15 лет назад 10 декабря 2003 в 0:20 322

Андрей Никулин

Несмотря на то что адепты digital photo уже пару лет считают победу цифры над пленкой свершившимся фактом, только сейчас – в конце 2003 года – цифровая фотография наконец-то перешагнула ту невидимую планку, которая отделяет дорогостоящую hi-tech-игрушку от массовой технологии.

В 2001 году приличная незеркальная цифровая камера стоила около 1000 долларов, считалась полупрофессиональной, но при этом имела, как правило, 3-кратный зум, оптику на уровне 200-долларового пленочного аппарата, разрешение 3 мегапикселя (Мп) и крайне неудобное управление с минимумом доступных настроек (типичный пример – Olympus С-3040 Zoom, один из лучших ЦФК того времени). Надо заметить, что при выводе снимков на бумагу 10 х 15 разницы между подобным тысячедолларовым аппаратом и пленочной 80-долларовой мыльницей Olympus 700 XB практически не было, а на формате 15 х 20 пленка не оставляла конкуренту никаких шансов. Это если говорить о разрешении и общих возможностях камеры в плане съемки распространенных сюжетов (пейзаж, портрет). В плане макросъемки цифровик был лучше, поскольку редкая пленочная мыльница может похвастаться макрорежимом, но по цветопередаче и фотошироте на пленке Kodak Gold 200 мыльница была впереди на два шага… Понятно, что в такой ситуации ЦФК оставались экзотической забавой для состоятельной прослойки населения – причем все понимали, что от этой штуки не стоит ждать никаких чудес в плане качества, а все ее преимущества состоят только в повышенной оперативности и возможности забыть о покупке пленки.

В конце 2003 года вы можете всего за 650 долларов стать обладателем камеры, с которой по качеству снимков могут сравниться только полупрофессиональные пленочные аппараты ценой около 300 долларов. Плюс экономия на пленке и печати (если исходить из того, что хранить и просматривать фотоальбом на компьютере с хорошим монитором гораздо удобнее и приятнее – даже если у вас пленочный фотоаппарат). Двухкратная разница в цене оказывается вполне приемлемой платой за плюсы цифровой фотографии. А плюсов этих не так мало, как может показаться. Экономия на расходниках – лишь малая часть того айсберга, который открывается человеку, купившему приличную цифровую камеру. Во-первых, цифра полностью снимает психологический барьер “боязни испортить кадр”. Большинство людей просто хотят получать удовольствие от фотографии, а не тратить годы на то, чтобы стать профессионалами, у которых каждый кадр – удачный. Так ли важно, что хороший результат сначала будет получаться у вас количественным, а не качественным путем, тем более что для вас это ничего не будет стоить?

Второй важный момент – возможность обучения. Вы в реальном времени видите на ЖК-экранчике скомпонованный кадр, причем электроника показывает не просто то, что проходит через объектив, а изображение, которое будет запечатлено матрицей – включая экспозицию и баланс белого. Если компьютер рядом, уже через минуту после съемки можно просмотреть снятое в полный размер и понять, что было сделано не так (или почему получилось так здорово). Кроме того, неограниченные возможности для обучения методом подражания открывает интернет. В Сети полно высококлассных снимков, выложенных в оригинальном виде с полным EXIF (то есть информацией о том, как, когда и чем это было снято) – ищите, анализируйте и пытайтесь сделать так же. В эпоху пленочной фотографии (в фотографических журналах для этих целей около снимка указывали экспозиционные параметры, выдержку и диафрагму, чувствительность пленки) на это могли уйти годы – и то при условии вдумчивого изучения теории и общения с профессионалами.

Наконец, третий очевидное преимущество цифры – оперативность и полная конфиденциальность. Вы можете снимать что угодно, включая самые интимные и секретные сцены – и ни один оператор минилаба никогда не увидит этих ваших опытов. К тому же вы можете переслать свое фото другу в Америку буквально через минуту после съемки. Никакого сканера. Никакого Photoshop – всегда проще переснять неудачный кадр или сохранить его в RAW (см. врезку), дабы скорректировать без потери качества.

Впрочем, довольно о неоспоримых плюсах – для начала сделаем небольшой аналитический обзор рынка цифровой фототехники с тем, чтобы вы более четко могли представить себе, на что, в конце концов, нужно копить деньги. Деление на категории достаточно условное – в статье будут рассмотрены основные сегменты: цифровые фотокамеры (ЦФК) начального уровня, компакты, полупрофессиональные модели, а также настоящие профессиональные зеркальные камеры (зеркалки). Вы поймете, что дает переход в каждую весовую категорию. Поверьте, отличий будет гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Начальный уровень

Надо сказать, что начальный уровень – это отнюдь не Low-End. Игрушки ценой до 200 долларов не рассматриваются в данном материале в принципе: качество изображения, обеспечиваемое этими уродцами, находится на порядок ниже (прежде всего по цветопередаче и разрешению) уровня пленочной мыльницы за $100. Кроме того, в настолько дешевых аппаратах традиционно нет возможности ручной настройки параметров экспозиции, а понятие “диафрагма” обычно отсутствует. Начальный уровень по нашей терминологии – это камера ценой от 250 до 400 долларов, имеющая настоящий оптический зум (обычно 3-кратный), полноценный затвор, диафрагму и прочие атрибуты настоящей, а не игрушечной фотокамеры. Классические представители сегмента – Canon A60/70/80 (примерно одинаковая оптика и электроника, но матрицы в 2, 3 и 4 Мп соответственно), а также Nikon 2100/3100.

Что позволяет ЦФК такого класса? Самое главное – она позволяет научиться ТЕХНИКЕ СЪЕМКИ и, как ни высокопарно это звучит, заниматься творчеством, а не тупым протоколированием пьянок и новых годов в стиле Point-and-Shoot. Пусть объектив недостаточно светосилен, зум невелик, а разрешения матрицы по большому счету хватает только на формат 10 х 15 см. Зато такой камерой можно делать взрослые снимки и самое главное – получать от цифровой фотографии удовольствие (есть мнение, что это главное предназначение любого технического устройства из сектора entertainment).

В общем, если вы решили попробовать себя в цифровой фотографии, но лишних денег у вас нет, камера данного класса – то, что доктор прописал. Давайте только сразу подготовимся к ограничениям, являющихся следствием относительно небольшой цены таких устройств.

Во-первых, ваш фотоаппарат, скорее всего, будет питаться от 4 пальчиковых батареек стандарта АА. С одной стороны, это плюс, поскольку вы получаете повышенную автономность и можете взять с собой в байдарочный поход хоть полрюкзака “Дюраселлов”. Но, с другой стороны, основную часть своей жизни ЦФК проводит все-таки в цивилизованных условиях, и покупать дорогие алкалиновые батарейки вы замучаетесь – заряда даже самых емких хватит максимум кадров на 100. Поэтому владельцу подобного аппарата, как правило, приходится раскошеливаться на комплект аккумуляторов и зарядное устройство. Это плюс 30-40 долларов к цене камеры, а также лишние габариты и вес (4 аккумулятора стандарта АА – увесистая куча железа). Компактные и емкие же литий-ионные аккумуляторы вместе с зарядными устройствами в комплекте поставки – атрибут ЦФК следующей ценовой категории.

Во-вторых, что гораздо печальнее, никуда не деться от ограничений, накладываемых малогабаритной (пусть и более или менее качественной) оптикой. Небольшой зум и малая светосила не позволят профессионально снимать портреты: качественное размытие заднего плана напрямую зависит от этих двух параметров, а также от физического размера матрицы. В цифровиках данной категории обычно используются матрицы типоразмера 1/2.7 дюйма, что обеспечивает очень большую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Так что о “настоящих” портретах лучше не вспоминать. Кроме того, низкая светосила объектива делает вас более зависимым от солнца и времени года: в пасмурный день половину снимков придется делать со вспышкой даже на улице. Вспышка – небольшая беда при съемке портретов, наоборот, это часто помогает убрать лишние тени, но на объектах живой природы и при макросъемке она напрочь убивает естественность объектов. И не забывайте о том, что вспышка потребляет немалое количество энергии у совсем не бездонных аккумуляторов. Наконец, в ЦФК такого класса мощность импульса вспышки если и регулируется вручную, то в весьма незначительных пределах, а это очень и очень ограничивает творческие возможности.

Разрешения матрицы (как правило, 3.2 Мп) вполне достаточно для просмотра на экране монитора, но уже не хватает для печати на формате 15 х 20 см. Кроме того, маленький физический размер матрицы (упомянутые 1/2.7 дюйма) означает слишком большие шумы в тенях: вы не сможете сделать качественный снимок в условиях плохого освещения, пусть даже с большой ручной выдержкой, и использовать значения чувствительности более минимального.

Итак, забудьте про ночные и вечерние съемки, а также про пульт дистанционного управления, поворотный ЖК-экран (единственное исключение – анонсированный недавно Canon A80) и возможность подключать внешнюю профессиональную вспышку. С другой стороны, не все так плохо: поскольку аппараты данного класса не относятся к имиджевым, вы платите только за то, что имеете. А оптика и электроника таких цифромыльниц (не пугайтесь этого слова, им обозначаются все незеркальные камеры стоимостью менее 1200 долларов) ничуть не уступают более дорогим суперкомпактам.

Суперкомпакты

“Супер-” они вовсе не из-за качества снимков и не в силу каких-то сверхъестественных технических характеристик – таким термином мы отмечаем их поразительно малые размеры. Аппарат типа Pentax Optio S можно положить в передний и даже задний карман джинсов – при этом он позволяет делать вполне достойные снимки, которые не стыдно показать в приличном обществе. Типичные представители класса – Pentax Optio S/S4, Casio Exilim EX-Z3 и Nikon Coolpix SQ.

Чем отличается суперкомпакт от ЦФК начального уровня? Технически и по качеству снимков – практически ничем. Тот же 3-кратный зум, такой же размер матрицы. Настроек же обычно меньше – больше функций доверяется автоматике, что не очень хорошо для творческих личностей, но весьма удобно на вечеринках и прочих местах массового скопления людей, не располагающих к вдумчивому колдовству с опциями камеры.

Сверхмалые размеры требуют особых объективов, которые могут складываться до удивительно компактных размеров в нерабочем состоянии (подход Pentax с его сверхвысокотехнологичной Sliding Lens system). Инженеры Nikon для уменьшения габаритов применили фирменный прием – расположенный вертикально в теле камеры объектив и поворачивающийся корпус.

Вместо пальчиковых батареек используются миниатюрные литий-ионные аккумуляторы. Вся эта миниатюризация не добавляет никаких новых функций и не улучшает качества снимков, но зато прилично поднимает цену – до 350-500 долларов. Одним словом, красота требует жертв, на зато как приятно вытащить из нагрудного кармана рубашки полноценный цифровик, поразив всех друзей (а особенно подруг) своей крутизной!

Качественные компакты

Эти ЦФК уже не положишь в нагрудный карман рубашки и не спрячешь в кулаке. Однако они превосходно чувствуют себя в кармане куртки или в дамской сумочке. Для компактной камеры не нужен кофр – конструкция продумана таким образом, чтобы в нерабочем состоянии камера превращалась в плотно закрытую металлическую “ракушку” размером с половину винчестера. Примеры камер такого класса – Canon S45/50 и Konica KD-500Z. В чем отличие от суперкомпактов? Во-первых, диаметр линз и вообще качество объектива заметно выше. Не сказать чтобы намного – просто заметно на глаз, но именно эта фишка позволяет делать более резкие снимки с повышенной детализацией, которые смотрятся более живо и “дорого” и больше напоминают пленочные снимки по цветопередаче. В немалой степени этому способствует матрица более высокого класса с разрешением 4 или 5 Мп и типоразмера 1/1.8 дюйма.

На электронику производители в данном случае не скупятся: все-таки речь идет об имиджевых моделях стоимостью 500-600 долларов, а это уже серьезная сумма. В общем, качественный компакт – очень привлекательный аппарат, который позволяет делать очень неплохие снимки и может потешить самолюбие любого владельца. Однако не ждите чудес: практически все здесь упирается в объектив, который в силу строгих габаритных ограничений не обладает достаточной светосилой и диапазоном фокусных расстояний. Цифромыльница такого класса чудо как хороша для путевых заметок об отдыхе на пляжах Турции и несложных фотозадач типа “портрет-пейзаж-групповое фото”. Для того чтобы начать творить по-настоящему, снимать почти профессиональное макро, портреты и иметь возможность пользоваться дополнительным оборудованием (насадки, внешние вспышки), придется смириться со значительно возросшими габаритами и перейти в следующую ценовую категорию…

Полупрофессиональные цифромыльницы

Выше этих аппаратов – только звезды, то есть настоящие профессиональные DSLR по цене от 2000 долларов и выше (впрочем, фирма Canon совсем недавно совершила прорыв в этой области, но об этом чуть ниже). Лучшие представители этого семейства – Canon G5, Sony DSC-F717, Nikon Coolpix 5700, Minolta 7Hi…

Итак, что может дать знающему фотографу камера стоимостью 750-1000 долларов, которая является последней ступенькой перед вступлением в мир дорогих зеркалок?

Во-первых, это превосходное качество оптики. Объективы имеют 4-кратный (или более) зум, диаметр линз от 30 мм и высокую светосилу (от 2.8 до 1.8 на коротком конце зума и около 3.0 на зуме 4х). Многослойное просветление линз, качественные затворы, достаточно быстрые и надежные сервоприводы – словом, объективы подобных камер представляют собой настоящее произведение инженерного искусства. Такую роскошь уже не втянешь в корпус полностью – не те габариты, поэтому обязательным атрибутом полупрофессиональной камеры является крышечка объектива. А еще кофр или, в крайнем случае, надежный чехол – ведь носить увесистый “кирпич” голышом довольно стремно, да и неудобно.

Следующий почти обязательный атрибут полупрофессиональных цифровиков – поворотный ЖК-экран, позволяющий снимать труднодоступные объекты под самыми немыслимыми углами. Можно снимать от бедра или держа камеру над головой – это чертовски удобно в определенных ситуациях, требующих оперативности.

В некоторых моделях (Canon G5, Nikon 5700) дисплей имеет две степени свободы и закреплен на хитроумно устроенном шарнире, в других (типа Sony DSC-F717) огромный объектив поворачивается в вертикальной плоскости относительно маленького “тельца” ЦФК, в которое вмонтирован неподвижный ЖК-дисплей.

Признаком хорошего тона в подобных аппаратах является поддержка формата RAW (исключение – Sony DSC-F717) и использование в качестве носителя информации карт памяти Compact Flash I/II (тип II позволяет использовать микровинчестеры IBM Microdrive, что, впрочем, не так актуально при нынешних ценах на обычную Compact Flash Type I). Правда, Sony и здесь пошла своим путем, привязавшись к фирменному стандарту Memory Stick. Надо сказать, что отсутствие RAW и дорогущий тип памяти – пожалуй, единственные недостатки модели 717. В остальном это замечательный аппарат с уникальным цейсовским объективом и качественной матрицей.

Многие камеры этого класса снабжены электронным видоискателем вместо оптического, что, вообще говоря, является довольно спорным решением. Ведь простенький оптический видоискатель совершенно безынерционен, что при должной сноровке позволяет ловить самые динамичные кадры, а электронный видоискатель – это тот же ЖК-дисплей, но только хорошо запрятанный от солнечной засветки и посторонних глаз. Впрочем, вряд ли имеет смысл зацикливаться на маленьком глазке видоискателя, поскольку любой владелец незеркальной цифровой камеры подавляющее большинство снимков делает при помощи ЖК-дисплея. Все камеры данной ценовой категории имеют встроенный синхроконтакт типа “горячий башмак” для подключения внешних вспышек. Некоторые модели (например, Canon G5) имеют возможность использования фирменных макро- и теленасадок, значительно увеличивающих возможности владельца аппарата.

Еще один обязательный признак рассматриваемых моделей – развитые возможности ручной настройки. Вы можете работать с приоритетом диафрагмы, выдержки, а также в полностью ручном режиме, задавая эти параметры независимо друг от друга. В любой момент можно изменить баланс белого или выставить его вручную по листу бумаги, откорректировать экспозицию и мощность вспышки. Многие камеры данного класса имеют функцию брекетинга экспозиции и фокуса, что позволяет меньше задумываться о точности настроек – из трех кадров, снятых камерой последовательно с небольшим разбросом фокусировки или экспозиции, один обязательно окажется удачным. Высокоскоростная серийная съемка позволит вам выловить наиболее естественное выражение лица снимаемого человека и поймать улыбку ребенка. Особенно ценной данная опция может быть на съемке спортивных мероприятий. Фильтр нейтральной плотности позволяет снимать с широко открытой диафрагмой на ярком солнце, не упираясь в минимальную выдержку затвора, и даже запечатлевать такие сверхъяркие объекты, как солнце и мощные осветительные приборы (правда, с последними все же лучше не экспериментировать, поскольку есть риск спалить матрицу).

Пульт дистанционного управления – вовсе не роскошь, как может показаться, а электронный аналог спускового тросика, позволяющего обойтись без сотрясения камеры при длинных выдержках. Затворы полупрофессиональных камер обладают достаточно большим ресурсом (в районе 30 000 срабатываний) и хотя, как правило, совмещены с диафрагмой, могут отрабатывать выдержки от 1/2000 до 15-30 сек. (для младших моделей хорошим показателем считается диапазон от 1/1000 до 4 сек). Очень полезной опцией является возможность фиксации экспозиции, то есть фокусироваться по одному объекту, а экспозицию рассчитывать по другой части кадра. К тому же не стоит забывать о нескольких доступных режимах замера экспозиции. Думаете, что это чересчур сложно и вам никогда не понадобятся эти мудреные функции? Глубоко ошибаетесь! Если человеку интересна фотография и у него есть желание делать качественные снимки, все эти функции задействуются легко и непринужденно уже через неделю после приобретения камеры, тем более что удобство и продуманность управления в современных ЦФК находятся на высоте. Просто пальцы будут автоматически включать нужные режимы при съемке: вы ведь не задумываетесь о том, насколько сложно переключать передачи в автомобиле, и совсем не путаетесь в сотне кнопок клавиатуры компьютера…

Казалось бы: чего еще желать? Ведь это почти идеал! Увы – пришла пора разбавить бочку меда тонкой струйкой дегтя.

Первая и главная беда полупрофессиональных цифромыльниц – матрицы. Хотя их типоразмер варьируется в диапазоне от 1/1.8 (2/3.6) до 2/3 дюйма, это не идет ни в какое сравнение с огромными матрицами профессиональных зеркалок (22 х 15 мм и больше). Почему так важен физический размер матрицы? Дело в том, что уровень шумов и количество “горячих” пикселей напрямую зависят от размера ячейки. Пяти миллионам пикселей очень тесно на пятачке с диагональю 2/3.6 или даже 2/3 дюйма. Стоит вам увеличить выдержку больше одной секунды – и без шумоподавителя уже не обойтись, иначе темный фон превратится в противное разноцветное месиво. Но шумоподавитель тоже не панацея, к тому же он вместе с шумами подавляет и полезный сигнал, убивая все тончайшие цветовые переходы… Одним словом, сумерки и ночной город полупрофессиональной камерой снять, конечно, можно, вот только результат будет совсем не таким, каким вы привыкли видеть его в солнечный день. И в глянцевый журнал такую фотографию, скорее всего, не возьмут…

Кроме того, как мы уже говорили выше, физический размер матрицы оказывает прямое влияние на ГРИП. В принципе, аппаратами с матрицами 1/1.8 – 2/3 дюйма уже можно делать неплохие портреты, но такого мощного художественного размытия заднего плана, как на зеркалках (пленочных или цифровых – не важно), вы уже не добьетесь.

Увеличивать чувствительность (ISO) для уменьшения выдержки до приемлемого уровня (хотя бы до 1/30 сек в слабоосвещенном помещении – чтобы можно было снимать с рук, не боясь “шевеленки”) не стоит: получившиеся шумы будут такими, что проще снять в RAW с сильной недодержкой и вытянуть яркость в Photoshop. С сохранением достойного качества на ЦФК такого класса можно использовать только минимальные значения чувствительности (ISO=50, 64 или 100 – в зависимости от производителя).

Следующая ложка дегтя, которая опять же вытекает из-за несовершенства матрицы, – распространенные артефакты изображения под народными названиями “проблема синих веток” и “пятнистое небо”. Если показать неподготовленному человеку снимок с такими дефектами, можно ставить десять против одного, что он не найдет никаких изъянов и скажет, что качество фотографии великолепное. И будет, в общем, недалек от истины. Но все же такая проблема существует, и замалчивать ее было бы нечестно. Итак, если вы возьмете снимок ясного синего неба (желательно с заметным градиентом от синего к голубому), сделанный любой фотокамерой с матрицей размером до 2/3 дюйма включительно, и рассмотрите его в масштабе 100-200%, то увидите интересную вещь. Фактура неба окажется не идеально гладкой, а будет состоять из пятен, немного отличающихся друг от друга по цвету. Это похоже на дизеринг, когда недостаток цветов в палитре маскируется хитро выстроенной мозаикой близких по цвету пикселей. Издали все кажется идеально однородным, но при пристальном рассмотрении становится видна пиксельная мешанина. Иногда этот недостаток заметен больше, иногда меньше, но он есть на всех без исключения маленьких матрицах (то есть тех, чей размер не превышает 2/3 дюйма). Это не шумы в явном виде, поскольку они выглядят по-другому и наблюдаются, как правило, в условиях плохого освещения. Но больший вклад в эффект пятнистого неба вносят синий и красный каналы (зеленый в плане шумов намного лучше, потому что имеет в два раза больше светочувствительных ячеек), что говорит об общей природе этих явлений. С красным каналом все предельно ясно: на синем небе слишком мало красной составляющей цвета – вот красный канал и шумит, портя плавность цветовых переходов. Однако синий канал тоже ведет себя не лучшим образом, и причина тому только одна: слишком малый размер светочувствительных ячеек.

Проблема синих веток заключается в том, что при съемке высококонтрастных объектов на очень ярком фоне, например веток деревьев на фоне неба, они получают неестественные синие контуры-обрамления. Существует гипотеза, согласно которой это явление вызвано “перетеканием заряда” с соседних пикселей матрицы из-за малых абсолютных размеров светочувствительных элементов. Решается данная проблема (хотя и не до конца) максимальным закрытием диафрагмы и уменьшением времени выдержки – взаимоисключающие требования, которые могут быть выполнены только при условии хорошего освещения.

Еще одна беда всех незеркалок – медленный автофокус. В условиях хорошего освещения автоматическая фокусировка срабатывает за полсекунды-секунду (и этот показатель считается вполне приличным), а в полумраке аппарат может жужжать сервоприводами автофокуса секунд пять – и не факт, что в конце концов наведется правильно. Лазерная и обычная подсветка (как у Sony DSC-F717 и Canon G5 соответственно) немного поправляет дело, но только в темноте. Так что со съемкой динамичных сюжетов (спортивные состязания, непоседливые дети, дикие животные) вы еще намучаетесь. А что делать? Ручная фокусировка в незеркальных камерах хотя и есть, но занимает гораздо больше времени, чем автоматическая, и обладает более низкой точностью.

Заканчивая с данной ценовой категорией, хочется сказать: не впадайте в уныние. Все описанные недостатки, конечно, ощутимы, но не настолько существенны, чтобы сильно смазывать впечатление от работы. Тем более если вам не с чем сравнивать и вы никогда не держали в руках Canon D60… Камера стоимостью под 1000 долларов – это все-таки отличная вещь, она принесет вам массу положительных эмоций, а качество снимков, сделанных с ее помощью в условиях хорошей освещенности, можно смело назвать отличным. С мелкими недостатками вполне можно мириться и научиться обходить их, ведь в этом мире так мало совершенства.

Совершенство

Это, конечно, не абсолютное совершенство – все-таки мы не рассматриваем полноформатные Hi-End-камеры с разрешением 22 Мп и стоимостью несколько десятков тысяч долларов. Но все же хорошая цифровая зеркалка очень близка к идеалу (при этом ее можно носить с собой повсюду в специальном рюкзаке).

Термин “зеркалка” указывает не только на тип оптического видоискателя (с поворотным зеркалом), он обозначает целый класс цифровой фототехники. Вырисовывается следующий портрет цифровой зеркалки:

  • – съемный объектив, совместимость аппарата со всей линейкой профессиональных объективов конкретного производителя;
  • – зеркальный видоискатель;
  • – качественная матрица (обычно изготовленная по CMOS-технологии) с абсолютными размерами от 22 х 15 мм и выше;
  • – разрешение матрицы от 4 Мп (обычно у репортажных камер), но в последнее время стандартом становится 6 Мп и выше. Главное, не зацикливайтесь на количестве мегапикселей – это совсем не главное! По качеству изображения 4-мегапиксельная зеркалка с хорошим объективом легко обойдет даже 8-мегапиксельного цифромыльничного монстра (типичный пример – анонсированная недавно Sony DSC-F828, снабженная матрицей типоразмера 2/3 дюйма с разрешением 8 Мп).

Наиболее известные из более или менее доступных камер такого класса – Canon D60/D30/10D и Nikon D100 (кстати, фото на всех обложках журнала Upgrade сделаны именно этой камерой). Цена подобных аппаратов начинается с отметки 2000 долларов, причем обычно без объектива. Правда, как уже говорилось выше, совсем недавно в данном секторе рынка произошли революционные изменения: компания Canon представила новую модель EOS 300D (Digital Rebel), которая является полноценной цифровой зеркальной камерой c матрицей от 2500-долларовой 10D, но стоит вместе с объективом смехотворные 1200 евро! Конечно, EOS 300D бюджетна до предела – ради снижения себестоимости производитель пошел на применение пластикового корпуса вместо традиционного металлического, а штатный объектив совместим только с данной моделью. И все же – это настоящая зеркалка с отличным качеством изображения (первые сэмплы уже доступны в интернете) и полной совместимостью со всей линейкой объективов Canon EF! Понятно, что за EOS 300D уже сейчас выстроились огромные очереди, продается она только по записи, а у нас ее можно будет купить наверняка нескоро.

Но довольно восторгов – попробуем понять, что же можно делать с помощью цифровой зеркалки. Ответ будет лаконичным: почти все. Можно снимать и обнаженных девушек для обложек журнала Playboy (качество не подведет), и ночной город с выдержкой 15 секунд, не заботясь при этом о шумах. Кстати, в спецификациях Canon 300D в графе “система шумопонижения” стоит емкое “нет необходимости”. Можно использовать значения чувствительности ISO вплоть до 1600 (!), не сильно опасаясь появления шумов – хорошая зеркалка на ISO 800 шумит меньше, чем цифромыльница на ISO 200. Это позволяет снимать отличные кадры без штатива даже в полутемной комнате. О проблеме пятнистого неба также можно забыть.

Автофокус на зеркалках просто летает (на соответствующих объективах со сверхскоростными моторами), а ручной наводится простым вращением кольца на объективе, что позволяет ловить самые динамичные сцены. Ресурс затвора значительно дольше, чем у цифромыльниц (иногда в несколько раз), что позволяет DSLR прожить долгую, насыщенную событиями жизнь…

Разумеется, есть у зеркалок и недостатки – но называть их так не совсем корректно, ибо они, скорее, являются продолжениями достоинств. Первая неприятность – габариты и вес. Представьте себя гуляющим по экзотическим местам с аппаратом весом около килограмма… Вторая – съемные объективы. При смене линз матрица становится совершенно обнаженной, поэтому производить данную операцию нужно в очень чистой комнате или гермозоне, с тем чтобы избежать попадания пыли на светочувствительную поверхность.

Зеркальный видоискатель – это, конечно, здорово, он позволяет видеть кадр с полным разрешением, не ограничиваясь 120 тысячами пикселей электронного видоискателя или ЖК-дисплея. Но зато использовать ЖК при съемке не удастся – он нужен только для просмотра отснятых кадров. Именно поэтому не бывает зеркалок с поворотными дисплеями.

Как видим, вполне возможно, что для повседневного использования гораздо более удобной может оказаться дорогая цифромыльница. Зеркалки же хороши именно для профессионалов, для которых качество стоит на первом месте и которые зарабатывают съемками на жизнь. Несомненно, лучший вариант – иметь два аппарата: компактную и качественную цифромыльницу “на каждый день” и хорошую зеркалку для особых случаев. Но будьте готовы к тому, что в данном случае вам не удастся отделаться и двумя тысячами долларов. Знаете, сколько стоит джентльменский набор объективов, перекрывающих все потребности фотографа? А профессиональные вспышки? А светофильтры? Впрочем, это уже другая история…

Терминология

Чтобы достойно выглядеть в среде фотографов, примите к сведению следующие факты:

– называть объектив нужно “линзой”. Например: “я недавно прикупил для своего 1Ds линзу 28-70. Хорошая: быстрая и светосильная”. Или “подойдут ли линзы серии EF к ЦФК Canon EOS 300D?”

– диафрагму (апертуру, относительное отверстие) никто так не называет, это – “дырка”. Вместо того чтобы сказать, что вы увеличили диафрагменное число до максимума, говорите “я закрутил дырку до упора”. Вас поймут.

– сам фотоаппарат, без объектива… простите – линзы, называется “боди” (от англ. body), “тушка” или “коробка”. В принципе, иногда тушками называют даже аппараты с несъемной оптикой.

– непонятнее аббревиатуры ИМХО может быть только ХА. Не пугайтесь, это всего лишь хроматические аберрации – артефакты типа несведения лучей по краям кадра. Вызвано это разными коэффициентами преломления для различных длин световых волн. Кстати, ХА есть у всех без исключения объективов, просто у одних моделей они больше, а у других почти незаметны

Чем смотреть

Cамый популярный из программ-вьюверов – ACDSee, – тем не менее, не лучший выбор для владельца цифровой камеры. Этому есть как минимум две причины: своеобразный алгоритм масштабирования и неудобная работа с EXIF. Если при выводе на экран изображение масштабируется в сторону уменьшения (особенно в некратное число раз), ACDSee грешит “замыливанием” мелких деталей и изображение получается довольно мутным, теряя весь шарм и кристальную ясность цифрового снимка. Гораздо лучше с полноэкранным отображением цифровых фото справляется freeware-программа Cam2PC (www.nabocorp.com/cam2pc). Используемый в ней алгоритм масштабирования таков, что обладает редким балансом между уровнем aliasing и передачей тончайших деталей – например, листья и ветви деревьев выглядят чрезвычайно реалистично, не превращаясь в смазанное бикубической интерполяцией месиво.

Кроме того, Cam2PC выдаёт сводку о параметрах EXIF в более удобной и полной форме

Что такое EXIF?

Exchangeable Image File – дополнительный блок информации, пристыкованный к графическому файлу, где хранятся всевозможные данные о параметрах съемки. Поддерживается практически всеми современными ЦФК. С подробностями можно ознакомиться на www.exif.org. Наиболее актуальны следующие тэги EXIF:

– модель ЦФК и производитель;

– дата и время съемки;

– параметры экспозиции (выдержка и диафрагма);

– метод определения экспозиции;

– фокусное расстояние;

– баланс белого;

– настройки вспышки;

– имя владельца ЦФК;

Наличие EXIF здорово помогает новичкам в освоении тонкостей фотографии. Можно достичь значительных успехов в технике съемки, скачав из интернета (например, с www.dpreview.com или www.pbase.com) оригиналы фотографий, сделанных профессионалами. После просмотра EXIF попробуйте снимать с теми же настройками камеры для достижения похожего результата

С чем едят RAW

RAW (англ. raw – сырой) – формат изображения, непосредственный “слепок” с матрицы ЦФК. Когда речь идет о мегапикселях камеры, нужно помнить, что указывается полное число светочувствительных элементов первичных цветов и нельзя отождествлять их с пикселями и субпикселями результирующего изображения. Матрица типа RGBG, использующаяся в подавляющем большинстве современных ЦФК, представляет собой мозаику из красных, синих и зеленых фотоприемников (вернее, чувствительных к красному, синему и зеленому цвету соответственно; это обеспечивается светофильтрами нужного цвета перед ячейками). При этом зеленых ячеек в два раза больше, чем остальных. Каждая точка оцифровывается с 12-разрядной точностью (в разных моделях от 10 до 14 бит на точку) – и массив данной информации представляет собой RAW-файл. Таким образом, задача декодирования RAW весьма нетривиальна: нужно из 5 миллионов разноцветных точек, оцифрованных с 12-разрядной точностью, сформировать 15 миллионов субпикселей результирующего изображения, каждый из которых представлен с 8-разрядной точностью (а 3 таких субпикселя составляют 1 пиксель 24/32-битного изображения). Большой простор для совершенствования алгоритмов конвертации!

Об условностях классификации

Деление на категории – вещь довольно условная. На рынке есть масса моделей, которые являются «промежуточными» в этом смысле. Куда прикажете девать прекрасные аппараты Pentax Optio 555, SONY V1 и Nikon E5400? Они могут стоить более 750 долларов и обеспечивают отличное качество изображения, но полупрофессиональными их не назовешь: отсутствуют многие функции (типа синхроконтакта для внешних вспышек, некоторых настроек) и объективы недостаточно светосильны. С другой стороны, это не совсем компакты. Canon G3 ничем не отличается от G5 кроме 4-мегапиксельной матрицы, но стоит всего 650 долларов и на полупрофессионала вроде уже не тянет по цене… Новая модель SONY DSC-F828 имеет матрицу в 8 мегапикселей, отличный объектив и цену в 1200 долларов, но в профессиональную лигу явно не входит. Таким образом, рассмотренные сегодня категории – лишь ориентиры в многообразии рынка цифровой фототехники и вы должны помнить, что подобрать фотоаппарат, обладающий свойствами «гибрида» – не такая уж сложная задача.