11 лет назад 10 мая 2008 в 18:31 66

Льется музыка

Автор: Леонид Квасов

Примерно десять лет назад в компании единомышленников я начал опыты по домашней звукозаписи непосредственно в компьютер. Тогда мы просто брали гитару и микрофон и включали их в линейный (или, соответственно, микрофонный) вход простенького “саунд бластера”, а один из первых “атлонов” (компьютер с таким процессором был у немногих) с помощью 256 мб оперативки в первой версии cubase честно пытался обработать наше творчество.

Сегодня организовать аудиостудию дома гораздо проще. Любой домашний ПК в разы мощнее тех наших. Программы доступнее, выбор инструментов, приборов, микрофонов, кабелей просто огромен, а информации по теме в Сети даже больше, чем нужно. Тем не менее я попробую еще раз структурировать знания на тему “Как сделать студию дома”.

КОМПЬЮТЕР

Рабочим центром любой современной студии, будь то огромные многозальные комплексы или (как в нашем случае) просто домашняя комната, оборудованная под project-студию, является компьютер. Чем современнее и мощнее будет эта машина, тем меньше проблем она вам создаст. На сегодняшний день предпочтительнее использовать ПК на базе Intel Core Duo или Core 2 Duo, обязательно с хорошим объемом оперативной памяти (2-4 Гб – в самый раз). Что касается материнской платы, здесь основное требование касается набора разъемов: без нескольких USB и как минимум пары FireWire компьютер сложно будет использовать в аудиостудии в качестве основной рабочей силы. Требования к жесткому диску предельно просты: самый объемный, самый быстрый и не забыть разметить так, чтобы под систему и софт осталось места побольше (для нормального набора современных программ и плагинов к ним может не хватить и 100 Гб!). Второй раздел (а возможно, и просто второй винчестер) стоит целиком отдать под, собственно, аудиоматериал. И здесь нет предела совершенству – места все дорожки могут занимать очень много.

Для монитора также действует несложное правило: чем больше диагональ и разрешение, тем лучше. Ведь смотреть в него придется по много часов подряд, да не просто смотреть, а внимательно вглядываться, работая с мелкими деталями треков. В качестве ОС незаменимой остается Windows XP. Система эта проверена-перепроверена, именно с XP нормально работает большинство специальных программ, которые мы намерены использовать в нашей студии.

Осталось добавить, что главной студийной машиной не обязательно должен быть десктоп. Часто бывает так, что удобнее пользоваться ноутбуком. Но в этом случае имеет смысл обзавестись внешним жестким диском, хотя и внутренний диск также должен быть немаленьким. Еще лучше, если их будет два в ноутбуке – такие модели уже не редкость. Кроме того, дисплей лэптопа должен быть не менее чем 17-дюймовым. Лучше всего этим требованиям соответствует серия Toshiba Qosmio – G40 или прошлая линейка G30.

АУДИОИНТЕРФЕЙС

Важнейшим “железным” элементом нашей студии станет звуковая карта. Именно от этого прибора, целиком ответственного за аналогово-цифровое преобразование (попадание звука в компьютер для дальнейшей обработки), зависит огромная доля успеха в работе над очередной фонограммой. Для начала определимся: внутренняя или внешняя карта нам нужна. Мой ответ однозначен: в наше прекрасное время имеет смысл отдать предпочтение внешнему устройству, подключаемому по интерфейсу USB, а еще лучше – по FireWire. Почему? В отличие от внутренней карты внешние не создают проблем с подключением, они не страдают от наводок с окружающих комплектующих, они гораздо удобнее и практичнее. К тому же по стоимости внешние устройства начального уровня сравнимы с аналогичными PCI-картами. Но это не значит, что при выборе аудиопреобразователя нам не придется помучиться. Нынешний ассортимент решений класса “бюджет” для project-студий весьма насыщен. И определяться придется пошагово.

Начнем с количества каналов. Для большинства задач полностью домашней студии достаточно карты 2х2 – два канала входа и два выхода. Их можно использовать одновременно при записи, например голоса и гитары, или же фиксации стереозвука с синтезатора либо процессора эффектов для той же электрогитары. Для большего количества одновременно записываемых инструментов-голосов понадобится карта 4×4 или старше. При выборе АЦП (карты) обращаем внимание на наличие специального разъема под микрофон (XLR) и кнопки включения фантомного питания 48V – для профессионального микрофона оно просто необходимо. Желательно, чтобы выходы были оформлены не в виде электрических разъемов RCA (“тюльпаны”), а в виде “больших” 6,5-миллиметровых “Джеков” или тех же XLR. Обязательно наличие отдельных ручек для регулировки громкости предусилителей инструментальных входов (обязательно 6,5 мм “Джеки”). Как уже говорилось, приветствуется более быстрый интерфейс FireWire, но и USB сойдет.

Теперь самое интересное: конкретные модели аудиокарт. В качестве одного из самых доступных решений можно предложить внешний интерфейс M-Audio Mobile Professional Pre. Это карта 2х2 с питанием по USB. На корпусе можно найти вход “Джек”, два входа XLR, кнопку фантомного питания, ручки громкостей, выход под наушники (3,5 мм “Джек”). Цена вопроса – немногим больше 3 тыс. рублей, но на этой базе уже можно строить дальше свою домашнюю студию. Более “взрослый” четырехканальный аналог называется M-Audio Audiophile USB и стоит почти вдвое больше, другая карта начального уровня с соотношением каналов 4х6 – M-Audio Fast Track Pro обойдется в 8 тыс. рублей.

В классе повыше представлены уже не просто карты начального уровня, доступные даже начинающим музыкантам и звукорежиссерам, но решения, при работе с которыми можно добиваться очень даже приличного качества звука. Одна из самых недорогих и удобных карт – ESI QuataFire 610 – 6х10 аудиоинтерфейс, подключаемый по FireWire (около 11 тыс. рублей). Более дорогой, но и еще более качественно выполняющий свою задачу 10х10 интерфейс Echo AudioFire 8. Вообще, предела стоимости и “качественности” для такой важной штуки, как звуковая карта, просто не существует. Наряду с решениями за $100-200 есть интерфейсы за $1000, за $5000 и даже за $20000. Стоит об этом помнить и не комплексовать. Если есть деньги на карту, значит ее можно купить и больше об этом не заботиться, а думать только о творчестве и конечном результате – хорошей записи.

ОСТАЛЬНОЕ ВАЖНОЕ

Когда есть компьютер и приличная аудиокарта, подсоединенная к нему, появляется и смысл подумать о качестве звука, который дойдет до этой парочки. О том, что надо уметь играть на инструменте, максимально хорошо петь и при этом не фальшивить, я распространяться не стану. Упомяну лишь о нескольких важных, с моей точки зрения, устройствах, без которых звук в нормальном виде до аудиокарты не дойдет, а соответственно, и не запишется.

Микрофон нужен не только для пения, но и для записи партий акустических инструментов (барабанов или баяна, например), снятия звука с динамика гитарных “комбиков” и т. д. Для домашней студии может хватить и одного приличного микрофона. Прекрасными, на мой взгляд, компромиссными (в почти гамлетовской дилемме “цена или качество”) вариантами являются решения той же M-Audio, Nady или более “продвинутых” Audio-Technica. За $150-250 эти бренды предлагают несколько довольно внятных моделей студийных микрофонов серий M-Audio Luna или Nady TCM. Это конденсаторные (для сцены не подходят – хрупкие и чувствительные) микрофоны с крупными диафрагмами, возможностью подвеса на “пауках” (особая система из резинок, устраняющая нежелательные вибрации корпуса) и креплением ветрозащиты. Их можно использовать как для вполне профессиональной записи вокала, так и для инструментов – решения универсальные. И еще пара интересных и при этом совсем не дорогих моделей конденсаторных микрофонов, рекомендованных к использованию в домашних студиях: Audio-Technica AT2020, а также весьма качественный и очень доступный (менее 4 тыс. рублей) продукт знаменитого отечественного производителя OKTAVA MK-319 A.

Звук с микрофона (особенно вокал!) не стоит “пускать” сразу в звуковую карту. Идеальным вариантом промежуточного звена станет динамический процессор, обеспечивающий возможность качественной компрессии – сжатия динамического диапазона для придания большей чистоты и яркости звучанию голоса, дабы в дальнейшем он лучше “садился” в фонограмму. Сегодня можно найти очень недорогие (даже, скорее, дешевые) варианты подобных устройств. Среди самых простых – продукция ART, Nady, M-Audio, Behringer и т. д. Как и в случае с аудиокартами цены и качественный уровень динамических процессоров не ограничиваются никакими разумными пределами. Для домашней студии мы легко обойдемся относительно простым одноканальным решением типа предусилителя ART Tube или двухканального рэкового компрессора Phonic PCL-3200.

Хороший звук и качественное его преобразование в “цифру” это, конечно, замечательно. Но как бы это все еще расслышать? Рекомендовать вам лучшие человеческие уши я не буду. Попробуем выбрать мониторы и наушники. В самом бюджетном классе настоящих студийных линейных мониторов ближнего поля традиционно властвуют продукты M-Audio, KRK, Phonic, Axelvox и др. Какие из двух с лишним десятков моделей выбрать? Дело исключительно личного вкуса и относительной толщины кошелька – мониторы-то недорогие. Лично я работал и остался доволен уровнем M-Audio Studiophile DX4 (около $200 за пару). Вполне качественный мониторинг обеспечивают и Axelvox TR-6A (в той же цене). Если же ориентироваться на чуть более высокий уровень, то я бы рекомендовал Event 20/20 V2 (около $400 за пару, но они того стоят!).

Что касается наушников, тут выбор просто огромен. Кому-то по душе Sony, кто-то без ума от специфического звучания Sennheiser, третьи выберут только “уши” Audio-Technica. Однако осмелюсь предложить несколько вполне конкретных моделей, на мой взгляд, подходящих для использования в звукозаписи. AKG K141 Monitor – весьма удачные стереофоники за сотню баксов. Еще одни закрытые наушники “за сотню”, только уже евро – Audio-Technica ATHM40FS. Классические Sennheiser HD 280 Pro стоят в полтора раза дороже, но пользуются заслуженной популярностью у профессионалов. Наконец, около $300 придется выложить за “эталонные” студийные Sony MDR 7509. Все представленные модели обладают ровным линейным звучанием – идеальным для “честного” мониторинга, но не лучшими для простого прослушивания “для удовольствия”. Замечу также, наушники, которые я предложил, относятся к классу закрытых – на мой взгляд, именно такой тип “ушей” предпочтительнее в домашних условиях. Не хотите же вы постоянным шумом из открытых наушников довести ваших домашних до белого каления?

ПРОГРАММНАЯ РЕЧЬ

Наша маленькая студия в своей аппаратной части практически собрана (не забываем укомплектоваться достаточным количеством качественных кабелей – от них тоже многое зависит), теперь можно приступать к работе.

Можно долго рассуждать и спорить на тему преимуществ и недостатков того или иного специального ПО, но я бы порекомендовал Cubase. Этот мультидорожечный редактор, естественно, не идеален, но он нормально “видит” драйверы практически любых мультиканальных карт, конечно же, поддерживает VST-инструменты и плагины и полностью совместим с другим отличным программным инструментом – Propellerhead Reason. Про нюансы установки, подключения и работы с программными продуктами Steinberg (Cubase и Nuendo, созданный больше для видео, но вполне приспособленная и для аудиоредактирования) я рассказывать не буду. Во-первых, потому что про особенности этих редакторов мы пишем довольно регулярно, а во-вторых, потому что если начать описывать работу в том же Cubase, то остановиться будет просто невозможно. В результате же у нас получится в худшем случае неполный самоучитель, а в лучшем – толстенный учебник. А последних по одному только Cubase SX (а уже вышли и третье, и четвертое издание программы) и в электронном, и в бумажном виде существует уже несколько штук. Один из самых доступных русскоязычных вариантов можно найти, зайдя по ссылке авторов многочисленных учебных пособий, кажется, по всем популярным программам для музыкантов – petelin.ru. Полезная книжка на заказ обходится примерно в сто рублей.

Однако я все же поделюсь полезной информацией по моим любимым плагинам для обработки в Cubase. В конце концов, именно эти виртуальные компрессоры, процессоры и прочие дают возможность получать красивое, не сырое звучание без дополнительных трат на “живые” аналоги. Ведь настоящие стойки с приборами обработки, которые мы можем видеть в огромных профессиональных студиях, обходятся в десятки тысяч у. е. Конечно, я не хочу сказать, что обработанный гитарный звук, получаемый, например, с помощью настоящего процессора TC Electronic стоимостью около $2 тыс., ничем не лучше того, что мы слышим после обработки одноименным плагином (доставшимся нам условно бесплатно). Однако качественно обработать можно и виртуальным процессором.

Итак, начну с вышеупомянутого TC-Works Native Bundle. Это VST-пакет, состоящий из компрессора, лимитера, двух эквалайзеров и ревербератора. Мне нравится удобство и наглядность процессоров пакета, а также, конечно, качество обработки. Я бы отнес этот VST-плагин в категорию must have. В этом же списке: комбинированные пакеты обработки Wave Arts, Antares, NomadFactory и удачные имитации профессиональных процессоров эффектов от Native Instruments (особенно удались их эмуляции гитарных комбо). А также справедливо любимые всеми Waves, Spin Audio и наборы плагинов PSP, включающие такой крутой компрессор, как Vintage Warmer. При помощи последнего можно рекомендовать обрабатывать практически любые звуки – все становится ярче и действительно “теплее”. В процессе домашнего премастеринга хорошо зарекомендовали себя также плагины пакета T-Racks, довольно успешно имитирующие настоящие рэковые приборы динамической обработки. Стоит сказать, что распространяются эти плагины часто большими пакетами. К примеру, на одном-двух DVD можно собрать (многие так собирают и даже распространяют, но я вам этого не говорил) абсолютное большинство лучших процессоров обработки, которых вполне хватит для работы в домашней студии.

VST- и DX-инструменты (многочисленные синтезаторы, луп-машины и семплеры) – популярнейшая (и заслуженно) штука, которой, впрочем, лично я не пользуюсь. Всю “неживую” часть я предпочитаю выполнять в отдельной программе Reason, о которой вы прочитаете в специальном материале этой темы, посвященном аудиоредакторам. Я лишь напомню, что вообще-то Reason представляет собой полностью виртуальную аудиостудию. С большими виртуальными пультами, синтезаторами, ритм-машинами и приборами обработки, соединенными (для пущего визуального эффекта) виртуальными же кабелями. Аудиофайлы программа фиксирует в собственном стандарте rns, однако для нескольких встроенных инструментов доступна работа с другими форматами. К примеру, драм-машина спокойно подгружает живые барабанные семплы в wav, такие же файлы “понимают” некоторые ризоновские синтезаторы и, конечно, семплер. Для серьезного произведения приходится использовать именно записанные вживую звуки, иначе ни барабаны, ни басы, ни пианино, ни струнные с духовыми звучать по-настоящему живо не смогут. При грамотной внимательной работе в Reason из набора записанных кем-то добрым в студии отдельных звуков можно слепить очень даже живой “подклад” для вашего настоящего вокала. Для того чтобы синтезаторы из Reason звучали живее и натуральнее, стоит, конечно, играть не на виртуальной, а на настоящей клавиатуре, подключенной по MIDI-интерфейсу. Выбор ее починяется все тому же принципу – вопрос столь же философский, как и при выборе аудиокарты – чем дороже, тем лучше. Я смело могу порекомендовать пару моделей (не самых дешевых, но зато хороших). Удобная программируемая клавиатура по цене около $350 – Creative Professional E-Mu X-board 61. В сочетании с уже выбранной нами выше аудиокартой такая должна обеспечить комфортную работу в домашней студии – характерных для более дешевых сочетаний “клавиатура-карта” задержек звука возникать не должно. К тому же у этой X-board очень приятные удобные клавиши плюс 16 программируемых регуляторов. Если же на нашем рабочем компьютере остались незанятые (после подключения аудиоинтерфейса и внешнего жесткого диска) порты FireWire, то рекомендую дорогой продукт M-Audio Ozonic. Для этой клавиатуры характерно: 37 длинных клавиш с синтезаторной механикой, программируемые регуляторы и подключение по более скоростному, чем USB, интерфейсу.

P. S.

Каким бы продвинутым оборудованием мы ни располагали, очень важно помнить: правильные “железные” компоненты нашей студии лишь обеспечивают саму возможность успешной работы и позитивного результата в виде отличной записи. Самое же главное – это то, ЧТО мы делаем, а уж потом НА ЧЕМ мы это делаем. И если кому-то волею судьбы повезло записываться на оборудовании самого высокого класса, но в результате получилась ерунда, то это точно проблема не студии, а музыкантов. В свою очередь, могу вас уверить, что, обладая самым скромным набором специальных устройств, по-настоящему творческий человек всегда сможет создать что-то новое и интересное.

Творческая бухгалтерия

Итак, подобьем баланс нашей скромной аудиостудии на дому.

1. Предположим, что нам пришлось купить ПК целиком, тогда: компьютер с монитором плюс внешний жесткий диск – 45 тыс. рублей

2. Берем внешнюю среднюю бюджетную аудиокарту 4х4 или 4х6 – 10 тыс. рублей

3. Покупаем недорогие аудиомониторы – 6 тыс. рублей

4. Наушники – 3,5 тыс. рублей

5. Микрофон, комплект кабелей и предусилитель – 14 тыс. рублей

6. Программное обеспечение – N тыс. рублей – для каждого из нас ПО будет свое, кто-то вообще сможет обойтись бесплатным софтом, кому-то придется выложить несколько раз по 1-15 тыс. рублей за те или иные диски с программами и плагинами…

Итого (без софта): железная часть домашней project-студии “с нуля” обходится примерно в 80 тыс. рублей. Эта сумма эквивалентна стоимости примерно 40 часов работы в средней московской “взрослой” студии. Обычно у профессиональных музыкантов с готовым отработанным на репетициях материалом этого времени хватает на запись и сведение всего пары песен.