14 лет назад 29 мая 2005 в 16:34 125

Вот уже более 13 лет рисовальщиков всего мира радует Painter – основанная на принципах фрактальной математики уникальная программа, дающая художнику возможность творить привычными средствами, сидя за монитором компьютера.

Теория
В математике фракталом называется фигура, форма которой является сложной при любом масштабе рассмотрения. Большинство фракталов самоподобны, то есть форма участков повторяет форму фигуры в целом. Самоподобные фигуры известны с XIX века, но долгое время они были просто забавой – до 1970-х годов, когда математик польского происхождения Бенуа Мандельброт открыл фрактальную геометрию. Заглавный термин автор теории образовал от лат. fractus, “разбитый, дробный”, вложив в него двойную нагрузку: во-первых, фракталы строятся как бы из множества осколков, фрагментов, а во-вторых, они – в отличие от привычных нам одномерных (прямая, полупрямая, отрезок…), двумерных (круг, квадрат, угол…), трехмерных (шар, куб, конус…) объектов – имеют дробную размерность!

Например, самый известный “фрактал снежинки”, который строится самоподобным умножением равносторонних треугольников, – 1,2618-мерный. Кроме того, фракталы еще и обладают бесконечным периметром при конечной площади. Но главное, конечно, состоит в том, что если появление элементов все более мелкого масштаба происходит по простому неменяющемуся алгоритму, то описать такой объект можно несколькими математическими уравнениями. Скажем, информация, необходимая для воспроизведения “снежинки”, занимает всего лишь несколько десятков байт.

Математическое своеобразие фракталов и очевидная их красота закономерно привели к тому, что основной областью их применения стала компьютерная графика. И хотя на основе фрактальной математики разработаны, например, непревзойденные по эффективности алгоритмы сжатия изображений (в том числе и видео), тем не менее, когда говорят “фракталы”, имеют в виду прежде всего “снежинку”, “укладку Джулии”, фрактал Мандельброта и прочее неотразимое великолепие цифровой живописи.

Для создателей программы Painter фрактальная геометрия стала основой основ: фракталы здесь повсюду – как в многочисленных текстурах холста, так и в нанесенном на холст рисунке, будь он сделан карандашом, кистью, пастелью или любым другим инструментом. Да и внутренний формат, в котором сохраняются файлы, использует фрактальные алгоритмы сжатия.

Лет 20 назад, в начале знакомства с компьютерной техникой, автору довелось порисовать на довольно мощной по тем временам машине. Впечатления, надо сказать, были преотвратнейшими, а вывод простым: ЭВМ – вещь для художника совершенно бесполезная. С тех пор многое изменилось, и с помощью тех возможностей, который сегодня предлагает фрактальный графический редактор Corel Painter, безусловно, можно достичь больше того, на что способен художник, ограничивающийся техникой прошлого века (кисть/карандаш/перо, бумага/холст).

Рассказывают, что один известный художник-монументалист за несколько месяцев сделал проект, который затем был распечатан широкоформатным принтером на высокопрочном полимерном материале с клейкой основой. Эта современная “фреска” украсила зал дорогого отеля. Вряд ли было бы возможно сделать такую работу, на выполнение которой обычно уходят годы, без графического планшета, определяющего степень нажима пера и даже его наклон. Не рисовал же он мышью! Хотя тот же Corel Painter и позволяет использовать мышиные способности, но в наши дни, право, это несерьезно – ведь вполне приличные планшеты фирмы WACOM можно купить по цене хорошей навороченной мыши. И дальше уже ни в чем себе не отказывать.

“ХУДОЖНИК” И “ФОТОГРАФ”
Бытует мнение, что Painter позволяет создать рисунок с нуля, а, например, Photoshop – только обрабатывать готовый. Может быть, когда-то так оно и было, но в наши дни в Photoshop точно так же можно начать рисунок, пользуясь при этом планшетом, причем многие кисти из арсенала этой программы откликаются на нажим пера, изменяя толщину линии и прозрачность (а если пытаться рисовать мышью, то все характеристики линии совершенно не меняются в обеих программах). Так почему же все-таки Painter, а не Photoshop?

А вот почему. Скажите, есть разница между наброском карандашом (ну, пусть даже цветными карандашами) где-нибудь на улице, в метро, и так далее – и серьезной, тщательно обдуманной работой в отлично оборудованной мастерской, где к вашим услугам и холсты, и разные сорта бумаги, и любые краски, и палитры, и россыпи кистей, и всевозможные мелки и пастели, и каллиграфические перья (в том числе весьма экзотические), и цветные карандаши, и фломастеры?.. Вот то-то и оно. Такая же разница между рисованием в Photoshop и работой в Painter.

Painter предоставляет возможность настроить планшет под конкретного человека – вернее, не планшет, а каждый инструмент, который выбирается для работы. Достаточно черкнуть разок-другой в специальном окошке, чтобы инструмент был настроен конкретно под вашу руку. К сожалению, эти настройки не сохраняются, и при перезапуске программы придется выполнить настройку еще раз, но зато – хоть на все инструменты и на целый день до закрытия программы.

Painter позволяет определять тончайшие нюансы будущего шедевра – если вы решите, что это будет акварель (инструмент Water Color), можете выбрать подходящую фактуру бумаги (разновидностей бумаги в Painter 8 насчитывается 20 штук), создать палитру, смешав нужные краски (или на основе какого-то образца), выбрать кисти, коих насчитывается аж 53 (из них один аэрограф, один мастихин, один разбрызгиватель воды и две губки), откорректировать возможные погрешности (имеются пять ластиков, есть даже солевой).

А вдобавок к обычной акварели – еще и цифровая (Digital Water Color) с 21 инструментом. Но это только акварель. А ведь можно выбрать еще акрил, или масло, или гуашь – всего 32 категории кистей для разных техник. Да что там краски! Даже наброски можно делать карандашами, или углем, или фломастерами, или мелками, или чернилами… Есть это все в Photoshop? Да не в каждой мастерской художника найдется все то, что вы можете накопать в Corel Painter!

ФРАКТАЛЫ И КОРАЛЛЫ
Программа Painter (поначалу она называлась Fractal Design Painter) создавалась специально для компьютерных художников, привычных к “живым” инструментам. Программисты компании Fractal Design расположились прямо в помещении настоящей художественной студии и наблюдали за работой художников, с тем чтобы создавать затем компьютерные аналогии существующих художественных инструментов, средств, приемов, добавив к ним новые возможности.

В середине 1990-х перспективная программа была приобретена компанией Corel. С этого времени начался новый этап в развитии софта, увенчавшийся на сегодня новейшей, уже 9-й версией, обладающей совершенно уникальными возможностями.

Начиная с версии 8 интерфейс Corel Painter, ранее отпугивавший неофитов своим необычным видом и громоздким управлением, наконец реализован традиционно, очень похоже на Photoshop и Corel DRAW. Выбор нужной категории и варианта инструмента, доступ к его свойствам сделались более простыми и быстрыми, часть панели Toolbox отведена под пиктограммы быстрого доступа к библиотекам градиентов, бумажных текстур, образцов тканей, узоров, распылителей и видов кистей. Появилась привычная для дизайнера возможность убирать с рабочего поля все палитры при помощи клавиши Tab.

Впервые вместо прежней Objects (объекты) появилась палитра Layers (слои), работающая абсолютно так же, как в Photoshop. В палитре имеется несколько кнопок для выбора наиболее часто встречающихся команд: объединение слоев в группы, создание слоев-масок, добавление новых слоев (включая слои Water Color и Liquid Ink) и удаление слоев. Здесь же можно установить способ наложения слоев, настроить значение прозрачности и заблокировать возможность изменения параметров слоя.

Технология слоев очень удобна для художников: на одном можно сделать карандашный или угольный набросок, на другом – подмалевок, на третьем – детальную проработку. И набросок, и подмалевок остаются нетронутыми, к ним всегда можно вернуться, чтобы припомнить детали первоначального замысла. Слои будут полезны и при работе с уже имеющимися изображениями – цифровыми или отсканированными фото, файлами из интернета, трехмерными объектами и т. п., а также для изготовления коллажей.

В Corel Painter 8 к вашим услугам более 400 новых кистей, которых не было в предыдущей версии, а также новая палитра Tracker (следы), позволяющая хранить до 25 вариантов наиболее часто используемых экземпляров кистей как из списка программы, так и созданных самостоятельно при помощи специального редактора Brush Creator. Появилась палитра Mixer (смеситель), позволяющая смешивать краски привычным способом (как на настоящей палитре при помощи кисти или мастихина), а полученные цвета сохранить в отдельном сете. Кроме того, вы можете создать набор цветов из выбранного вами готового изображения.

Очень приятная особенность Painter – коллекция бумажных текстур. Если вас не удовлетворят текстуры, имеющиеся в наличии, можете создать свои варианты, используя либо фрактальный шаблон или эффекты, зашитые в программе, либо заимствуя текстуру из любого изображения – например, водной поверхности.

Corel Painter IX (номер версии почему-то обозначен именно римскими цифрами) демонстрирует дальнейшее движение к идеалу. Во-первых, существенно уменьшилось время, необходимое для создания штриха, – теперь это происходит в 10 раз быстрее, чем в предыдущей версии. Во-вторых, вновь появилась палитра Brush Controls, присутствовавшая в программе до 7-й версии включительно, причем в “девятке” она стала проще и при этом мощнее: в частности, теперь можно отдельно регулировать некоторые инструменты, а также работать над картинкой, на лету меняя как кисти, так и их параметры. Появилась в Painter IX возможность поворачивать картинку, как в Photoshop, – через меню Canvas; в предыдущей версии повороты осуществлялись через меню Effects, до чего еще нужно было доискаться.

Цвета на электронной палитре стали выглядеть более естественно, не такими ядовито-яркими, как в “восьмерке”. Палитра штрихов, как и раньше, позволяет сохранить и воспроизвести, когда нужно, наиболее часто используемые в работе над данным файлом варианты инструментов. Когда в работе нужна особая точность, можно рисовать по заранее начерченной линии или форме. Инструмент Digital Watercolor приобрел возможность регулировки влажности кромки мазка прямо в ходе работы над “акварелькой”; при помощи этого регулятора можно также сохранять рисунок “влажным” между сессиями. Осуществлена возможность создания индивидуальных “горячих кнопок” для контроля всего рабочего поля.

Разумеется, в “девятке” осуществлена и поддержка нового графического планшета WACOM Intuos3 – со всякими новыми кнопочками и полосой прокрутки прямо на рабочей панели. Появилась интересная возможность интерактивного сохранения последовательно пронумерованных версий изображения (нумерация начинается с трехзначного числа 001, отсюда можно предположить, что количество версий одной картинки может быть ого-го какое!). Но самое главное в Corel Painter IX – это новый инструмент Artists’ Oils. Казалось бы, в предыдущей версии собрано все, в том числе и всевозможные способы имитации масляной живописи.

Но кудесники из Corel добавили еще 30 новых кистей, а к палитре для смешивания красок – новую пипетку, которая набирает два лежащих рядом цвета! Кроме всего прочего, мазок, если так можно выразиться, конечен: вначале жирный, он быстро сходит на нет, как на настоящем холсте, и в результате получается очень естественным и очень масляным. От этого инструмента получаешь такое удовольствие, что просто невозможно оторваться от работы. В программу встроен видеоролик, знакомящий с новинками и некоторыми возможностями последней версии (правда, для этого надо уметь читать по-английски, но кто же в наши дни не знает английского).

Совместимость
Помимо родного формата RIFF (Resource Interchange File Format) программа Painter умеет открывать и сохранять файлы в форматах TIFF, PICT, PSD, BMP, PCX, TGA, GIF, JPEG, EPS, импортировать и экспортировать AI. Предусмотрено открытие FRM-, QuikTime– и AVI-файлов – можно открыть ролик, а затем сохранить его как анимированный GIF. Впрочем, последний можно создать и самостоятельно. Кроме того, программа поддерживает систему управления цветом фирмы Kodak, CMYK, шестицветную печать.

В формате PSD наш фрактальный редактор сохраняет с сохранением каналов, масок и контуров, что позволяет общаться с Photoshop напрямую, без конвертирования в промежуточные форматы (порой очень удобно работать с одним файлом в двух программах, выбирая ту, которая больше подходит для решения конкретной задачи в данный конкретный момент). Однако основной формат для Painter – это все же RIFF: даже при обилии растровых элементов RIF-файл легче процентов на 15-20.

МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ
Калейдоскоп
Painter просто “нашпигован” различными спецэффектами и предоставляет необозримый простор для обработки изображений. Одно из самых интересных средств – это так называемые динамические слои, а в них – эффект под названием Kaleidoscope (калейдоскоп). Вы применяете его к вашей картинке и получаете квадратный симметричный узор, подобный тому, что можно увидеть, заглянув в детский калейдоскоп. Размеры этого квадрата вы задаете сами в зависимости от размеров исходника и ваших задумок. Из самых невзрачных почеркушек могут получиться узоры невероятной красоты. Эти квадратики сохраняются в виде отдельных слоев, и каждый их них можно использовать индивидуально – например, для создания узорной заливки или как эскиз оформительской работы, которую потом можно отрисовать в векторах по получившемуся образцу. Эксперименты с этим забавным эффектом порой заставляли взрослых, очень занятых людей просиживать ночами, испытывая все новые и новые картинки.

Нервное перо
Вряд ли кто-то из нас возьмется рисовать пером или даже карандашом, если очень сильно дрожат руки. Остается только догадываться, какие наблюдения подвигли программистов Painter на создание Nervous pen (“нервное перо” – один из вариантов инструмента Pen), но результат получился преинтереснейший. При выборе определенных параметров поначалу разрозненные, нервно изломанные линии вдруг переплетаются в легкую разноцветную паутину необыкновенной красоты.

Клонирование
Еще одна любопытная особенность чудо-программы Painter – клонирование (то есть точное повторение изображения или его части). Но это не только копирование исходного изображения в нужном месте – это возможность перерисовать его с помощью традиционных средств: масла, акварели, карандаша, пастели. Чтобы класть мазки по форме, да и вообще видеть, что вы там клонируете, можно использовать режим частичной видимости исходника Tracing Paper (“калька”).

В результате из обычной фотографии можно получить, например, “картину Ван Гога”. Большинство вариантов клонирования автоматизировано, но если вас не устроит результат автоматической перерисовки, можно выполнить ее вручную. В Corel Painter IX переход в режим клонирования с частичной видимостью оригинала упрощен до предела: выбираете в меню File пункт Quick Clone – и можно начинать рисовать.

Мозаика
Эффект Mosaic (мозаика) позволяет превратить в мозаичное панно любое изображение, а также рисовать мозаичными элементами, задавая их параметры – размеры и цвет плиток. Чтобы придать мозаике более естественный вид, можно воспользоваться палитрой Color Variability. Если установить значения Hue около 10-15%, а остальные оставить равными нулю, получатся незначительные колебания цвета, а изображение станет намного интересней. (Имейте в виду, что в Painter 8 палитра Color Variability находится в группе палитр Colors, а в Painter IX – в группе Brush Controls.

Впрочем, в “девятке” палитры извлекаются из группы, так что можно вытащить Color Variability, и пусть она висит отдельно.) Элементы мозаики являются векторными объектами, поэтому можно менять размеры изображения без ущерба для качества (но только при сохранении в формате RIFF). Готовой мозаике для большей убедительности можно придать рельефную текстуру. Если вы создали ваш шедевр при малом разрешении и сочли, что он вполне удался, можете дать команду программе, и она переберет мозаику заново при нужном разрешении.

Распылитель картинок
Инструмент Image Hose (“картинкополиватель”) имеет свою библиотеку изображений, которыми он может поливать различными способами – хаотично, упорядоченно, линейно и т. д. Очень любим детьми и новичками, которые создают из готовых элементов весьма выразительные композиции. Пригодится и профессиональному оформителю для создания открыток или других декоративных изображений.

Мы вкратце рассмотрели только некоторые возможности удивительной программы. Дальнейшие секреты Painter вам придется открывать самостоятельно – и, поверьте, вас ждет увлекательное путешествие в мир гармонии и красоты. Несомненно, из существующих версий программы выбирать следует последнюю, девятую – в ней аккумулирован весь опыт предыдущих версий и реализовано множество новых идей: не зря эмблема Painter IX – раскрытая ладонь с девятью пальцами. Но автору запала в сердце версия 6 – и этот неудобный интерфейс, и всякие труднодобываемые настройки; в непохожести ее на прочие графические редакторы есть своя прелесть. Дистрибутив Painter 6 сейчас практически невозможно найти (разве что заказать по интернету), но если вам это удастся, поселите его в вашем компьютере и встречайтесь с ним время от времени просто так, для души.