14 лет назад 28 марта 2005 в 19:12 103

О существовании радиотелефонной системы “Алтай”, основная задача которой – работать, даже когда другие сотовые сети “лежат”, знают немногие. Между тем эта система, активно использовавшаяся в свое время только избранными, сегодня доступна практически каждому.

ИСТОРИЯ
Система “Алтай” была создана в конце 60-х годов Воронежским НИИ Связи, который разрабатывал в том числе и системы оперативной подвижной связи для Минобороны СССР. Она стала одной из первых мобильных радиотелефонных сетей в Европе, работающих по принципу сотовой связи – с одной (радиальное построение) или несколькими базовыми станциями, расположенными на высотных зданиях. До его внедрения использовались не очень удобные автомобильные радиостанции АРС, симплексный режим которых вынуждал абонента периодически с помощью кнопки-тангенты переключаться с приема на передачу.

В результате появлялся риск недополучить информацию, ведь перейти на передачу можно было еще до того, как на другом конце линии закончат фразу. Были у таких радиостанций и другие негативные моменты – например, невозможность выхода в сети общего пользования и нерациональное использование частотных полос. Для устранения всех этих недостатков и была создана УКВ-система “Алтай” – разумеется, полностью отечественная разработка.

Заработавший в Москве в 1965 году “Алтай” вобрал в себя все лучшие научно-технические достижения тех лет: двумя годами ранее система получила Брюсселе а Золотой диплом. Сложнейшее электронное оборудование, использовавшееся в ней, обеспечивало полнодуплексную связь. Правда, изначально коммутация абонентов осуществлялась вручную девушками-телефонистками, но потом, по мере роста числа потребителей, их заменил автомат. Поскольку “Алтай” не предназначался для простых смертных (список абонентов утверждал аж Совмин), в него изначально были заложены функции, необходимые высшему руководству СССР: вызов по сокращенной нумерации, циркулярный вызов нескольких абонентов и передача им указаний одновременно, конференц-связь – переговоры сразу нескольких абонентов, и так далее.

С тех пор “Алтай” претерпел несколько серьезных модернизаций; одна из самых знаменательных произошла в 1980 году во время Московской Олимпиады. Важнейшим результатом этого преобразования стала возможность использования аппаратуры закрытия информации, благодаря чему список абонентов “Алтая” еще больше расширился – ими стали руководители крупных предприятий, правительственные чиновники, а также сотрудники военно-промышленного комплекса, городских служб и предприятий связи (Мосгортранс, Мосэнерго, дорожные службы, Скорая помощь, ГУВД, МГТС, МГРС, МДРСВ…). К 1994 г. “Алтай” работал в 120 городах СНГ, а 53% всех пользователей мобильной связи были именно его абонентами!

Еще одна коренная модернизация “Алтая” была завершена в 1995 году – в результате сегодня от старой системы остались лишь частоты и аналоговый принцип модуляции сигнала, в то время как все оборудование заменили системой Actionet производства Nokia, в которой использовались цифровые методы коммутации, вызова и идентификации абонента. Таким образом, московская сеть “Алтай”, по сути, стала сетью Actionet. В настоящее время российские разработки (вплоть до создания терминалов формата HANDY) используются главным образом в регионах.

Некоторое время назад совместно с тульскими разработчиками в сети АСВТ (самого крупного московского оператора этого типа связи) была внедрена система автоматического определения номера (АОН). На сегодняшний день пользователями этой сети являются крупнейшие межбанковские объединения, информационные агентства, посольства, торговые представительства, коммерческие структуры и частные лица.

ВОЗМОЖНОСТИ
Абонентом этой системы теперь может стать любой человек, получив при этом не только семизначный московский номер, но и такие возможности, как, например, передача факсов, доступ в интернет (на небольшой, правда, скорости – порядка 12 кбит/с) и подключение GPS-устройств. Появилась возможность установки общедоступных радиотаксофонов в тех районах, куда тянуть медную телефонную пару просто не выгодно (у оператора АСВТ в области уже установлено более 1000 таксофонов) или невозможно, например, на речных судах.

Предлагается и новая услуга для рядовых граждан – московский телефон на даче или в загородном доме всего за 5 дней, нужных главным образом для прохождения бюрократических процедур. Кроме того, нынешнюю сеть “Алтай” на базе оборудования Actionet теперь можно использовать и для всевозможных видов мониторинга и телеметрии (от установки датчиков на мостах до охранных и противопожарных систем).

Пришла радиосвязь даже в салоны трамваев и автобусов – поскольку зона покрытия стопроцентная, мобильный пользователь такой сети никогда не окажется “вне зоны обслуживания”. Еще одна из областей применения “Алтая” – корпоративные сети (вплоть до организации диспетчерских служб). Это может быть особенно полезно при обслуживании стройплощадок или массовых мероприятий. Дело в том, что к установленному в машине терминалу сегодня можно подключить базовую станцию стандарта DECT и, соответственно, несколько телефонов этого формата, что позволяет без каких-либо затрат организовывать мобильную связь на любом объекте при сохранении возможности выхода в общегородскую сеть. Трубки DECT имеют радиус действия до 800 метров прямой видимости и до 200 в условиях городской застройки. Вообще же к базовому модулю радиостанции возможно подключение практически любого телефона.

Применение “Алтая” на массовых мероприятиях дает абоненту огромное преимущество перед пользователями обычных сотовых сетей – эта связь никогда не откажет в сервисе даже при наплыве желающих поздравить всех знакомых с Новым годом. В экстренных случаях, если GSM оказывается недоступен, неработоспособен или даже специально отключен, также не обойтись без транкинговой связи – именно поэтому она, наряду с другими типами связи, присутствует в машинах инкассации, скорой помощи и служб спасения.

Помимо принципиально невозможного отказа соединения и сплошного покрытия Москвы и области (вплоть до водоемов и лесов), высокая доступность и пропускная способность московской сети “РусАлтай” достигается возможностью подключения ее абонентов в Цифровую сеть делового обслуживания “Искра”. Это позволяет избавиться от длительного дозвона, миновав перегруженный узел доступа к междугородной сети. Но все же самыми главными в “Алтае” являются функции, необходимые корпоративному заказчику, под которые, собственно, и создавалась вся сеть. Это групповой вызов, селекторные совещания, “просьба позвонить”, переадресация, закрытая корпоративная сеть и так далее.

ТЕХНОЛОГИИ
Современная радиотелефонная сеть, построенная на базе оборудования Actionet, – это система транкинговой радиосвязи стандарта МРТ-1327, то есть в ней осуществляется совместное использование выделенной полосы частот несколькими абонентами. Полоса частот, которую в свое время выделили “Алтаю”, находится в удачном диапазоне 300-330 МГц. Благодаря этому одна базовая станция, расположенная на высотном здании (самая первая БС “Алтая” была установлена на одной из московских сталинских высоток, затем ее перенесли на телебашню), “бьет” на 50-100 км, а связь практически не зависит от погодных условий и очень устойчива.

Кстати, передача речи аналоговая, поскольку это позволяет несколько сэкономить полосу пропускания в сравнении с “цифрой” (которая, тем не менее, тоже используется, но на оборудовании оператора или, например, для передачи номера вызываемого абонента). А качество передачи речи при устойчивой связи заметно лучше, чем в GSM-сетях. В принципе, для надежного покрытия Москвы хватило бы всего одной БС, всего же у основного поставщика услуг связи “Алтай” – компании АСВТ – установлено более 20 базовых станций, так что Московская область охвачена на 100%, причем никаких “белых пятен” в зоне охвата нет.

НЕДОСТАТКИ
Главный недостаток московской сети “Алтай”/Actionet является следствием его достоинств – большой радиус одной соты вынуждает использовать мощные мобильные терминалы. Эту систему весом около 3 кг вы можете установить только себе в автомобиль, на катер или поставить в загородном доме. Кроме того, существует ряд ограничений при подписании договора на установку такой мощной радиостанции (2 Вт) в машину: “при оборудовании транспортного средства газобаллонной аппаратурой, наличии диэлектрического люка или кузова терминальное оборудование не устанавливается”.

Конечно, телефоны “ручного” формата существуют, но их мощность и слабый аккумулятор просто не позволяют их полноценно использовать в московских сотах – радиус действия переносной трубки порядка 10 км. Кстати, отсюда следует и относительная экологическая безопасность этого вида связи – небольшая антенна на крыше автомобиля (25 см) или дачи гораздо меньше вредит здоровью, чем мобильник у самого уха или в кармане джинсов.

Терминалы снабжены собственным аккумулятором, так что 2-3 часа они могут работать автономно, например, если на даче вдруг пропало электричество. Еще один недостаток заключается в том, что обновления модельного ряда телефонов ждать пока не приходится. Как создала фирма Nokia два-три терминала (старый Nokia RD58, новый Nokia RD72 и стали, правда, появляться транкинговые аппараты Motorola) под частоты “Алтая”, так пока и придется ими пользоваться. Дело в том, что диапазон частот “Алтая” в других странах используется в основном военными, а потому гражданское оборудование под них практически не делается.

К сожалению, прелести роуминга также недоступны. Хотя сетей этого стандарта по стране создано немало, но если вы захотите, например, взять свой терминал куда-нибудь в экспедицию, то вам придется на месте переподключать его у нового оператора (при этом никаких SIM-карт пока не существует – код оператора прошивается непосредственно в сам аппарат). Кроме того, в интернете можно встретить и жалобы на качество связи, которое при слабом уровне сигнала оказывается зависимым от городской застройки и рельефа местности, так же, впрочем, как и другие мобильные средства связи.

ОПЕРАТОРЫ И ТАРИФЫ
Сегодня на московском рынке вы можете воспользоваться услугами двух крупных операторов транкинговых сетей – современных наследниц “Алтая” на базе Actionet – ОАО АСВТ (сеть “РусАлтай”, www.asvt.ru) и компании АМТ (www.amtmgts.com). Первая занимает примерно три четверти выделенных частот, имеет около 20 БС по всей области, соответственно и сеть у нее крупнее. В рамках компании АМТ работают 11 базовых станций в Москве, Люберцах, Пушкино, Долгопрудном, Солнечногорске, пос. Газопровод (Подольск, Троицк, Внуково), пос. Развилка (Домодедовское шоссе, Видное). Сети “РусАлтай” и АМТ имеют радиально-зональное построение, что обеспечивает качественную связь на обширной территории.

Цена одного терминала составляет порядка $400-500 при установке в машину. Если же вы решите ставить “Алтай” в загородный дом, то прибавьте сюда стоимость более сложной антенны – еще около $100-150.

Тарифные планы у обоих операторов радуют разнообразием. При установке домашнего телефона можно, например, организовать себе безлимитный доступ (за $80 в месяц, но при ограничении каждого сеанса связи двумя минутами), а можно всего за $17 в месяц получить 100 минут, но при превышении этого лимита придется платить 0,18 центов за минуту. Правда, за само подключение АМТ, чей тариф в данном случае мы приводим, берет $91. Если же ставить терминал в автомобиль, то единовременная плата существенно ниже – $62, а за $30 абонентской платы вы получаете только одно ограничение – каждый разговор не должен быть больше минуты, никакой иной платы АМТ с вас не возьмет.

Кстати, у обоих операторов есть и еще одна сугубо профессиональная услуга – мониторинг автомобильного транспорта. Вот как она описывается самим оператором: “Местоположение каждого автомобиля отражается на карте, выведенной на дисплей диспетчерского компьютера. Сеть радиосвязи позволяет непрерывно обмениваться речевой, текстовой и телеметрической информацией между автомобилем и абонентским диспетчерским пунктом.

В результате диспетчер имеет возможность, наряду с контролем передвижения автомобилей, отслеживать состояние его отдельных частей, например дверей, двигателя, груза, наличия топлива и так далее, и при необходимости принимать необходимые меры, соответствующие сложившейся ситуации”. Так что если вас заботит безопасность автоперевозок, то все, что для этого нужно, вы сможете получить благодаря транкинговой радиосети (в данном случае в связке с GPS-оборудованием). Обычные GSM-сети до этого пока не доросли.

Оператор АСВТ предлагает не менее привлекательные тарифы: безлимитный – за $83, “экономный” – 500 минут за $50, все последующие – $0,14 за минуту. Кроме того, в сети “РусАлтай” есть возможность взять телефон в аренду, скажем, на месяц, если вам по работе необходимо перемещаться в районах, не оборудованных GSM-сетями, или вы просто переезжаете летом на дачу.

Предусмотрены еще два варианта, при которых сам телефонный аппарат остается в собственности компании: вы платите за подключение $455 и получаете неограниченное время за $64 в месяц либо платите разово $2730 и за $5 получаете трафик без ограничений, кроме межгорода, разумеется.
Так что выбрать есть из чего. Конечно, разовые затраты при подключении к транкинговой сети сегодня оказываются существенно выше, чем в случае GSM. Сам Nokia RD72 стоит $472, к тому же вам придется потратиться на аксессуары при установке в машину или на дачу. Зато последующая эксплуатация телефона совсем не обременительна, а в ряде тарифов даже сравнима с обычными проводными линиями.

ПЕРСПЕКТИВЫ
Хотя некоторые эту систему называют морально устаревшей, ожидается, что и в будущем транкинговая радиотелефония будет жить. И АСВТ, и АМТ ищут способы применения нового оборудования и новых методов модуляции. Наиболее перспективным можно было бы считать применение CDMA, но этот путь наталкивается на преграды по разработке абонентских станций, так как данные частоты нигде в мире для этих целей не применяются. Кроме того, в Москве компания АМТ создает опытную зону полностью цифровой транкинговой связи открытого стандарта TETRA (диапазон 300-344 МГц), причем ожидается, что в этом случае эти частоты будут поддерживать ведущие мировые производители оборудования, а сеть в перспективе может стать федеральной.

Сеть профессиональной мобильной радиосвязи ЗАО “АМТ” на базе цифрового стандарта TETRA, по мнению компании, позволит существенно расширить спектр и качество предлагаемых услуг. Сохраняя все преимущества аналоговой транкинговой связи (такие как быстрое время установления связи (<300 мс), групповые, приоритетные вызовы и режим прямой связи), открытый цифровой стандарт TETRA существенно расширяет возможности сети за счет высокой защиты информации, передачи данных и гибкости предоставляемых услуг.

Сегодня же сети компаний АМТ и АСВТ общедоступны, и к ним может подключиться каждый, кому не хватает зоны охвата или устойчивости GSM-сетей. Причем, как мы уже говорили, перегрузка сети абонентами принципиально не допускается. Конечно, главным образом это профессионалы, а среди рядовых граждан, подключившихся к некогда рассчитанной исключительно на номенклатуру сети, иногда просматривается желание просто попижонить. Тем не менее, самая старая в стране сотовая сеть востребована и, возможно, именно вам или вашей организации она подойдет наилучшим образом.

Транкинг
Слово “транкинг” происходит от английского trunk – магистраль, ствол. Главный принцип организации транкинговой радиосвязи заключается в автоматическом назначении свободного частотного канала для каждого запроса и ответа. То есть в общем случае канал выбирается динамически – отдельно для приема, отдельно для передачи, причем если передача информации временно не производится, канал освобождается для других абонентов.

Основные преимущества транкинговой сети таковы:
– защита от прослушивания за счет динамического назначения канала и использования скремблеров;
– легкость организации как индивидуальных, так и групповых вызовов, конференц-связи;
– практически мгновенное соединение с абонентом;
– возможность передачи данных по радиоканалу;
– возможность реализации автоматической сигнализации о чрезвычайных ситуациях (например, режим “Человек упал” для ручных терминалов – если радиостанция какое-то время находится в горизонтальном, а не вертикальном положении, то автоматически передается сигнал тревоги);
– наличие системы приоритетов – абонент, которому нужно передать сигнал тревоги может прерывать менее важные соединения;
– легкость организации местной мобильной сети связи;
– рентабельность сети при небольшом числе абонентов.

Благодарности:
Редакция выражает благодарность Сергею Мишенкову и ОАО АСВТ, а также Юрию Лихачеву и ЗАО АМТ за помощь в подготовке материала.
Подключение к сети и обеспечение выхода на сеть общего пользования для Москвы бесплатно.

Абонентская плата:
– $83 – за все входящие и местные исходящие звонки,
– $50 – за 500 минут входящих и местных исходящих звонков,
– при превышении – $0,14 за минуту.
Разовые платежи:
– $50 – установка в офисе (квартире);
– $85 – установка в автомобиль;
– $15 – регистрация радиосредств;
– $5 – подключение к сети междугородной связи;
– $15 – подключение к сети международной связи;
– $3 – замена тарифного плана.

Все цены указаны без НДС и НсП.