8 лет назад 30 августа 2010 в 6:35 209

Автор: Стэн Духанов

Тема копирайта, а вернее, борьбы за соблюдение авторского права ныне и в России, и в мире настолько больная, что даже говорить о ней уже не хочется. Не хочется, но надо. Тем более что накопилось поводов.

Большинство поводов, кстати, являются поводами для оптимизма. Особенно для тех, у кого аббревиатуры вроде RIAA, РАО, ВОИС, РАПО и прочие вызывают приступы гнева и адского неприятия. Как у меня.

Так вот, повод для оптимизма призрачный, но есть: в общественный доступ попала финансовая информация о деятельности печально известной RIAA. Главная новость: эта организация за последние три года потратила на судебные процессы против домохозяек и подростков $64 млн, а вернулось им в виде штрафов только $1,4 млн. При этом звукозаписывающая индустрия как терпела убытки от бесплатного файлообмена, так и продолжает терпеть. Продажи CD как падали, так и падают. А прибыли от легальных цифровых продаж все еще не удовлетворяют менеджеров звукозаписывающих лейблов.

Да, у них все еще наблюдаются симптомы ломки. Все еще скучают они по поздним восьмидесятым – ранним девяностым, когда на музыке можно было практически без труда заработать столько, что кокаин можно было легко использовать вместо зубного порошка и при этом не особо затягивать пояс перед очередным платежом за взятую в кредит яхту.

То ли в приступе бессильной ярости, то ли от безысходности RIAA вдруг распространила в американских P2P-сетях сообщение о том, что будет преследовать тех, кто распространяет бесплатно альбом группы Radiohead “In Rainbows”. Учитывая, что RIAA призвана “защищать” производителей музыкального контента, выпущенного на физических носителях, эта их попытка выглядит вообще крайне странной. Ведь впервые “In Rainbows” была выпущена именно в цифровом виде, а стало быть, RIAA работает не в своей юрисдикции. Когда усилия в течение долгого времени оборачиваются ничтожно малой отдачей, у всякого опустятся руки, каждый начнет нервничать. Лично я очень надеюсь на то, что RIAA если не перестанет существовать совсем, то хотя бы выберет более умные методы борьбы с нелегальным контентом.

Есть хорошие новости и на российских просторах. Печально известной общественной организации недавно недвусмысленно дали понять, что она такое и как поступать не стоит. Речь идет о прениях между РАО и уральскими кинопрокатчиками.

Напомню: весной этого года защитники авторских прав добились изъятия оборудования для показа кино у кинотеатра в Каменске-Уральском. РАО заявило о правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 7.12 КоАП РФ, которое заключалось в том, что при показе кинолент “Аватар”, “Черная молния”, “Шерлок Холмс” и “Книга Илая” (на основании официальных договоров с правообладателями – ООО “Юниверсал Пикчерз Интернэшнл”, ООО “Кинокомпания “Каро Премьер””) учреждение не заключило договоры с РАО и не “забашляло” этой организации за музыку, которая исполняется в фильме. РАО подало в суд и потребовало изъятия оборудования и взимания с кинотеатра штрафа в размере 30 тысяч рублей.

После той истории уральские кинопрокатчики собрались, скинулись и наняли юристов, которые, поработав немного, нашли несколько серьезнейших нарушений в действиях уральского отделения РАО. Настолько серьезные, что прокуратура – когда проверила предоставленные юристами кинопрокатчиков данные – взяла и решила закрыть отделение защитников копирайта в Свердловской области.

Урао!

Методы, которыми обычно пользуются представители РАО, достаточно стандартны. Поэтому надо думать, что либо они теперь будут действовать более осторожно и менее настойчиво, либо у прокуратур других областей будут основания закрывать местные отделения организации.

Прежде чем продолжить дальше, хотелось бы напомнить о том, что такое РАО. Как известно, это НЕкоммерческая общественная организация, созданная для того, чтобы контролировать получение авторами причитающегося им вознаграждения за публичное исполнение продуктов их творчества. Вознаграждение взимается с владельцев тех мест, в которых производится публичное исполнение продуктов, либо с организаторов публичного исполнения самими авторами.

Хочется поговорить о 10%, которые РАО забирает себе в качестве комиссии за оказанные услуги. По легенде, эти 10% общество пускает на обеспечение собственного существования. Аренду офисов, зарплаты юристам, закупку канцтоваров, затраты, связанные с выявлением фактов незаконного публичного воспроизведения произведений и доведения этих фактов до суда. Все вроде бы справедливо. И даже 10% не такая уж и большая доля, не так ли?

Но вот загвоздка. В конце апреля этого года, примерно в то самое время, когда доблестные служители копирайта бомбили уральских кинопрокатчиков, в Храме Христа Спасителя состоялось любопытное мероприятие “Интеллектуальная собственность – XXI век”. В качестве организаторов выступали Торгово-промышленная палата, Министерство культуры, Министерство образования и науки, а также ряд российских фондов и федеральных служб, ну и, конечно, само РАО. На не самой дешевой площадке Москвы выступали звезды эстрады, час работы которых на корпоративных вечеринках стоит от 10 до 50 тысяч евро, а параллельно с выступлением многочисленных гостей мероприятия угощали на роскошном фуршете. Вряд ли РАО полностью оплатило данное мероприятие, но без части этих пресловутых 10% тут явно не обошлось. Да и вообще, учитывая, что в числе его организаторов были в основном государственные и некоммерческие структуры, гуляли в Храме Христа Спасителя именно на наши с вами деньги. Друзья, своими налогами мы заплатили за мероприятие, на котором отмечалась и поощрялась успешная деятельность организации, из-за которой на концертах, в ресторанах и гостиницах, которые окучивают юристы РАО на предмет авторских отчислений, мы платим больше, чем могли бы. То есть мы с вами оплатили нашу с вами возможность платить больше.

В конечном итоге именно мы оплачиваем “труд” юристов, которые открыли для себя поразительную возможность зарабатывать на пустом месте. “Вы не хотите отдавать нам процент от вашей выручки? – говорят РАО-спецы в беседе с ресторатором. – Тогда мы идем в суд”.

И джентльмены идут в суд. Потому что именно в судах джентльмены проводят основную часть своего рабочего времени. Занятому ресторатору в суд ходить некогда и не хочется. У него бизнес. Поэтому он скорее заплатит, а растраты запишет на наш счет. Все удобно и гармонично. Во всяком организме есть паразиты. Не то чтобы они там очень нужны. Они есть и все.

И вот перед нами две организации: насквозь убыточная RIAA и “неприбыльная” РАО (2,7 млрд рублей сборов в 2009 году, из которых 593 млн рублей, то есть 21,4%, РАО оставило себе на покрытие собственных расходов. Заметьте, не 10%, а 21,4%.). Первая доказала бессмысленность своего существования чудовищной разницей между затраченными на работу силами и отдачей, вторая – в процессе доказательства бессмысленности своего существования “засветилась” банальным рэкетом, с которым в отдельных субъектах РФ уже начинают бороться. Одновременно большинство авторов музыки в России продолжают заниматься ею в качестве хобби, потому что “на жизнь” не заработаешь. Это как-то похоже на copyright? Скорее, на copywrong.

Одновременно же существуют десятки неплохо монетизируемых моделей, в которых пользователь платит за прослушивание музыки опосредованно. Через рекламу, через сопутствующие товары, через бесплатный промоушн и бесплатную коммерческую статистику. Но все эти модели для работы требуют наличия пытливого ума, смекалки, нестандартного образа мышления и – главное – трудолюбия у тех, кто чаще всего произносит слово музыкальная индустрия и медиабизнес. Но нынешним менеджерам и выпускникам юридических факультетов открыта другая, менее сложная дорога. И они по ней с удовольствием идут.

Хочется надеяться, что конец этой их дороги уже близок и окажется драматичным.