10 лет назад 10 сентября 2008 в 0:38 73


Как поладить с электронным штурманом

Автор: Лена Фролова

Как ни стыдно признаться, но к знакомству с GPS-навигацией меня подтолкнула только эта тема номера. До этого я ездила исключительно по карте, заранее просматривая маршрут и стараясь запомнить его как можно точнее, вплоть до знаков, развязок и светофоров.

При езде по знакомой дороге я заранее перестраиваюсь в нужную полосу, по возможности избегаю левых поворотов на нерегулируемых перекрестках и предпочитаю трассы без светофоров. В общем, стараюсь ездить продуманно и логично. Тут же мне сунули в руки GPS-навигатор с автомобильной зарядкой и программой iGO 8 (меня заверили, что это лучшее, что есть) и предложили использовать его в качестве штурмана. И вот каковы мои впечатления.

СМОТРИ

Началось все с чисто механических проблем. Крепление для навигатора, которое должно лепиться на стекло, отваливалось в самый неподходящий момент. Хлипкая какая-то идея – липучка. Не получилось у меня так его зафиксировать, чтобы оно держалось намертво. К тому же иногда хочется навигатор немного повернуть – вся конструкция тут же отваливается и оказывается у тебя в руке.

Потом я поняла, что навигация по GPS требует некоторой подготовки. Если спешишь, нельзя просто запрыгнуть в машину, включить навигатор и втопить педаль газа. Сначала устройство ищет спутники (причем может делать это довольно долго – пять-семь минут). Потом нужно задать точку назначения – куда вы хотите прибыть.

Маршрут проложен – и вы начинаете движение. Карту устройство отображает в разных вариантах и с разных ракурсов – на выбор водителя. Причем при повороте экрана карта тоже движется – получается, при любом положении вы смотрите прямо на нее. Бывает, так засмотришься на карту, что кажется, будто ты в каком-то гоночном симуляторе. Здесь главное не увлечься и вовремя вернуться к реальности.

Плохо тут одно: в ясный летний денек разглядеть что-либо на экране довольно проблематично. И хотя в целом дисплей у навигатора, который был у меня на тесте, вполне приличный, со слепящим солнцем он не справлялся. Да и мало что справится.

Кроме того, дорожная ситуация не всегда позволяет смотреть на экран навигатора. В любом случае приходится отвлекаться – быстро бросив взгляд на карту, сразу сориентироваться получается далеко не всегда, особенно с непривычки. Но, к счастью, устройство умеет говорить.

СЛУШАЙ

Говорило оно у меня мужским голосом. Не сказать, чтобы приятным – так, нейтральным. Плохо лишь, что слова произносятся ужасно медленно. Пока навигатор говорит, можно не только проехать нужный поворот, но и возможность развернуться. Говорит навигатор вроде бы по-русски, но как-то коряво: “перепроложить маршрут”, “готовьтесь прибыть в пункт назначения”…

Еще одно неудобство – громкость. У меня машина без кондиционера, поэтому летом приходится ездить с открытыми окнами. И в таких условиях мне с трудом удавалось расслышать, куда надо повернуть (а иногда и не удавалось, и тогда приходилось смотреть на карту). Но вот что слышно в любой ситуации, так это писк при приближении к камере слежения ГИБДД. Сначала медленно, потом все чаще устройство пищит так пронзительно, что хочется уже побыстрее ее проехать – а нельзя: при подъезде к камере скорость, как правило, приходится, наоборот, снижать. Думаю, на камерах мой красный Matiz (пусть там и черно-белое изображение) будет выглядеть так: быстро приближается, перед камерой притормаживает, все равно не успевает сбавить скорость до разрешенной, “плюет” – и под камерой вновь разгоняется. А как быть? Я попробовала ездить по правилам: на абсолютно пустой дороге я еду с предельно допустимой скоростью 40 км/ч в среднем ряду. Меня все обгоняют и справа, и слева, выразительно на меня поглядывают, а я при этом совершенно явно создаю аварийную ситуацию. И только мой навигатор исправно пищит. Неужели всем, кто меня обогнал, придут квитанции на штраф?

ДУМАЙ

GPS-навигатор, понятное дело, прокладывает кратчайший маршрут до пункта назначения и показывает, сколько предстоит проехать и какое время это займет. Только пробки не учитываются. Поэтому с этим тоже приходится возиться: если заранее знаешь, что такая-то улица стоит, лучше прокладывать маршрут в объезд, иначе упрешься и все. А вообще, на мой взгляд, по знакомым маршрутам проще и удобней ездить по памяти. Смысла стандартных маршрутов “дом-работа”, “работа-дом” я не понимаю, это, по-моему, для роботов. Как можно не запомнить дорогу, проезжая по ней каждый день? В этой ситуации ничего нет ценнее знания, как объехать пробку, пусть даже по километражу дорога окажется длиннее.

Навигатор же остается использовать, когда едешь по незнакомому маршруту. Тут приходится полностью полагаться на электронного штурмана. Пусть он говорит тихо и медленно (так, что иногда не успеваешь перестраиваться), но зато хорошо ориентируется на карте и знает все развязки. Что меня удивило, он даже на светофоре показывает, из какой полосы куда поворачивать. То есть ты заранее знаешь, что, например, в крайние полосы здесь вставать не надо, они уходят на поворот.

Мой Matiz – машина городская, за город я на нем стараюсь не выезжать. Но вот если бы меня занесло в какую-нибудь глухомань, думаю, навигатор оттуда запросто бы вывел. Кроме того, навигатор подскажет, где можно заправиться и припарковаться, что удобно, потому что не приходится отвлекаться, выискивая соответствующие значки. Пусть прямолинейно, без учета пробок, ремонта дороги и улиц, вдруг ставших односторонними, но он гарантированно приведет туда, куда надо.

Разговор с GPS-навигатором

– Через… 900… метров… поверните… направо…

– Сюда или сюда?

– Вы… превышаете… допустимую… скорость…

– Что?

– Через… 300… метров… держитесь… левой… стороны…

– Я и так еду в левом ряду!

– Вы… превышаете… допустимую… скорость…

– Подумаешь, на пять километров.

– Через… 200… метров… поверните…

– Я уже проехала! Молодец!

– Пи… пи… пи-пи-пи

– Ну где она? Где? Не вижу!

– Вы… превышаете… допустимую… скорость…

– Да знаю я!

– Через… 500… метров… готовьтесь… прибыть… в конечный… пункт…

– Готова!

– Вы… превышаете… допустимую… скорость…

– Иди ты!