11 лет назад 10 января 2008 в 1:08 49

Gigabyte GA-X38-DQ6, NVIDIA GeForce 8800GT и 8800Ultra, Logitech G9 Laser Mouse, Zalman VF1000 LED и CNPS8700 NT, ATI Tray Tools & RivaTuner

Gigabyte GA-X38-DQ6

Идеи, доведенные до абсолюта

Автор: Павел Морозов

В модельном ряду Gigabyte материнские платы модификации DQ6 – абсолютно фанатские продукты. Все лучшее, что в данный момент могут предложить инженеры компании, собирается воедино, чтобы стать продуктом, глядя на который, трудно оставаться равнодушным. Здесь любая идея доводится до абсолюта: цепи питания ядра процессора удваивают фазность, электролитические конденсаторы используются исключительно твердотельные, а для охлаждения мостов и цепей питания непременно устанавливается гениальная парочка SilentPipe и Crazy Cool.

Плата Gigabyte GA-X38-DQ6 построена на базе нового Hi-End-чипсета X38, который по статусу просто обязан обладать некоторыми преимуществами по сравнению с другими наборами логики Intel: официальная поддержка процессоров на ядре Penryn, поддержка шины PCI-E 2.0, двух слотов PCI-E x16 и технологии XMP. Поскольку новые процессоры, выпускаемые по техпроцессу 45 нм, пусть неофициально, но все же будут поддерживаться не только чипсетом X38, а технология XMP, способная “штатно” разогнать память, используя разрешенные производителем памяти параметры, будет работать только с DDR3-модулями, поддерживающими технологию XMP, то наибольший интерес, конечно же, представляют поддержка двух слотов PCI-E x16 и удвоенная пропускная способность PCI-E. На первых порах оба этих новшества будут интересны лишь фанатам графических ускорителей ATI, которые смогут собирать CrossFire-конфигурации либо получать заметный выигрыш при работе одного графического адаптера на быстрой PCI-E 2.0-шине в условиях, когда локальной графической памяти оказывается недостаточно. Всем остальным X38 может согреть душу отличным разгонным потенциалом, для раскрытия которого у Gigabyte GA-X38-DQ6 есть все и даже немножко больше.

Во-первых, двенадцатифазная схема питания ядра процессора. Во-вторых, МОП-транзисторы со сверхнизким сопротивлением в открытом состоянии (RDS(on)), высококачественные дроссели с ферритовыми сердечниками и те самые твердотельные электролитические конденсаторы японского производства. В-третьих, усовершенствованный разветвленный радиатор охлаждения мостов и цепей питания SilentPipe. В-четвертых, поддержка системной шины 1600 МГц и памяти DDR2 с частотой 1066 МГц. Если вы хотите использовать разгонный потенциал платы, GA-X38-DQ6 предоставит вам исчерпывающий набор возможностей и порадует стабильной работой в нештатных режимах. Ну, и поскольку речь идет о старшей модели материнской платы Gigabyte, понятно, что снабжена интерфейсами и укомплектована она по максимуму.

NVIDIA GeForce 8800GT и 8800Ultra

Под черно-зеленым флагом

Автор: Макс Еховский

Нельзя сказать, что старания ATI оказались абсолютно напрасными, но очевидно, что 2007 год прошел под черно-зеленым флагом с логотипом NVIDIA. Против топовых чипов 8800GTX и 8800Ultra канадцам выставить было нечего, в чем они сначала честно признавались, а чуть погодя придумали очень остроумный ход: две карты 2900XT в CrossFire-связке против одной “ультры” – больше возможностей за те же деньги. В ответ на это товарищи из NVIDIA резонно заметили, что у них есть SLI, и на всякий случай снизили цены на чипы 8800Ultra.

От выпуска 38-ой серии ATI Radeon, признаться, не ждали невозможного. Переведенные на более тонкий техпроцесс (55 нм) топовые чипы с “подрезанной” шиной памяти никак не могли метить в верхний сегмент игровых графических процессоров. К тому же NVIDIA, прикрывая свой не слишком сильный Mid-End, сделала, по сути, то же самое, выпустив G92 – очень удачный и грамотный перевод G80 на техпроцесс 65 нм. До появления готовых решений поговаривали о том, что “средние” карты NVIDIA будут стоить заметно дороже, но в итоге реальная цена на платы 8800GT оказалась даже ниже, чем цена ускорителей на ATI Radeon HD3870.

Подводя итоги года, мы не станем говорить, что фанатам компьютерных игр не стоит искать подходящий графический адаптер среди продуктов ATI. Например, Radeon HD3850 и по стоимости, и по производительности попадает как раз между NVIDIA GeForce 8600GTS и 8800GT и вполне оправдывает потраченные деньги. Хочется лишь обратить внимание, что версию с 512 Мб установленной памяти стоит покупать лишь в том случае, если разница в цене с версией 256 Мб будет незначительной, поскольку есть большая вероятность того, что эффекта от удвоения объема в реальных играх вы не заметите.

А вот ATI Radeon HD3870 – чип, как говорится, на любителя. Можно, конечно, соблазниться на поддержку шины PCI-E 2.0 и DirectX 10.1, но при этом хорошо бы подумать, во что это превратится в реальной жизни, где GeForce 8800GT во многих существующих играх оказывается заметно быстрее. В общем, если вы знаете, куда деть новые, пока эксклюзивные возможности новых чипов ATI, и уверены, что эти возможности вам необходимы, тогда линейка лучших графических адаптеров для вас будет состоять из HD3870 в качестве решения средней производительности, а CrossFire-тандем двух карт HD3870 окажется отличным Hi-End-решением.

По нашей же версии, лучшим вариантом для тех, кто не привык тратить деньги попусту, будут карты на NVIDIA GeForce 8800GT, а для тех, кто не желает обходиться полумерами, лучшими по-прежнему остаются платы на GeForce 8800Ultra. В выборе конкретного производителя мы не станем давать однозначных рекомендаций: так уж получилось, что до сих пор “ультры” выпускаются в референсном дизайне (за очень редким исключением, когда в качестве системы охлаждения используются ватерблоки), и продукты известных брендов оказываются очень близки как по производительности, так и по цене. То же касается и карт на 8800GT, но в данном случае потому, что они пока еще слишком новы и оригинальных решений какое-то время придется подождать.

Logitech G9 Laser Mouse

Брутальная геймерская мышь

Судя по всему, идея создания настоящей геймерской мыши долгое время неотступно преследовала людей из Logitech. Были и легендарная MX518, ставшая своего рода эталоном для большого количества геймеров, и странная, достаточно прохладно принятая игровой общественностью G5, в которой впервые появились грузы для регулировки веса манипулятора, и беспроводная G7, которая при всех стараниях разработчиков все-таки не могла обеспечить достаточной точности и скорости реакций, и простая, но интересная G3. Глядя на G9 – последний на данный момент продукт в этой длинной цепи развития, понимаешь, что произошла какая-то удивительная, благоприятная мутация, в результате которой на свет появилась совершенно уникальная мышь, с необыкновенным набором функциональных возможностей и, что важнее всего, удобная и стопроцентно геймерская по духу.

Проводной манипулятор G9 Laser Mouse с разрешением лазерного датчика 3200 точек на дюйм выглядит очень брутально и уверенно ложится в руку. Достаточно положить на него кисть, чтобы понять, что сделан он не для пасьянсов. Провод, спрятанный в тканевую оплетку, отлично защищен от повреждения и прекрасно скользит по любым поверхностям. Форма и конструкция самого манипулятора чем-то напоминает стрелковое оружие. Нажав на кнопку у основания, отстегиваем сменный внешний корпус, далее нажимаем на крышку, и из корпуса вынимается обойма, в которую можно “зарядить” четыре дополнительных груза. В жестяной коробке, поставляемой в комплекте, лежат восемь грузов-патронов – четыре весом по 4 грамма и еще четыре весом по 7 граммов. Больше всего меня поразило то, что впервые такая возможность показалась мне актуальной. Нагрузив мышь дополнительным весом в 16 граммов я почувствовал, что весит она ровно столько, сколько мне необходимо для того, чтобы ощущения от перемещения были комфортными.

Кроме “боевого заряда” в комплекте есть еще второй внешний корпус, который отличается от установленного изначально и по внешнему виду, и по тактильными ощущениям. Первый – шершавый и агрессивный, второй – более округлый, мякгий и как будто прилипающий к руке. Оба удобны, но каждый передает свое настроение.

При максимальном разрешении лазерного датчика G9 очень быстра и точна. Детальная настройка всех мыслимых параметров выполняется через фирменную утилиту SetPoint и сохраняется в энерогонезависимой памяти манипулятора, что позволяет “отвязать” его от конкретного компьютера и при необходимости менять профили с помощью специальной кнопки, размещенной на подошве мыши. (Там же, кстати, размещен переключатель режима инерционного колеса прокрутки Microgear.) Каждому из пяти настраиваемых режимов назначается свой цвет светодиодных индикаторов, и в итоге идентифицировать их нетрудно.

Для того чтобы иметь возможность оперативно изменять скорость и точность позиционирования курсора, у основания левой кнопки размещена качелька. С ее помощью можно выбрать одну из четырех ступеней чувствительности, чего вполне достаточно для использования в реальных игровых условиях.

G9 абсолютно точно тянет на звание бескомпромиссного продукта – никаких полумер, внятная и точная концепция, очень хорошо воплощенная в железе.

Zalman VF1000 LED и CNPS8700 NT

Медный краб

Не могу вспомнить ни одной модели кулеров Zalman, которая была бы сделана лишь для того, чтобы просто пополнить модельный ряд, хотя несколько раз возникало ощущение, что новая модель сделана настолько грамотно, что придумать что-нибудь лучше уже нереально. Ан нет, оказывается, реально. Хороший тому пример – универсальный кулер для графических карт Zalman VF1000 LED. Не знаю, чего в нем больше – VF900 или идей, реализованных в свое время в CNPS9500. Медное основание с точечным пружинным прижимом и четырьмя тепловыми трубками, уходящими в радиатор, набранный из тонких длинных пластин. Этот медный “краб” весит больше 300 граммов, имеет весьма внушительную площадь поверхности и продувается установленным посредине 11-лопастным вентилятором диаметром 80 мм. Агрессивный угол лопастей, с одной стороны, несколько повышает уровень шума, с другой – обеспечивает мощный поток воздуха, которого оказывается достаточно для охлаждения не только ребер радиатора, но и компонентов, установленных на плате под ним. Мощно, эффективно и красиво. Такой системы достаточно для охлаждения любого выпускаемого в настоящее время игрового графического чипа. Например, добротная штатная система охлаждения GeForce 8800Ultra под интенсивной нагрузкой, несмотря на все старания производительной турбины, позволяет графическому процессору разогреваться до 92 градусов, что уже ставит под угрозу стабильность работы ускорителя. После установки на плату VF1000 LED в тех же условиях при максимальных оборотах вентилятора температура не поднимается выше 81 градуса.

В комплекте VF1000 поставляется весь необходимый крепеж, восемь радиаторов для чипов памяти и регулятор скорости вращения вентилятора FanMate 2. Единственный нюанс, о котором обязательно необходимо знать владельцам карт на чипах семейства 8800: для замены штатного кулера вам понадобится еще радиатор Zalman ZM-RHS88, устанавливаемый под VF1000 на чипы памяти, цепи питания и формирователь изображения, но уж выглядеть и работать это будет очень круто!

Еще один продукт Zalman, который хочется отметить – процессорный кулер CNPS8700 NT. Стильный черненый радиатор – продукт генной инженерии – смесь уже подзабытой чашки CNPS7700 и тепловых трубок CNPS9700. Сумасшедшее число тончайших ребер толщиной всего 0,2 мм, две свернутые полукольцами тепловые трубки, впаянные в медное основание, и 110-миллиметровый вентилятор с управлением на основе широтно-импульсной модуляции. Небольшой вес, большая площадь поверхности и малая высота – вот что делает этот кулер практически идеальным решением для использования в компактных невысоких корпусах. Агрессивный угол лопастей и продуваемая насквозь чашка радиатора позволяют эффективно охлаждать элементы цепей питания и память, которые обычно находятся возле процессорного разъема. Одно но: из-за мощного невысокого профиля CNPS8700 может быть несовместим с некоторыми материнскими платами с разветвленной системой охлаждения цепей питания процессора – вы просто не сможете его установить на плату, не удаляя штатные радиаторы.

ATI Tray Tools & RivaTuner

Незаменимый твикер

Автор: Наталья Сергеева

Купили дорогую видеокарту? Поздравляем! Хотите получить от этой видюхи все, на что она способна? Нормальное желание. Только родная панель настроек драйвера далеко не все даст изменить – производитель страхуется от дураков, не разрешая делать многие настройки.

ATI Tray Tools (ATT) – незаменимый для любого геймера твикер видеокарт на чипах ATI Radeon. Мощный и насыщенный полезными функциями, не чета тормознутому контрольному центру ATI. Висит себе в трее рядом с часиками и на лету управляет различными настройками драйвера видеокарты. Полнейшее управление параметрами Direct3D и OpenGL достигается не только через трей, но и через GUI-формы. Особо ценят пользователи поддержку профайлов для Direct3D и OpenGL, оверклокинг с поддержкой тех же профайлов и настройку скрытых функций Direct3D. На радость геймерам – способность программы творить и управлять игровыми профайлами с возможностью создания ярлыков. Специалисты уважают ATT за оптимизацию анизотропной и трилинейной фильтрации, поддержку MMC и HYDRAVISION, а также за мощную систему плагинов с открытым API и примерами на VC++ и Delphi.

RivaTuner популярна у владельцев карт на чипе NVIDIA, поскольку предоставляет доступ ко всему, что только может понадобиться для гибкой настройки видеокарт на базе графических процессоров этой компании. При этом утилита поддерживает все настольные видеоадаптеры NVIDIA – начиная с семейства Riva TNT вплоть до новейших моделей GeForce 8800. А доступ к тем самым недокументированным возможностям драйверов дается тоже, считай, ко всему диапазону – начиная с семейства Detonator 2.08 и кончая новейшими драйверами семейства ForceWare. “Дрова” ATI утилите не по зубам, но под низкоуровневый разгон и настройку карт на чипах ATI RivaTuner еще как заточена – поддерживает ATI RADEON 8500 и старше. В принципе, если твикинг драйверов не требуется, то можно использовать RivaTuner для любых видеокарт, только при этом некоторые опции отключатся.

Многие возможности программы являются уникальными и предназначены для опытных пользователей – взять, к примеру, встроенный редактор реестра или интерпретатор патч-скриптов. Диапазон всевозможных настроек (системных, Direct3D и OpenGL) кажется необозримым и даже избыточным, правда, только для начинающих оверклокеров. Продвинутые же ценят программу за наличие режимов настройки видеоадаптера как на уровне драйвера, так и в режиме прямого низкоуровневого доступа к нему. А уникальные возможности диагностики и мониторинга RivaTuner в профессиональных кругах считаются пока непревзойденными.

Отправляясь в магазин за новой видеокартой, обязательно возьмите с собой на флэшке одну из этих утилит, а лучше обе. Например, попытаются вам впарить “неправильную” 8800GTS, а вы запустите свежую RivaTuner и узнаете всю правду об ускорителе, программа ведь стала поддерживать G92.