13 лет назад 3 августа 2005 в 21:42 53

Все знают, что сегодня для многих профессиональных музыкантов (не только электронщиков и фанерщиков, но и вполне нормальных, живых музыкантов) компьютер является еще одним инструментом, с которым они плотно работают. Но не все знают, как именно. Какие у них компьютеры? Что они на них делают? Какими программами пользуются? Мы задали эти вопросы нескольким известным группам, и они нам с радостью ответили. Ведь кому еще они про это расскажут?

Esthetic Education
Луи Франк (вокал), Дима Шуров (клавиши)
Какова конфигурация компьютера, на котором вы работаете?
Луи: Macintosh Powerbook G4.800 МГц, 1 Гб ОЗУ, OS 10.4 (Tiger)
Дима: Roverbook на Pentium 4, 1.8 ГГц, Windows XP

Какими программами вы пользуетесь?
Луи: Ableton, Logic, Reason.
Дима: Я работаю с Logic и Wavelab. Наши с Луи компьютеры сообщаются друг с другом с помощью программы, которая называется Transmac.

Как вы используете компьютер в своем творчестве? Что именно вы на нем делаете?
Луи: Я вообще все делаю с помощью компьютера. Наш веб-сайт, музыку, фотографии, видео, дизайн, рисование и т. д. Компьютер – это мое орудие и мой раб.
Дима: Мне компьютер нужен в основном только для музыки. Дома я записываю [вживую] пианино и электроорган Hammond, редактирую запись с помощью компьютера и приношу в студию – а там уже запись будет микшироваться. Я могу брать с собой компьютер куда угодно и записывать музыку в разных странных местах – в больнице, например. Однажды я поехал с компьютером в другой город и там записал на него детское пение, которое мы использовали на альбоме “Face Reading”.

Расскажите на примере одной композиции или фрагмента, что и как в ней было сделано с помощью компьютера.
“Love” (ремикс)
Луи: Видеоверсия песни “Love” была записана в 24 бит, 48 кГц. Мы использовали программу Logic 5.5 на ноутбуке с Windows XP (более продвинутая версия работает только на Macintosh).
Дима: Рояль, который звучит в песне “Love”, был записан с помощью моего ноутбука – ночью, в здании очень красивого киевского собора, с использованием звукового модуля M-Audio USB Duo и микрофонов Rode, AKG 1100 и MXL.
Луи: Английский вокал и барабаны мы записали на двухпроцессорном Macintosh G5 (2х2 ГГц) с помощью программы Pro Tools. Для записи английского вокала мы использовали микрофон Neumann. А для французского – микрофон Rode. Я записал французский вокал у себя в спальне с помощью моего Powerbook, M-Audio USB Duo и программы Logic 6.
Труба тоже была записана у меня в спальне на микрофон Rode.
Электропиано Rhodes мы записывали на репетиционной базе с помощью микрофона Rode и дешевого китайского MXL.
Мастеринг и вся дальнейшая работа над песней были сделаны на ноутбуке PC 2 ГГц, 512 Мб ОЗУ с помощью программы Logic 5.5 и плагинов Waves и Nomad Factory Blue Tube. В качестве мониторов мы взяли пару колонок M-Audio.

Могли бы вы сейчас обходиться без компьютера?
Луи: Если бы я жил на ферме или где-нибудь высоко в горах, может, я бы без него и обошелся, но мне было бы нелегко.
Дима: Может, и мог бы, но тогда мне бы понадобилось так много другой аппаратуры, что меня бы просто накрыло разными железяками.

Найк Борзов
Какова конфигурация компьютера, на котором вы работаете?
Какой-то последний “Пентиум”, работает быстро.

Какими программами вы пользуетесь?
Cubase, Nuendo, Samplitude. Это те программы, которыми пользуются все в этой стране, они самые распространенные.

Как вы используете компьютер в своем творчестве? Что именно вы на нем делаете?
Надо сказать, что в моем случае компьютер не является основным рабочим инструментом, он работает в совокупности с другими вещами.
Компьютер используется по-разному в зависимости от того, что надо сделать. Можно на нем создать демо-аранжировку, можно работать с чистовыми треками. Как правило, он служит некой промежуточной субстанцией между записью на пленку и мастерингом.
Я использую компьютер как монтажную доску. Например, в компьютер пишется трек, потом он режется или с ним происходит что-то еще.
Компьютер дает большие возможности для работы со звуком, но если брать сам характер звучания, то цифра, конечно же, отличается от аналогового звучания.

Расскажите на примере одной композиции или фрагмента, что и как в ней было сделано с помощью компьютера.
“Сновидения”
Есть три основных момента, когда я использую компьютер: для сопровождения некой музыкальной основы, записанной на пленку; для накопления информации; как монтажный стол.
В этой песне работа с компьютером была связана с записью арфы. Звучание этого инструмента таково, что при записи на пленку к звукам инструмента примешиваются посторонние шумы. Мы попробовали сперва записать так, а потом записали это соло прямо в компьютер. Так мы избежали дополнительных шумов, которых и так в звучании арфы предостаточно.
Кроме того, компьютер использовался для вокального монтажа, но это обычное дело.

Могли бы вы сейчас обходиться без компьютера?
Нет. Сейчас уже сложно представить работу какой-либо студии без компьютера. Это сразу отбрасывает назад. Компьютер – очень удобная функциональная вещь, и хочется пожелать только, чтобы эта область развивалась. Хотелось бы, чтобы звук компьютерных программ становился еще более качественным, а виртуальные инструменты приближались к аналоговым родоначальникам.

Мегаполис
Олег Нестеров (вокал, гитара), Михаил Габолаев (бас)
Какова конфигурация компьютера, на котором вы работаете?
Михаил: В студии у нас Pentium 4, 4 МГц, 3 жестких диска (один системный, два для аудио), звуковая карта 24 InOut RME.

Какими программами вы пользуетесь?
Михаил, Олег: Cubase, Samplitude, Wavelab.

Как вы используете компьютер в своем творчестве? Что именно вы на нем делаете?
Олег: В первую очередь, мы делаем на нем демо-записи и наброски, потом – архивную редакцию, пробуем варианты и подготавливаем это к единому формату. И делаем все остальное.

Расскажите на примере одной композиции или фрагмента, что и как в ней было сделано с помощью компьютера.
“Где цветы”
Михаил: Эта песня сделана полностью из музыкальных фрагментов, выбранных Олегом с разных пластинок – от старых итальянских оперетт до советских ансамблей. Были взяты отдельные куски, помещены в сэмплер, и так, готовыми частями, отзвуками, отголосками была сыграна музыкальная ткань. Там, конечно, еще звучит стандартный барабанный луп и бас-гитара, но остальное – такие вот “лоскутки”. Потом все было записано и воспроизведено в компьютере.

Могли бы вы сейчас обходиться без компьютера?
Олег: В общем, могли бы. До компьютеров писалась прекрасная музыка, и все было хорошо. Компьютер просто помогает работать, он не всегда необходим. “Мегаполис” до сих пор записывается вживую – мы не все “нарезаем” на компьютере, а играем фрагмент и записываем его на аналоговый пленочный магнитофон. Трек вполне можно записать на магнитофон, многие так и делают – этот технологический процесс не забывается и применяется по сей день. Конечно, компьютер позволяет быстрее делать редакцию, дубли. Так что у нас смешанная технология живой игры музыканта и компьютера.

Пилот
Илья Черт (вокал, гитара)
Какова конфигурация компьютера, на котором вы работаете?
Дома – обычный PC, с третьим пнем. На нем делается домашняя работа, прикидки. На студии – Macintosh, естественно. На нем программы качественней работают и звучат и меньше потерь в звуке.

Какими программами вы пользуетесь?
Logic, Nuendo, Pro Tools.

Как вы используете компьютер в своем творчестве? Что именно вы на нем делаете?
Во-первых, мы имеем возможность использовать звуки отсутствующих в группе инструментов – как в записи, так и на концерте. Сэмплы. Во-вторых, корректируем иногда “временной акцент” инструмента, либо загоняя его относительно общего трека, либо замедляя. В-третьих, чистка фаз тишины. Четвертое – исправление отдельного удара в барабанах или отдельно взятой ноты в инструменте. Ну и наконец – некоторые звуковые эффекты.

Расскажите на примере одной композиции или фрагмента, что и как в ней было сделано с помощью компьютера.
“Королевство шлюх”
В припеве этой песни звучат “хиты” (духовая секция, играющая агрессивную точку в произведении), сэмплы электронных инструментов, клавишный подклад (взятый опять же из компьютера) и чуть-чуть сдвинуто время звучания рабочего барабана.

Могли бы вы сейчас обходиться без компьютера?
Вполне, и стараемся всегда использовать его минимум, ибо любые вмешательства компьютера делают музыку мертвой. Сами знаете, чем отличается сдача экзамена в музыкальной школе от угарного концерта. Так вот компьютер – это скучный, вылизанный, очищенный до тошноты экзамен по музыке. Это не душа. И это не прет. В компьютерной музыке ты не чувствуешь ЧЕЛОВЕКА, его сердца. Там только ум и машина со своим “А я вот еще и так могу! А вам, людишкам, это не под силу!” В общем, все хорошо в меру, к месту и ко времени.

Бучч
Какова конфигурация компьютера, на котором вы работаете?
У меня второй или третий пень. Я вообще-то не очень грамотный пользователь, прошу знакомых компьютерщиков мне все установить и пользуюсь тем, что они сделают, не очень разбираясь в деталях.

Какими программами вы пользуетесь?
Cubase.

Как вы используете компьютер в своем творчестве? Что именно вы на нем делаете?
Я пишу на компьютере тексты, делаю музыку, смотрю фильмы и фотографии, выхожу в интернет и отвечаю на письма, в общем, живу с его помощью.

Расскажите на примере одной композиции или фрагмента, что и как в ней было сделано с помощью компьютера.
“Не дали”
На MIDI-клавиатуре, присоединенной к компьютеру, я наигрываю мелодию. Текст у меня уже написан. Потом смотрю, какой музыкальный вариант мне нравится. Потом определяю темп и выбираю лучший, затем записываю его в компьютер. После чего придумываю, какие туда подойдут барабаны. Накладываю сэмплы барабанов. Потом смотрю, какие еще партии могу придумать. Записываю их тоже. Получается такой скелет песни. Потом все это я несу на репетицию. Мы с ребятами работаем над тем, что получилось. Они придумывают свои партии. В конце концов мы подключаем саунд-продюсера, и уже он придумывает к тому, что мы сделали, всякие модные звуковые фишки, приплюсовывает прикольные клавишные партии. Потом записываем и сводим. Все, естественно, тоже на компьютере. Так вот и получается песня.

Могли бы вы сейчас обходиться без компьютера?
Нет, ни за что. Я так люблю цивилизацию, что очень без нее страдаю. Даже не представляю, что бы было, не будь у меня компьютера.

Звери
Алексей Мартынов (звукорежиссер)
Какова конфигурация компьютера, на котором вы работаете?
Macintosh, программно-аппаратный комплекс Pro Tools.

Какими программами вы пользуетесь?
Pro Tools, Cubase, Samplitude.

Как вы используете компьютер в своем творчестве? Что именно вы на нем делаете?
Я делаю на нем все. Трекинг, сведение, саунд-дизайн. Компьютер сейчас используется повсеместно во всех сферах. Музыкантам он дает больше возможностей в аранжировке. Человек может создавать цельное музыкальное произведение, используя только свои мозги, талант и компьютер. Все репетиции группы “Звери” пишутся потреково на компьютер, что позволяет нам более оперативно контролировать процесс работы.

Расскажите на примере одной композиции или фрагмента, что и как в ней было сделано с помощью компьютера.
“Фабрика грез”
Для этой песни было записано около пятидесяти вариантов голоса, после чего велся отбор лучших дублей. Macintosh использовался как секвенсер. К нему был подключен внешний сэмплер, с которого и играло все остальное. Клавиши записывались отдельными живыми модулями. Вся аранжировка была продумана при помощи компьютера и им же, собственно, создана. То есть сама партия набивалась на компьютере, но прописывалась звуками из внешнего сэмплера.

Могли бы вы сейчас обходиться без компьютера?
Некоторые вещи просто невыполнимы без компьютера. Их просто могло бы не быть, если бы не была придумана эта хитроумная машина. Но самое главное – это экономия времени. А еще компьютер позволяет понять совсем иную культуру звука, динамики, окраски произведения.