, что вы подумали, “Пейджинг” – это он самый и есть (позвонить оператору – назвать ваш персональный номер – продиктовать сообщение – получить сообщение), “Текущие” – сокращенная лента Reuters, “Пресса” – избранные публикации в прессе за отчетный период, “Ресурсы” – маленький такой setup. Про остальные разделы – чуть подробнее, так как в них-то весь смысл и есть.

“Финансы”. Подробные (хоть в графиках – на ваше усмотрение) данные по ММВБ, Форексу, основным мировым финансовым индикаторам, новости от одного крупного российского банка и много еще подобной информации, в том числе лента новостей от mfd.ru – довольно развесистого портала, посвященного финансам. Степень развесистости mfd.ru можно оценить хотя бы по тому, что ежедневно он публикует от 400 новостей (по данным ресурса). Информация поступает постоянно, пока вы находитесь в зоне действия пейджинговой сети, периодичность их поступления – своя для каждой разновидности информации.

“Мои Акции” – раздел, в котором можно организовать свою ленту новостей по котировкам интересующих вас акций, чтобы каждый раз не рыться в списках аббревиатур. “Информ” – много всего – от анекдотов до прогноза погоды и от котировок нефти до новостей от перспективных финансовых компаний. Также есть погода, облигации, основные новости и тому подобное.

Вот такое любопытное устройство. С непривычки и на фоне последних моделей КПК зарубежных производителей “Биржевой Мастер”, безусловно, выглядит скромно. Но после того как начинаешь осваивать его функциональные возможности, понимаешь, что альтернативы этому устройству на рынке в данный момент не видно. Из недостатков хотелось бы отметить недостаточно яркую матрицу, излишне консервативный дизайн – то есть следствия производственного аутсорсинга.

“Биржевой Мастер” – начинание достаточно хорошее, чтобы уже сейчас оправдать себя, но производителю имеет смысл подумать о схожем продукте для рынка premium. Сейчас сам PDA стоит 123 у.е, но потенциальные клиенты – люди не бедные и, как можно предположить, готовы платить за этот же набор услуг в разы больше в обмен на стильный корпус устройства и дорогой кожаный футляр.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПЕЙДЖИНГ

Наверное, все обратили внимание, что российский рынок сотовой связи стремительно растет. Стоимость базовых услуг – передачи голоса и SMS – упала уже до такой степени, что сотовый телефон стал доступен практически всем слоям общества. Соответственно, единственное преимущество пейджинговой связи перед сотовой – ее стоимость – утратило свое значение. Безусловно, пейджинговые компании предпринимали нетривиальные усилия, чтобы удержать клиентов (к примеру, сейчас существует возможность подключения пожизненного пейджера за несущественные деньги), но борьба была очевидно неравной. Большинство пейджинговых компаний ушли с рынка, а оставшиеся укрупнились, немного успокоились и поняли, что рынок пейджинговой связи на Западе развивался приблизительно так же, как у нас, и сейчас у них тоже с сотовыми все нормально, но почему то некоторые пейджинговые компании неплохо себя чувствуют. Рынок альтернативной передачи данных, колл-центры, корпоративные заказы – все это позволяет при должной организации дела неплохо себя чувствовать еще в течение неопределенно долгого времени. “О!” – подумали наиболее оперативные из отечественных компаний.

Как следствие, они начали развивать перечисленные направления у нас. Корпоративный пейджинг все освоили моментально, колл-центры тоже пошли на ура. Оставалось разобраться с нестандартной передачей данных.

Ларчик открывался не очень сложно. Стало ясно, что потребитель, живущий в пределах мегаполиса уровня Москвы, уже начал привыкать к тому киберпанку, который царит вокруг, и поэтому морально готов при наличии денег решать свои отдельные проблемы с помощью высоких технологий. К примеру, объезжать пробки в соответствии с указаниями устройства, на которое данные о пробках поступают постоянно, или получать важное сообщение независимо от местонахождения и так далее. Иными словами, услуги подобного рода должны себя окупать, а еще лучше – приносить потребителю прибыль.

Между прочим, подобная схема отлично работает и у интернет-компаний – посмотрите, каким модным и инвестиционно привлекательным стал “Росбизнесконсалтинг”. Так что перспективы у этого направления неплохие, поэтому нынешние пейджинговые компании, скорее всего, удачно впишутся в новый виток развития телекоммуникационных услуг для конечного пользователя.