14 лет назад 29 марта 2005 в 0:15 50

Термин “мастеринг” появился в эпоху перехода от синглового стандарта записи (одна песня на одном диске) к стандарту LP (Long Play), когда возникла необходимость согласовывать между собой звучание музыкальных произведений, записанных в разное время.

Подготовка записи для промышленного тиражирования на дисках (первоначально виниловых, а впоследствии CD) получила название премастеринга – “то, что предшествует мастерингу”. Изначально мастеринг – это оборудование для изготовления стампера (пластины, формирующей рельеф диска при литье). С вторжением пишущих CD-устройств стало возможным осуществлять изготовление аудиозаписей на CD-носителях в домашних условиях.

Естественно, никакого стампера для этого не требуется, но в остальном требования к записи остались те же. В этом контексте приставка “пре” утратила свой первоначальный смысл, а мастерингом в обиходе все чаще называют финальный процесс программной обработки звука после сведения перед нарезкой диска. Тем не менее во избежание неразберихи полезно помнить, что на заводах по производству дисков официальная терминология осталась прежней.

Раз уж мы коснулись понятия мастеринга, исходя из промышленных стандартов, то приведем краткие сведения, которые уж точно не помешают вам при изготовлении собственного профессионального аудиодиска. Формально требования к мастер-диску с точки зрения промышленного тиражирования достаточно просты и описываются базовым стандартом звукового CD, называемого Red Book. Существенные для нас положения таковы:

– общая длительность фонограммы не должна превышать 79 минут 56 секунд (включая “неслышимые” 2 секунды в начале и в конце диска). Тут надо оговориться, что проигрыватели фирмы Sony гарантируют правильную работу только при длине диска до 74:00 (впрочем, мы уже давно привыкли к тому, что Sony всегда придерживается своих собственных взглядов на мировые стандарты, стремясь быть в числе их законодателей);

– длина трека не может быть меньше 4 секунд;

– размеченная PQ-кодами (маркеры, используемые для перехода от одной песни к другой) пауза между дорожками должна быть продолжительнее 0,5 секунд или равняться 0 (при переключении между треками воспроизведение будет начинаться на 50-300 мс позже относительно установленных маркеров в зависимости от конкретного проигрывателя);

– диск должен содержать корректно заполненную информацию в полях CD-Text, должен быть записан в режиме Disk-at-Once c включенной опцией “Закрыть” (“Финализировать диск по окончании записи”).
Существует миф, что для изготовления профессионального мастер-диска лучше всего использовать диски с пометкой “для Audio”. Это не так. Фирма Philips придумала диски с таким логотипом для других целей: они оптимизированы под работу с устройствами типа Recorder (отдельные автономные устройства, не являющиеся компьютерными комплектующими, а работающие самостоятельно). К счастью, большинство пользователей применяют CD-RW и бесполезные с точки зрения мастеринга диски “for Audio” не особенно жалуют.

Но вернемся к программному мастерингу (в дальнейшем мы будем говорить исключительно о программной составляющей, опуская приставку “пре”), то есть к тому ключевому процессу, который превращает рыхлую фонограмму в конфетку. Сразу скажем, что все без исключения фирменные диски, которые издаются на сегодняшний день, вне всякого сомнения прошли программный мастеринг. Зачастую обидное “тухлое” звучание отечественных исполнителей, проигрывающее плотным фонограммам западных групп, как раз и связано главным образом с несовершенным программным мастерингом отечественных “специалистов” на финальном этапе обработки звука.

В отличие от сведения, которое подразумевает работу с большим количеством инструментальных и вокальных дорожек, мастеринг производится над сведенной в стереопару фонограммой. После мастеринга с фонограммой больше ничего не делают. Если качество мастеринга вас не устраивает, то необходимо сделать новый из исходной немастеренной фонограммы. Пытаться исправить или улучшить мастерингом мастеринг нельзя. Поэтому в домашних условиях вы можете использовать мастеринговые программы только для изменения качества записей собственного изготовления, для реставрации старых виниловых записей, для радиотрансляций, улучшения качества сигнала аудиодорожки фильма с плохим синхронным переводом, но никак не для обработки фирменной записи.

Процесс этот окружен ореолом всевозможных домыслов и заблуждений. Иногда, например, приходится слышать, что хорошему сведению мастеринг не нужен. Но если признать это утверждение справедливым, то получится, что хорошего сведения не существует – во всяком случае, автору не доводилось слышать такого сведения, которому помешал бы мастеринг. Дело, скорее всего, в том, что в профессиональной студии на хорошей аппаратуре даже не очень качественное сведение может звучать неплохо, но стоит поставить этот “продукт” в обычную “мыльницу”, и оказывается, что не хватает доброй половины инструментов или составляющих их частот.

Мастеринг делается во многом в расчете на конкретный динамический диапазон, присущий носителям. Так, если для CD этот показатель равен 90 дБ, то для кассет он вдвое ниже. Выходит, что в идеале нужен свой мастеринг для кассет, свой для CD, свой для радио и т. д. На самом деле так оно и есть. Западные профессионалы делают даже несколько вариантов радиомастеринга в зависимости от установленных на конкретных станциях компрессоров.

Чем большим динамическим диапазоном обладает ваша акустическая система, тем менее жесткий мастеринг вам необходим. Вот и получается, что, стремление к максимальной аппаратной совместимости приводит к не вполне оправданному сужению динамического диапазона. Отсюда еще одно паническое “авторитетное заявление”: раз мастеринг меняет динамический диапазон, значит мастеринг калечит звук.

Насколько же все это катастрофично? Оказывается, все не так плохо. Нервная система человека способна странным образом адаптировать поступающие от органов чувств сигналы. Известно, например, что человек вопреки законам перспективы зрительно не воспринимает изменения размера своей ладони в радиусе, не превышающем расстояния вытянутой руки. Примерно так же обстоит дело с восприятием динамического диапазона. Человеческое ухо обладает способностью подстраиваться под общий уровень сигнала и в большей степени реагирует на относительные перепады громкости, чем на абсолютные.

Выравнивание пиков громкости к 0 дБ (в соответствии с негласным стандартом максимальная амплитуда сигнала не должна превышать 0,3 дБ) чаще всего субъективно воспринимается как улучшение качества звука. И напротив, многих раздражает некомпрессированный звук в старых фильмах, когда порой приходится с трудом разбирать тихие места, а на громких, наоборот, делать сигнал тише.

Отсюда некоторые неумеренные оптимисты сделали обратный вывод: мастеринг можно делать, вообще не слушая фонограммы, а просто выровняв уровень сигнала по пикам до –0,3дБ на основании визуальных характеристик волны. Что ж, с таким же успехом пьяный слепой заяц сможет по приборам посадить самолет. Если вы не будете слушать конкретную запись, у вас точно ничего хорошего не получится.

Более того, для качественного мастеринга вам потребуется очень хорошая акустическая система. Неслучайно помимо основных инструментов мастеринга – многополосного компрессора и лимитера (жесткого компрессора с маленькой атакой и большой глубиной), отвечающих за динамику и плотность итогового звука, при мастеринге обязательно используют многополосный эквалайзер для отстройки соотношения частот.

В Upgrade Special #5 мы подробно рассматривали настройки мастеринговой программы T-Racks, обладающей неплохим лимитером. На этот раз в поле нашего зрения попало следующее ПО:

– Плагин VintageWarmer от польских разработчиков PSP Audioware (www.pspaudioware.com, имеется в версиях VST под PC и Mac и DirectX) – проверенный борец за качество звука. Он имитирует многополосный аналоговый компрессор, но может использоваться и для однополосной компрессии, и как лимитер. Характером звука он моделирует эффект намагничивания ленты аналогового магнитофона, за счет чего и происходит “утепление” звука.

Имитация отразилась и на присутствии “стрелочной” индикации уровня (впрочем, имеются также “светодиодные” индикаторы перегрузки). В однополосном режиме можно применить фильтры для высоких и низких частот. Самых теплых слов заслуживает аккуратная реализация регулировки насыщенности, которая позволяет повышать плотность низких или высоких частот, не затрагивая при этом середину. Модуль полностью поддерживает дискретизацию 96 кГц и 192 кГц, регулярно обновляется, имеет в своем активе большое количество готовых пресетов, которые стоит посмотреть хотя бы в учебных целях.

– Если вам пришлась по вкусу программа-компрессор от PSP Audioware, то, возможно, вам пригодится и параметрический эквалайзер MasterQ от тех же разработчиков (имеется все в тех же форматах DirectX и VST PC/Mac). Есть семь фильтров: обрезные высоких и низких частот (12/24 дБ/окт), shelf-фильтры (фильтры “полка”) для высоких и низких частот, три пиковых (нижней середины, средних частот, верхней середины) с регулировкой частоты и качества по всему диапазону. Обработка сигнала использует 64 бит с плавающей запятой, имеется графический дисплей, отображающий кривую эквалайзера и его фильтров, поддерживаются частоты дискретизации от 44,1 до 192 кГц. Как и у VintageWarmer, есть пресеты.

Многие фирмы любят поставлять свою продукцию не отдельными модулями, а целыми суповыми наборами. К их числу относится и Wave Arts (не путать c Waves, о которой речь впереди и которая тоже любит так делать). На момент написания статьи у меня имелся достаточно свежий Power Suite от этой компании (www.wavearts.com) с порядковым номером 4.06. Этот комплект работает с хост-приложениями под VST, MAS, Audio Units, RTAS и DirectX и должен, видимо, до конца дней избавить вас от головной боли с поиском обработок звука (хотя, скорее всего, он лишит вас сна и остатков свободного времени, пока вы будете разбираться со всем этим богатством). Итак, в наборе:
ИЛЮХ, ЗДЕСЬ КВАДРАТИКИ ДОЛЖНЫ КАК-ТО ОТЛИЧАТЬСЯ – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
– TrackPlug – все в одном – 10-ти полосный эквалайзер с 7-ми различными фильтрами и 64-битной обработкой сигнала, компрессор, гейт, 47 пресетов для трекинга, микширования и мастеринга;

– MasterVerb – мягкий холл-ревербератор;
– MultiDynamics – многополосный (до шести полос) динамический процессор для компрессии и наоборот – экспандирования (расширения динамического диапазона) сигнала. Компрессирование или экспандирование/гейтирование, обход, солирование и мьютирование (заглушение) устанавливается независимо для каждой полосы. Присутствует регулировка порогового уровня, степени компрессии, времени срабатывания и восстановления, характеристики динамической обработки;

– WaveSurround – расширитель стереобазы с наличием функций сравнения патчей и возможностью межплатформенного обмена патчами;

– FinalPlug – мастеринговый лимитер/максимайзер уровня громкости с функциями понижения разрядности до 4-24 бит и дизеринга с разными вариантами нойс-шейпинга. Поддерживаются частоты дискретизации до 192 кГц, моно- и стереообработка. Имеются пресеты для мастеринга как CD, так и DVD-аудио, а также для обработки отдельных треков.

ВНУТРЕННЕЕ ПРЕЧИСЛЕНИЕ ЗАКОНЧЕНО

– Очень интересной нам показалась новая программная реализация L3 Multimaximizer от Waves (www.waves.com). Помимо этой версии существует L3 Ultramaximizer с более упрощенным управлением. Обе версии входят в набор Diamond Bundle, а L3 Ultramaximizer также входит в набор Platinum Bundle (чтобы окончательно запутать и оболбандлить пользователя). L3 – не что иное, как пиковый лимитер.

В отличие от других широкополосных преобразователей динамического диапазона, сглаживающих резкие выбросы пиков звукового сигнала и ограничивающих его максимальную амплитуду, L3 применяет хитрый интеллектуальный алгоритм, использующей психоакустические критерии. При помощи запатентованной технологии Peak Limiting Mixer (PLMixer) L3 впервые использует линейные кроссоверы для разделения аудиоспектра на пять полос с автоматическим суммированием для нахождения разумного решения, насколько ослаблять сигнал каждой полосы, чтобы по возможности сохранить общий масштаб.

Как утверждается, это позволяет снизить интермодуляционные искажения, и общая громкость становится максимальной. Есть регуляторы относительного лимитирования полос, уровня и времени восстановления каждой полосы, разделительных частот кроссовера, степени независимости полос (позволяет получить широкополосное лимитирование), а также функции дизеринга и нойс-шейпинга. Для читающих по диагонали просто скажем, что в итоге звучание становится приятным.

– И напоследок – Mackie Final Mix от Acuma Labs (www.acumalabs.com), профессиональный мастеринговый стереопроцессор в реальном времени, разработанный специально под карту Mackie Universal Effects (UFX). Имеет два (pre- и post-) 6-полосных эквалайзера для частотной обработки звука до и после динамической обработки 3-полосным процессором (для высоких, средних и низких частот) с возможностью независимо включать и выключать динамические секции и полосы эквалайзера. К вашим услугам продвинутый интерфейс и удобно реализованная возможность контролировать и управлять всеми параметрами динамики графически; удаление щелчков и подавление шума; наконец, около 60 пресетов, которые не дадут растеряться новичку. Программа производит вполне пристойное впечатление и может похвастаться положительными отзывами на форумах.