12 лет назад 10 февраля 2007 в 5:09 64

Жизнь ленивцев

Автор: Евгений Феклистов

Как достичь европейского (мирового) качества звука, используя те же самые технологии, которыми владеют “фирмачи”? почему мы отличаем аудиозаписи зарубежных артистов от отечественных? ответ на этот вопрос очень часто кроется в том, как сделан конечный аудиомастеринг.

Как мы уже не раз писали, мастеринг – это специальная обработка сведенной (в большинстве случаев в стереопару) записи, применяющая многополосную компрессию звука. Хотя при этом теряется динамика, но фонограмма в целом звучит громче, “тихие” места становятся более разборчивыми, звук – плотным, субъективно более качественным.

Во многом мастеринг – задача творческая, невзирая на внешнюю простоту методов обработки.

Напомним, что при мастеринге используют эквалайзер (выделение той или иной частоты звука), многополосный компрессор (повышение плотности тех или иных частот) и лимитер (ограничитель частот, превышающих установленный пороговый уровень). Даже непритязательный пользователь PC, воспринимающий звук через колонки Genuis, наверняка понимает, что значит сила (и бессилие) кнопок Rock, Pop, Jazz, Classic и т. д. аудиоцентра (по сути, различные настройки эквалайзера). Компрессор и лимитер (жесткий вид компрессора с маленькой атакой и большой глубиной) призваны поднять всю фонограмму до максимально высокого уровня. Задача звукорежиссера избежать при этом искажений и частотных перекосов. Хороший мастеринг – это то, что зачастую заставляет “дышать” голос вокалиста и “качать” даже камерное акустическое исполнение. Плохой – делает невыразительным и кашистым самую пафосную конструкцию гитарных запилов и фонтанирующих в экстазе вокализов. При этом результат может зависеть всего лишь от неправильного подбора параметров компрессии, а не от игры самих музыкантов.

Впрочем, многое зависит от аранжировки, количества используемых средств и в немалой степени от самого сведения. Чтобы не столкнуться с непреодолимыми трудностями на последнем мастеринговом этапе, при записи и сведении необходимо учесть следующее:

1 Чем меньше инструментов, тем, возможно, легче их до слушателя донести.

2 Любая обработка (холл, дилей, эхо и т. д.) может иметь самые неожиданные последствия для конечного результата мастеринга. Особенно это относится к вокалу. Хотя злоупотребление эффектами при обработке барабанов и других инструментов тоже может все погубить.

Так, если мы отслушаем наугад несколько альбомов разных групп середины 70-х и даже 80-х годов и сравним их с современными, то обнаружим, что на современных записях голос звучит ближе, почти непосредственно “в голове” слушателя, а не утоплен в общей “фанере”, как это было модно делать прежде. Это связано в том числе и с умелым ограниченным использованием обработок, неминуемо отдаляющих и размазывающих голос. Надо иметь в виду, что паразитные отзвуки, еле слышные на сведении, при мастеринге могут вырасти в пожирающих звук чудовищ и значительно затруднить его, сведя итоговую музыкальную картину к дикому банно-душевому звучанию.

Если вы переусердствовали в мастеринге с низкими частотами, то потом на бытовой акустической системе фонограмма может хрипеть. Кнопки усиления баса (Bass-Booster) есть даже на бюджетных плейерах, а вот реализацию обратной функции видеть не доводилось.

Отличный мастеринговый плагин-лимитер Kjaerhus Audio MPL1 Pro (www.kjaerhusaudio.com) может в ряде случаев стать хорошей альтернативой использованию широко известного интеллектуала Waves L3 Multimaximizer (www.waves.com). Если интеллектуальность плагина L3 проявляется в том, что он позволяет психоакустическим образом производить обработку пяти частотных полос, согласовывая настройки для каждой из них в соответствии с общей звуковой картиной, то MPL1 имеет в своем арсенале алгоритм Program Dependent Release (PDR), выбирающий глубину компрессии динамически на основании характера сигнала.

В качестве наглядного примера работы MPL1 вы можете загрузить в Cubase SX немастеренную версию песни “Дрозды” (Н. Н. Дроздов и “Конец Фильма”), “повесить” на трек с этой песней Kjaerhus Audio MPL1 Pro и выставить в нем положение ручки Treshold (порог срабатывания лимитера) на уровень -5 дБ. Разница звучания до и после будет весьма ощутимой. Естественно, в общем случае уровень надо выбирать на слух, здесь вам только уши помогут. В нашем конкретном случае вы можете сами убедиться в том, как появляются искажения при дальнейших попытках “увеличить громкость”.

Применение этого плагина с теми же настройками на треке “Атаман” (“Конец Фильма”), напротив, не приведет ни к чему хорошему. Понять, в чем причина такого разного поведения одного и того же плагина, поможет изучение характера самих фонограмм. В случае песни “Дрозды” мы имеем дело с довольно ровной относительно динамики фонограммой. Использование MPL1 дает в этом случае неплохой результат. На “Атамане” динамический разброс шире, к тому же припев очень сильно отличается от куплета даже набором инструментов. Здесь придется использовать не один виртуальный прибор, да и без профессиональных навыков не обойтись.

Впрочем, это не значит, что для обычного пользователя ничего не предусмотрено. Тем, кому ручные настройки профессиональных плагинов не по ушам, можно посоветовать следующий плагин-ленивец AAMS – Auto Audio Mastering System (www.curioza.com). Мастеринговая программа AAMS очень хорошо убирает эффект загруженности из фонограмм, делает все сама при загрузке пресета, а также вместе с файлом выдает подробнейший список всех корректировок в формате DOC. К плюсам этого ленивца можно отнести достаточное количество пресетов (меню Reference) c доходчивыми названиями (Acapella, Boysband и т. д.). Есть и минусы: AAMS поддерживает лишь wav 16 бит, Stereo, 44100 кГц (тот же MPL1 без проблем работает с 24-битными файлами), сильно шустрой программу тоже не назовешь. Если хотите “перемерить” все режимы – Pop, Rock и т. д. – то запаситесь терпением.