14 лет назад 17 августа 2004 в 2:08 62

Cовместными усилиями производителей рекордеров, плейеров и пиратов призыв “DVD в каждый дом!” претворен в жизнь. Но радость любителей снимать домашнее видео омрачается необходимостью изучать программы, предназначенные для создания DVD-фильмов.

ОТ DV К MPEG
Если вы сняли свой фильм на цифровую видеокамеру, результат монтажа вашего фильма будет представлен в DV-формате. На DVD-Video-диске же ваш фильм может существовать только в MPEG (мы будем говорить только об MPEG-2). Получить MPEG-файл из вашего исходного видеоматериала можно двумя способами.

Первый – во всем положиться на программу DVD-авторинга, введя в нее видеофайл после монтажа или даже сразу захватив видео с цифровой видеокамеры. У этого способ есть ряд достоинств:
– программа сама может определить все параметры кодирования видео и звука так, как посчитает нужным;
– ваше видео всегда влезет на диск;
– не надо изучать программы кодирования в MPEG-2, достаточно разобраться с работой только в программе DVD-авторинга.

Разумеется, не обошлось и без недостатков:
– выбор программы может быть не самым правильным и результат, соответственно, тоже;
– встроенные в программы DVD-авторинга MPEG-кодеры всегда однопроходные и могут дать приемлемое качество изображения только на коротких (до 1 часа) фильмах;
– программа легко запишет на DVD-Video-диск и три часа видео, но качество при этом будет очень плохим;
– при изменениях в DVD-проекте некоторые программы DVD-авторинга будут каждый раз заново создавать все MPEG-файлы, что занимает довольно много времени даже при использовании мощных компьютеров.

Первый способ удобен в том случае, если вам не очень важно, какого качества видео получится на вашем DVD. Тогда можно не задумываться над такими понятиями, как битрейт (скорость потока), переменная (VBR) или постоянная (CBR) скорость потока, формат звука на диске и т. п. Первый способ может применяться также и в том случае, если ваши фильмы длятся не более 40 минут. На коротких фильмах битрейт будет максимально допустимым для DVD-Video-диска и потери в качестве от, возможно, не самого лучшего кодера в программе DVD-авторинга будут минимальны и практически незаметны. Во всех остальных случаях мы настоятельно рекомендуем использовать внешний кодировщик видео в MPEG-2.

Фильм в исходном DV-формате лучше всего кодировать в MPEG-2 с помощью Canopus ProCoder. Качество кодирования, обеспечиваемое этой программой в двухпроходном режиме с установкой Master Quality, считается самым высоким на рынке для DV-видеоклипов. Canopus ProCoder удобен еще и простотой настроек, а также высокой совместимостью создаваемых им файлов с программами DVD-авторинга.

Он умеет создавать файлы MPEG-2 как типа Program Stream (программный поток), то есть с видео и звуком в одном файле, так и Elementary Stream (первичный поток) – видео и звук в раздельных файлах. В файлах Program Stream звук автоматически кодируется в MPEG Audio Layer 2, и в этом случае изменение формата звука в программе DVD авторинга приведет к потере его качества.

Поэтому при применении Program Stream нежелательно изменять формат звука с MPEG Audio Layer 2 на другой. Для работы в программе DVD-авторинга лучше всего использовать два отдельных файла для видео и звука, то есть Elementary Stream, поскольку в этом случае можно выбирать вид компрессии звука в программе DVD-авторинга.

РАБОТА С ULEAD DVD WORKSHOP 2
Подготовка проекта
Программа Ulead DVD Workshop 2 поставляется производителем с огромным набором уже готовых шаблонов меню, разнообразными кнопками, фонами и т. п.

Это позволяет создать вполне приличные с эстетической точки зрения меню даже человеку, совершенно не способному к рисованию. Конечно, наборы подобных шаблонов предлагают и другие программы, но они, как правило, довольно однообразны и сделаны в своем внутреннем формате, который не позволяет изменять их с помощью внешнего графического редактора.

Заготовки к DVD Workshop, напротив, созданы в редакторе Ulead PhotoImpact. Даже если вы привыкли к Adobe Photoshop, достаточно просто установить себе пробную (trial) версию PhotoImpact и преобразовать им файлы из формата PhotoImpact в формат Photoshop. Соответственно, вы и сами можете придумывать свои кнопки, рамки и т. п., вводя их затем в Workshop 2.

Начиная работу над диском, мы предполагаем, что у вас уже есть готовые файлы с вашим фильмом и вступительным клипом (First Play), причем отдельно видеофайлы и отдельно звуковые файлы к ним. (Технология авторинга диска из “сырого” DV-видео практически ничем не отличается от описанной ниже, и вы вполне можете ей воспользоваться, не создавая предварительно MPEG-2-файлы.)

Иметь вступительный клип, кстати, довольно разумно, особенно если вы планируете давать свои DVD-Video-диски друзьям и знакомым. Вступительный клип (First Play) начинает проигрываться сразу после того, как диск установлен в DVD-плейер, и зритель тут же поймет, с чьей продукцией он имеет дело. Это своеобразное клеймо автора, но нежелательно, чтобы его продолжительность превышала 20 секунд.

На диске, предназначенном для работы над DVD-проектом, создадим папку MyDVDs. На этом диске должно быть свободно не менее 10 Гб, а для комфортной работы – не менее 15 Гб. Запустим DVD Workshop 2:

Обратите внимание на выбор разделов программы вверху. Фактически это этапы, которые мы должны последовательно пройти. Здесь Start (“Начало”) для задания имени и параметров проекта, Edit (“Редактирование”) для возможной корректировки исходного видеоматериала, Menu (“Меню”) для разработки меню и связей между меню и фильмом и/или между разными меню и Finish (“Окончание”) для предварительного просмотра результатов и записи DVD-Video-диска.

Этап Capture (“Захват”) мы пропускаем, так как у нас уже есть файлы фильма. Впрочем, если вы не хотите делать серьезный монтаж отснятого камерой материала и вам достаточно только удалить лишнее, вы вполне можете воспользоваться разделом Capture для сброса отснятого материала, а затем разделом Edit для отбрасывания всего ненужного.

Сначала нажмем на кнопку New Project (“Новый проект”) в левом верхнем углу. На экране появится диалог ввода нового проекта.

Надо просто заполнить поля Location (“Место”), указав в нашем случае папку MyDVDs, Project name (“Имя проекта”), выбрать тип проекта – DVD – и нажать ОК. Программа создаст в папке MyDVDs новую папку с именем проекта (FirstDVD в нашем примере) и автоматически перейдет в раздел Edit (“Редактирование”). Теперь нажмем на кнопку с изображением молотка и гаечного ключа в левом верхнем углу и в появившемся меню выберем Project Properties (“Свойства проекта”). В появившемся диалоге нажмем на кнопку с изображением диска и перейдем к диалогу Disk Template Manager (“Менеджер шаблонов диска”).

Этот диалог предлагает выбор между готовыми шаблонами проектов. Казалось бы, раз у нас есть готовые файлы, мы можем ничего не изменять – какая разница, у нас же есть готовые файлы. На самом деле такое решение может привести к потерям как качества картинки будущего фильма, так и времени. Дело в том, что Workshop 2, как и многие программы для DVD-авторинга с собственными MPEG-кодировщиками, не будет заново кодировать ваше видео только в том случае, если параметры проекта будут заведомо лучше параметров ваших исходных файлов.

Если битрейт ваших файлов будет выше указанных в параметре текущего проекта, то Workshop 2 будет кодировать заново весь фильм. Для того чтобы избежать этого, выберем в Disk Template Manager (“Менеджер шаблонов диска”) шаблон High Quality (Dolby Digital AC-3 Audio) и нажмем кнопку Edit (“Редактировать”). В появившемся диалоге укажем новое имя шаблона, например MyDVDProject, и выберем далее закладку Compression (“Сжатие”).

В этом диалоге установим параметр Quality (“Качество”) в 100%, Video data rate (“Скорость потока видео”) в Variable (“Переменная”) и саму скорость видеопотока в 9500 кбит/с. Почему именно так? Просто это значение битрейта видео является предельно допустимым для DVD-Video-диска, и “улучшать” здесь больше нечего. Что касается звука, тут лучше остановиться на цифре в 192 кбит/с. Может возникнуть резонный вопрос – почему для звука выбран такой низкий битрейт?

Ответ прост – в любительском фильме никакой разницы на слух между битрейтом 192 и более высоким вы не обнаружите и на дорогой аппаратуре. Даже в коммерческих DVD-Video-дисках битрейт для Dolby Digital 5.1 не превышает 448 кбит/с, но ведь это для многоканального звука, а у нас – 192 кбит/с для стерео. (Вот если в будущем вы будете использовать многоканальный звук Dolby Digital, созданный в какой-либо другой программе, например Nuendo, тогда в увеличении значения параметра Audio bitrate до максимального, 448 кбит/с, будет смысл.)

Нажмем ОK, затем Close и в диалоге Disk Template Manager (“Менеджер шаблонов диска”) выберем в списке шаблонов ниже наш шаблон MyDVDProject и закроем диалог. На этом подготовка заканчивается, и мы можем начать работу над проектом.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Сначала введем файлы фильма в проект. Для этого нажмем на стандартную кнопку загрузки файлов и введем видеофайлы нашего фильма в соответствующую библиотеку (Video > General). Затем сменим библиотеку видеофайлов на библиотеку аудиофайлов (Audio > General) и введем аудиофайлы фильма. Вернемся к библиотеке видеофайлов.

Перенесем мышью два наших видеофайла, вступительный клип и сам фильм из библиотеки видеофайлов в Title List (“Панель фильмов”), расположенную под дисплеем предварительного просмотра (Preview Window). Перейдем к библиотеке аудиофайлов и перенесем мышью введенные нами ранее аудиофайлы на соответствующие видеоклипы в Title List (“Панель фильмов”). По завершении этих действий экран раздела Edit (“Редактирование”) должен иметь приблизительно такой вид.

В Title List (“Панель фильмов”) появились иконки двух клипов, P2003 и DVDFirstPlay (у вас, разумеется, имена файлов могут быть иными). В крайней левой позиции находится место под вступительный клип, а справа пустое место для возможного следующего клипа. Обратите внимание, что в левом нижнем углу иконки каждого видеоклипа есть значок с кинопленкой, а в правом нижнем – значок с нотами. Эти значки индицируют видеоклип (кинопленка) со звуком (ноты).

Для того чтобы наш вступительный клип занял положенное ему место, выделите вступительный клип мышью, нажмите правую кнопку мыши и в появившемся меню выберите Set as First Play Video (“Определить как вступительный клип”). Иконка вступительного клипа займет полагающееся ей место в крайней левой позиции Title List (“Панель фильмов”). Теперь расставим главы (chapters). Главы нужны только для более удобной навигации по диску. Даже не обращаясь к меню, вы можете перескакивать через фрагменты фильма по выбранным вами главам. Используя меню, вы можете сразу попасть в нужное вам место фильма.

Расставить главы очень просто. Щелкнем дважды по иконке фильма, и первый кадр фильма появится в Preview Window. Начало фильма всегда является первой главой, далее надо просто передвигать ползунок под дисплеем предварительного просмотра (Preview Window) и, попав в нужное место, нажать кнопку с плюсом справа от ползунка. Повторить эту операцию столько раз, сколько вы считаете нужным.

Из-за специфики MPEG-формата вы не сможете устанавливать место начала главы с точностью до кадра – только с точностью до 1 GOP (Group of Pictures, “группа изображений”, – минимальная последовательность кадров, из которых состоит DVD-совместимый MPEG-поток), то есть через 15 кадров. На “кинопленке” справа выбранные вами главы будут “строиться” сверху вниз и каждая глава будет изображена в виде иконки с первым кадром главы. В результате диалог Edit (“Редактирование”) примет такой вид.

Теперь у нас все готово для создания меню. Нажмем кнопку Menu (“Меню”) в панели команд вверху и тем самым переместимся еще на шаг к финалу – в диалог Menu.

Как вы можете заметить, Title List (“Панель фильмов”) сменилась на Menu List (“Панель меню”). Но Title List выглядывает из-под Menu List, и на нее всегда можно переключиться. Для запуска процесса создания меню над Menu List слева расположены три кнопки. Нажатие первой приводит к появлению пустого меню, то есть меню для вашего творчества, нажатие второй даст возможность выбрать заготовку меню из множества шаблонов, третьей – даст возможность запустить мастер создания меню. Именно мастером мы и воспользуемся, нажав третью кнопку.

В первом шаге программа предлагает выбрать клип, для которого будет создаваться меню. Разумеется, мы выберем клип основного фильма (P2003 в нашем примере), щелкнув мышью дважды мышью по клипу основного фильма. Нажмем Next (“Следующий”).

В этом диалоге мастера вы можете выбрать:
– готовый шаблон меню в панели справа. Программа предлагает несколько десятков вариантов и, покопавшись, можно легко найти нужный. Для нашего примера выберем в разделе Nature (“Природа”) шаблон Still_02;
– изменить фон меню, нажав кнопку Background (“Фон”) и указав имя файла с нужным вам фоном, таким как кадр из вашего фильма, например. В качестве фона можно использовать не только картинку, но и видеоклип;
– добавить музыкальное сопровождение к меню, нажав кнопку Background music (Фоновая музыка) и указав имя файла с фоновой музыкой или звуковую дорожку с аудио-CD.

Поскольку мы разбили клип на 8 глав, по завершении ввода фона или музыки нажмем кнопку со стрелкой вправо и проделаем подобные операции для второй страницы меню. Обратите внимание, что программа автоматически связывает наши главы со специально отведенными местами в меню. Завершив создание второй страницы меню, нажмем кнопку Finish (“Завершение”). Диалог Menu примет такой вид:

Итак, меню вчерне готово. Рассмотрим немного подробнее созданные программой меню. Каждая иконка с кадром из фильма стала кнопкой перехода к соответствующей главе, причем по умолчанию программа считает, что это будет motion menu (анимированное меню), то есть мы увидим не статичные иконки, а микровидеоклипы для каждой кнопки. Если вы не хотите использовать motion menu, просто снимите отметку у флага Motion Button панели Button.

К сожалению, в рамках журнальной статьи невозможно рассказать обо всех возможностях программы по созданию меню, поэтому кратко остановимся на некоторых из них. Слева от экрана предварительного просмотра мы видим диалог с тремя панелями – Menu, Button и Text. Во вкладке Button вы можете для любой выбранной кнопки:

– В разделе Style (“Стиль”): включить/выключить показ фрагмента клипа в кнопке (Motion Button); включить/выключить видимость кнопки на экране флагом Invisible Button (нужно для включения просмотра какого-нибудь “секретного” клипа только для своих); настроить цвета выбора кнопки и нажатия на нее, причем как для рамки кнопки, так и для самой картинки кнопки.
– В разделе Attributes (“Атрибуты”) изменить яркость (brightness), контрастность (contrast), прозрачность (transparency) кнопки и/или повернуть ее (rotation).
– В разделе Playlist “навесить” на кнопку желаемую последовательность проигрываемых глав. Это очень интересная возможность, поскольку вы можете создать несколько вариантов просмотра вашего фильма в зависимости от того, кому показывается диск.
– В разделе Frame (“Рамка”) вы можете выбрать иное обрамление для иконы кнопки. Для замены достаточно выбрать желаемую рамку и “бросить” ее мышью на кнопку.
– В разделе Shadow (“Тени”) вы можете добавить тени к кнопкам, задав их размер, цвет, размытие краев и прозрачность.
– В разделе Color mapping (“Отображение цветов”) вы можете задать соответствие между цветом выделения кнопки, когда зритель переходит к ней, и цветом, сигнализирующим зрителю, что кнопка нажата.

Выбрав вкладку Menu, вы можете:
– ввести или заменить фоновую музыку к меню;
– дать затухание громкости в конце фоновой музыки меню и нарастание громкости в начале;
– установить в параметре Menu duration (“Продолжительность проигрывания меню”) продолжительность проигрывания меню на экране. Помните, что анимированные меню занимают много места на диске (одна минута – приблизительно 60 Мб);
– сделать фон меню также анимированным. Для этого достаточно ввести в библиотеку видеофайлов (Video > General) нужный вам для фона клип и затем “бросить” мышью этот клип в окно предварительного просмотра (Preview Window);
– в параметре Loop point (“Точка зацикливания”) установить то место, начиная с которого меню будет циклически проигрываться. Это означает, что первый раз зритель увидит весь клип меню полностью, а второй и последующие разы – начиная с определенного в Loop point места. К отличной от нуля Loop point стоит прибегать при использовании в меню в качестве фона какого-либо видеоклипа;
– в параметре Loop count (“Счетчик циклов”) указывается количество повторов проигрывания меню или Infinite (“Бесконечность”). Рекомендуется оставлять Infinite;
– в параметре After Loop/Time out button (“После цикла/Превышение времени”) можно задать переход на другую кнопку меню по завершении циклов проигрывания меню. Разумеется, эту возможность программы можно использовать только в том случае, если в Loop count установлено конкретное число, а не Infinite.

Как несложно догадаться, выбор вкладки Text относится к настройкам вводимого вами текста. Для ввода текста в любом нужном вам месте меню достаточно просто дважды щелкнуть мышью в этом месте. Для редактирования уже введенного текста надо щелкнуть мышью по нему же. К тексту вы можете применить те же настройки, что и к кнопке, за исключением наложения рамки. К тексту можно применить и многочисленные эффекты, выбрать которые можно из нескольких десятков вариантов, предлагаемых программой. Любой текст можно сделать кнопкой, для этого нужно “бросить” мышью иконку нужной главы на текст.

Во всех меню, предлагаемой программой по умолчанию, вы можете обнаружить несколько кнопок, совпадающих по виду с кнопками управления DVD плейера. Это кнопка Play – она всегда есть только на первой странице меню, и нажатие на нее приведет к воспроизведению всех клипов на диске, кнопка Next (“Следующая”), нажатие на которую приведет к переходу на следующую страницу меню, кнопка Previous (“Предыдущая”) вернет зрителя на предыдущую страницу меню. Вы можете как изменить назначение этих кнопок, так и просто удалить их.

Завершив работу над меню, следует обязательно перейти в раздел Finish (“Завершение”) и проверить на эмуляторе DVD-плейера результат свой работы.

Если что-то не так, вы легко можете вернуться в любой раздел программы и внести необходимые изменения. Если все нормально, нажмите верхнюю кнопку в крайнем правом ряду на плейере и перейдите в меню записи диска.

Если вы хотите сразу записать диск, выберите Burn to disc (“Прожечь диск”), если вы хотите сначала проиграть ваш DVD-Video-диск с жесткого диска компьютера каким-либо программным плейером, выберите Create DVD folders (“Создать DVD-папки”). Если Workshop не знает вашего пишущего привода, выберите Create disc image file (“Создать файл образа диска”) и прожгите затем диск любой программой прожига, понимающей ваш DVD-рекордер. На этом процесс создания DVD-Video-диска закончен.

Итак, вы готовы к записи DVD-Video-диска. Осталось только принять к сведению несколько полезных советов.
– Не стоит увлекаться созданием меню с различными “бантиками”, поскольку подавляющее большинство зрителей они не интересуют.
– Навигация в меню должна присутствовать обязательно.
– Если у вас нет желания разбираться с предварительным кодированием вашего видео в MPEG-2 и продолжительность вашего фильма менее часа, просто введите в Workshop 2 ваши DV-файлы – программа в этом случае обеспечит приличное качество кодирования. Но надо понимать, что Workshop будет создавать диск на стадии прожига значительно дольше, чем с готовыми MPEG-2-файлами. Это время будет обратно пропорционально мощности процессора вашего компьютера.
– Освоение работы в Workshop 2 поможет вам перейти на профессиональные программы DVD-авторинга, такие как Scenarist Pro. Workshop 2 может послужить прекрасным инструментом для подготовки меню для таких программ – в папках проекта он создает и хранит все необходимые для этого файлы.