14 лет назад 15 июля 2004 в 18:24 57

Эмулятор (то же, что имитатор) – это программа, способная на одной аппаратной платформе создавать иллюзию работы другого устройства. Если говорить о приставочных играх, то такая программа имитирует аппаратную платформу игровой консоли (приставки) на ПК.

NINTENDO ENTERTAINMENT SYSTEM (NES)
Приставка была выпущена в 1985 году компанией Nintendo. Она оперировала 8-битной графикой, но в те далекие времена поражала своим совершенством даже пользователей компьютеров ZX Spectrum на базе процессора Z80 и первых PC. А такие блокбастеры, как “Марио”, “Контра” и “Бэтмен” смотрелись очень даже неплохо благодаря безупречной работе сценаристов. В России приставка NES продавалась под брендами Dendy, “Сюбор” или Kenga.

Фанаты эмуляции этой приставки на ПК испытывают скорее ностальгию, нежели любовь к двухмерной графике с возможностью отображения лишь 52 цветов. Эмулятор Nessie (nessie.emubase.de) разрабатывается с весны 2003 года энтузиастом по имени Мартин Стрэнд. Минимальные системные требованиями таковы: процессор P III 750 МГц и ОС Windows с DirectX 7.0. Зато на этой платформе у вас есть все возможности, чтобы насладиться прелестями полноценной игры на приставке NES.

Эмулятор поддерживает несколько звуковых чипов (MMC5, FME-7, VRC6, Namco 106), полную функциональность для работы 4 джойстиков, светового пистолета, а также сохранение игр, скриншотов и возможность ввода чит-кодов (Game Genie). Эмулятор достаточно стабилен, да и поддержка игр сделана вполне грамотно. Для работы с образами игр (далее ROM), представленными в заархивированном виде, требуется скачать библиотеку unzip32.dll и положить ее в одну папку с основным файлом эмулятора (nessie.exe).

В качестве альтернативы можно попробовать закрытый ныне проект NESticle (bloodlust.zophar.net), который долгие годы был лучшим имитатором платформы NES на ПК. NESticle ориентирован в первую очередь на маломощные компьютеры, поэтому он вполне неплохо справляется со своими задачами даже на 486-м процессоре.

SEGA GENESIS / MEGA DRIVE
Приставка увидела свет в 1988 году и сразу стала настоящим хитом. По всему миру было продано свыше 28 млн. экземпляров, а количество игр перевалило далеко за 1000. В нашей стране она стала действительно популярной в середине 1990-х благодаря большому числу дешевых пиратских картриджей с играми.

Эмулятор Gens (gens.consolemul.com) является лидером в имитации Sega Mega Drive на ПК под Windows. Разработчик гарантирует, что 98% игр в среде Gens будут работать вполне корректно, а еще 1% будет немного сбоить. Компенсацией этого ничтожного процента может быть наличие огромного количества дополнительных функций, поддержка семи различных звуковых чипов, поддержка Game Genie и возможность сетевой игры.

Кроме всего прочего, Gens работает с играми Sega CD, эмулирует джойстики, дает возможность редактирования и загрузки файлов конфигураций, отлично справляется с фотографированием экрана (скриншот) и может имитировать один из трех процессоров, на базе которых собиралась Sega Mega Drive.

Еще один удачный продукт – Genecyst (bloodlust.zophar.net). Правда, он работает под DOS и Windows 95 и NT, а в среде Windows XP не запускается, но для слабых машин это просто идеальный эмулятор. Своей быстротой он обязан тому, что написан полностью на ассемблере. Genecyst является самым резвым имитатором Mega Drive, имеющим достаточное количество настроек, хорошую совместимость и неплохой интерфейс.

SUPER NINTENDO ENTERTAINMENT SYSTEM (SNES)
Эта приставка появилась в 1991 году, когда лидирующие позиции в области 16-битного разрешения игрового пространства занимала модернизированная консоль Sega Mega Drive 2. Противостояние двух гигантов продолжалось в течение трех лет, и компания Nintendo вышла победителем. Дело в том, что в Sega решили перебросить все свои мощности на выпуск новой консоли Sega Saturn, а работу над новыми играми для Sega Mega Drive 2 прекратили. Таким образом, Super Nintendo стала лидером, а проект Sega Saturn в итоге провалился.

Эмулятор ZSNES (www.zsnes.com), имеющий версии под DOS, Windows и Linux, можно назвать лучшим для Super Nintendo. ZSNES поддерживает работу с джойстиками, световым пистолетом и мышью, великолепно воспроизводит звук. Несомненными достоинствами эмулятора является поддержка сетевой игры и даже возможность сохраняться в любой момент! Эмулятор прекрасно работает под Windows 2000/XP, только нужно позаботиться о том, чтобы был установлен DirectX 8.0.

Разработчики эмулятора Snes (www.snes9x.com) не афишируют свои имена, что, видимо, связано с тем, что компания Nintendo хотела подать на них в суд в связи с несоблюдением авторских прав. Совместимость с играми у эмулятора на высоте. Очень радует добавленная функция имитации популярного Street Fighter Zero 2. Важной особенностью Snes9X является поддержка декомпрессора S-DD1 (взломанного Андреасом Нейвом, за что ему отдельное спасибо) – раньше эту схему архивации невозможно было эмулировать, поэтому некоторые игры не шли. Snes9X является хорошей альтернативой ZSNES благодаря более удобному Windows-интерфейсу, поддержке звука, джойстиков, Zip-архивов и возможности сохраняться в любом месте.

SONY PLAYSTATION
В 1994 году приставка Sony PlayStation впервые попала на прилавки, а к лету 95-го было продано уже около миллиона штук ее экземпляров только в Японии. Было выпущено несколько тысяч игр, многие из которых стали настоящими бестселлерами игрового мира. Причина такой популярности в том, что PlayStation вобрала в себя все технические достижения тех времен: 32-битный процессор, 3D-ускоритель, графическая система с выводом 16,7 млн. цветов, привод CD-ROM и 24-канальный звук Dolby Surround.

В списке разработчиков достаточно свежего некоммерческого эмулятора ePSX (www.epsx.com) есть программист _Demo_, один из создателей ZSNES. После того как корпорация Sony задушила легендарный проект Bleem! многочисленными судебными исками (до недавнего времени Bleem! был самым популярным эмулятором PlayStation, однако последняя существующая версия даже не запускается под Windows XP), ePSX стал лучшим в этой области. Некоторые называют конкурентом этого эмулятора Connectix VGS, но его Sony предусмотрительно купила, и особенного развития этот проект тоже не получил.

EPSX имеет модульную структуру с поддержкой патчей к конкретным играм, позволяющим обойти некритичные ошибки эмулятора, но его слабым местом является сложность в настройках (подробнее о настройке ePSX можно почитать на странице kupo.glazov.net/emul/epsxe.htm). Обратите внимание, что для работы эмулятора нужно найти BIOS самой приставки (двоичные файлы, подобные BIOS компьютера).

Sony грозит распространителям BIOS для PlayStation судебными исками, однако эти файлы до сих пор успешно скачиваются с зарубежных ресурсов интернета. Эмулятор оставляет хорошее впечатление как в плане интерфейса и функциональности (сетевая игра, работа с CD, поддержка геймпадов, карт памяти и много другого), так и в плане корректной работы под Windows 2000/XP и полного отсутствия всевозможных “глюков”. Рекомендуемыми системными требованиями являются: P II 450 и выше, 128 Мб ОЗУ, видеокарта GeForce 2 или подобная, быстрый CD-ROM и DirectX 7a.

Эмулятор AdriPSX ILE (www.adripsx.com) не является таким многофункциональным продуктом, как предыдущий. Однако он бесплатен, достаточно удобен, имеет яркий интерфейс и тоже реализован в виде модульной структуры, моду на которую когда-то ввел канувший в лету проект PSemu (модули для данного эмулятора подходят также для AdriPSX ILE и описанного выше ePSX). AdriPSX поддерживает всю линейку Windows и DOS. Минимальные системные требования – наличие компьютера с частотой процессора не менее 300 МГц, 32 Мб ОЗУ, 3D-видео, звук и CD-ROM 8x.

NINTENDO 64
Появление Nintendo 64 стало настоящей революцией в игровом мире благодаря использованию 64-битной архитектуры процессора (с частотой 93,75 МГц) и наличию графического процессора от компании Silicon Graphics (частота 62,5 МГц). Nintendo 64 вобрала в себя все самое лучшее от PlayStation, но решила проблему текстурного разложения задних планов и объектов при их приближении, от которой страдал продукт Sony.

Приставка поступила в продажу в 1996 году, а первые эмуляторы начали появляться лишь в 1999-м. Лидером имитации Nintendo 64 на ПК стал проект UltraHLE. Первоначально на нем запускалось 17 игр, и требования ограничивались процессором P II 233. Однако основным его минусом является обязательное наличие в ПК адаптера от 3dfx с графическим интерфейсом Glide. Есть, конечно, эмуляторы API Glide, но такая система становится весьма нестабильной.

На сегодня лучший эмулятор Nintendo 64 на ПК – Project 64 (pj64.emulation64.com). Он поддерживает плагины, возможность сохраняться в любом месте и имеет русский интерфейс. Никаких проблем с запуском игр, стабильностью работы или воспроизведением звука выявлено не было. Отличительной особенностью “Проекта 64” является отдельная справка для игр в составе самой программы. Там перечислены поддерживаемые образы и описаны основные проблемы, характерные для каждого из них и как с ними бороться.

Для использования Project 64 нужно иметь как минимум P III 700 МГц, 128 Мб ОЗУ, 200 Мб HDD, GeForce256, ОС Windows и DirectX 8.0.

Неплох также Nemu: такой хит всех времен и народов, как Mario 64, на последней версии работает просто идеально (www.nemu.com). В этом эмуляторе присутствует огромное количество настроек, есть отладчик и поддержка сетевой игры. Он хорошо работает на маломощных ПК, достаточно функционален, хоть и не обладает такой стабильностью, как Project 64 (наблюдаются периодические ошибки при запуске Doom 2 и зависание самого эмулятора в Zelda).

SEGA DREAMCAST
Говорят, за первые 24 часа продаж этой долгожданной приставки компания Sony выручила 97 млн. долларов. Однако радость была омрачена появлением дефектных дисков, что определенным образом подорвало доверие потребителей. В Dreamcast впервые была предпринята попытка объединения компьютера и телевидения – в ней имелся веб-браузер, а аппаратные возможности позволяли обладателям консоли выходить в интернет.

Из шести проектов эмуляторов рабочими являлись только Dreamemu (dreamemu.emulation64.com), Dreamer и Icarus (icarus.boob.co.uk). Данные эмуляторы поддерживают не более 20 игр, да и то с трудом. В общем, будущее имитации Dreamcast достаточно туманно, а как показывает практика, с момента выхода приставки хорошего эмулятора приходится ждать 5-6 лет.

SONY PLAYSTATION 2
Приставка поступила в продажу в октябре 2000 года, но даже в 2001-м приобрести ее было непросто. PlayStation 2 обладает мощным процессором Emotion engine, встроенным модемом, работой с дисками CD и DVD, модулями оперативной памяти от Rambus, а также интерфейсами USB 2.0 и IEEE 1394 (FireWare).

Эмуляция для PlayStation 2 делает лишь первые шаги, но два продукта все-таки уже имеется. Проект PCSX2 (pcsx2.net) молод, как и сама консоль. Достаточно хорошо конфигурируемый эмулятор с поддержкой джойстиков, сохранения, отладки и настройки звука, видео, контроллеров и приставочных BIOS. Программа хорошо работает под Windows XP, существует версия и под Linux. Поддержка CD/DVD-ROM сделана должным образом, а вот с функцией запуска образов игр придется подождать, потому что в интернете таких файлов пока нет. PCSX2 поддерживает около 40 игр, правда, качество этой поддержки оставляет желать лучшего. К недостаткам можно отнести полное отсутствие справки и требовательность к аппаратной платформе ПК.

Благодаря красивой заставке и кнопками в меню, выполненном в стиле Windows XP, пользовательский интерфейс эмулятора NSX2 (nsx2.emulation64.com) сразу бросается в глаза. Эмуляторы такого уровня потребляют много ресурсов, поэтому желательно, чтобы ПК работал на базе процессора P4 и обладал современной видеокартой. К сожалению, полностью отсутствует эмуляция звука – этим пока страдают все имитаторы платформы PlayStation 2. У программы имеется русский интерфейс.

MICROSOFT XBOX
В 2001 году на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе компания Microsoft представила свою первую игровую консоль Xbox. На протяжении всего своего выступления Билл Гейтс убеждал общественность в том, что это действительно прорыв и все будущее видеоигр сосредоточено именно в этой черной коробочке с большой буквой “X”. Эмуляцию этой платформы облегчает ее архитектура, весьма похожая на PC. В Xbox установлен процессор P III 733 МГц, графический адаптер от NVIDIA, 64 Мб ОЗУ, 8 Гб HDD и потрясающий 3D-звук.

Однако единственным заслуживающим внимания эмулятором для данной консоли пока является продукт Cxbx (www.caustik.com). В Cxbx есть возможность гибкой конфигурации видео, звука, управления, реализован отладчик и есть возможность “запатчить” образ игры для более корректной работы под имеющуюся платформу. На официальном сайте можно скачать демо, где в формате AVI записаны ролики прохожения игры Turok на эмуляторе Cxbx.

Автор утверждает, что приличного числа кадров в секунду (30-60 fps) он достиг на видеокарте GeForce FX 5600. В Cxbx весьма примечательный интерфейс, а внизу красуется надпись о том, что эмулятор не принадлежит компании Microsoft (это, по всей видимости, камень в огород Sony, которая не прекращает тяжбы по поводу эмуляции PlayStation и скупает своих непосредственных конкурентов). Эмулятор разработан под Windows 2000/XP, поэтому никаких проблем с работой в данных средах быть не должно.

Таким образом, у вас не должно возникнуть особых проблем с эмуляцией приставочных игр на мультимедийном компьютере. Запустить и настроить их непосредственно из-под интерфейса программ-оболочек типа ShowShifter, конечно, не получится, но создать заранее ярлык, задать ему “горячую клавишу” и вызывать любимый Mortal Kombat специальной кнопкой пульта ДУ вполне реально.