11 лет назад 10 декабря 2007 в 18:05 50

О настоящем

Автор: Сергей Трошин

Если вы счастливый пользователь какой-либо локальной сети более-менее приличного размера, то наверняка уже почувствовали вкус к фильмам высокого разрешения – непременному атрибуту многочисленных FTP-серверов городских локалок. Конечно, 4-8-гигабайтных HD-фильмов в сетках пока еще гораздо меньше, чем привычных DivX. Но если ваш ПК достаточно мощный, то вы, скорее всего, уже поняли, что по качеству с HD не сравнится ни DivX, ни DVD. А потому хотя бы на культовые фильмы вроде “Матрицы”, “Бегущего по лезвию бритвы” или “Терминатора” вполне есть смысл потратить еще одну болванку, получив максимально возможное на сегодняшний день качество.

Но вот действительно ли получаемое вами качество максимально возможное? И действительно ли его так легко получить? Попробуем разобраться, что же такое High Definition и какое отношение к нему имеет то, что в наших локалках обычно называют HDTV-фильмами.

Сегодня, на мой взгляд, можно выделить три основных типа HD-видео, то есть видео, имеющего разрешение 1280×720 и выше. Это фильмы, записанные на диски HD DVD и Blu-ray (или – теоретически – на менее известные конкурентные CH-DVD, EVD, HD VMD, WMV HD DVD-ROM и FVD), это фильмы, транслируемые по HD-телеканалам (спутниковым, кабельным, эфирным либо через интернет), и так называемые рипы – первые два варианта, только пережатые видеопиратами с помощью более эффективных кодеков или просто с меньшим битрейтом для уменьшения размера файла. Именно с последними мы обычно и имеем дело. Плюс еще источником HD-видео могут быть игровые видеоприставки, HDV-видеокамеры и самых разных форматов ролики-трейлеры новых фильмов и игр.

HD DVD и Blu-ray

Появившись в 2006 году, эти два формата оптических носителей большой емкости спроецировали конкурентную борьбу их разработчиков в умы пользователей по всему миру. Что выбрать – HD DVD или Blu-ray – в отсутствие мультиформатных проигрывателей (по крайней мере, по разумным ценам) придется решать каждому, кто намерен приобщиться к настоящему HD. И самые смелые идут даже на такой шаг, как приобретение сразу двух устройств разных типов. Переход от 576/480 строк в DVD на 1080 в HD того стоит, считают они. Но не нужно забывать, что если вы намерены смотреть HD-видео на компьютере, то придется потратиться не только на приводы, но и на другое железо – начиная с видеокарты с интерфейсом HDMI 1.3 и поддержкой HDCP и заканчивая апгрейдом всей системы – HD для комфортного просмотра требует весьма неслабых конфигураций. О LCD-панели и акустике 7.1 вообще лучше не думать… Знатоки уверяют, что на устройствах отображения размером меньше 50” полного кайфа от Full HD не получишь. Так что затраты внушительные. Возможно, еще и поэтому ветки форумов на тему “что лучше – HD DVD или Blu-ray” похожи на полемику шизофреников – так яростно народ боится прогадать, потратив всю имеющуюся наличность на аутсайдера.

Но на самом деле выживут, пожалуй, оба формата. И определить, какой из них лучше, а какой хуже, невозможно. Оба не лишены достоинств и недостатков. Чаще, правда, пока ругают Blu-ray – мол, и плейеры дороже, и диски гниют со временем, и защитный слой на диске тонковат (0,1 мм против 0,6 у HD DVD и обычного DVD), и стандартизация авторинга отсутствует (при работе с меню нередки зависания), и региональная защита имеется (у HD DVD ее изначально не было, но этот вопрос еще прорабатывается), и новая система защиты от копирования BD+ несовместима с большинством домашних видеоплейеров (штатная система обоих форматов – AACS – взломана в январе 2007 года), и поддержки интерактива пока нет. Много ругали Sony за первые релизы – за жуткий трансфер “Пятого элемента” и плохое MPEG-2-кодирование. На HD DVD с самого начала использовался главным образом более современный кодек VC-1, обладающий лучшим сжатием (в отличие от Blu-ray, MPEG-2 на HD DVD просто не помещался бы, впрочем, некоторые ругают VC-1 за якобы блеклость цветов). Сейчас и на Blu-ray все чаще выбирают VC-1 (говорят, что, используя MPEG-2, Sony экономила на лицензионных отчислениях), разработанный Microsoft и основанный на WMV-9 кодек (кроме того, на HD DVD и Blu-ray сейчас все шире используется MPEG-4 AVC, он же – H.264, чуть более качественный и очень ресурсоемкий кодек, впрочем, специалисты Sony считают, что на высоких битрейтах MPEG-2 лучше, чем VC-1/H.264).

Зато HD DVD нередко чуть хуже оформлены, изначально меньшей емкости (15 Гб на слой против 25 у BD), а потому там, где на BD нужен только один слой, здесь потребуется два (но зато получаем 30 Гб двухслойного HD DVD против 25 Гб однослойного BD, а это и есть средний размер фильма), а порой возникает необходимость аж в трехслойных, а потому не очень надежных дисках. Почти не используемое на HD DVD кодирование в MPEG-2 менее ресурсоемкое, нежели VC-1/H.264, и не требует сложных декодеров. Плейеры HD DVD пока выглядят похуже, чем Blu-ray, да и вообще железа для последнего побольше. К тому же на 50-гигабайтных Blu-ray-дисках часто можно видеть несжатое аудио, которое на HD DVD уже просто не влезает, а для не очень современного оборудования PCM-формат является очень неплохим вариантом. Вообще, объемы Blu-ray позволяют размещать на нем кучу звуковых дорожек и дополнительных материалов. Да и настойчивость Sony в продвижении Blu-ray, пожалуй, повыше, чем у Toshiba с ее HD DVD.

Цены на диски обоих форматов сейчас практически одинаковые (порядка 900 р.), так что тут формат роли не играет (впрочем, некоторые российские заводы уже начали апгрейд для производства HD DVD, что гораздо проще, чем переход на Blu-ray, так что есть вероятность, что HD DVD станет более доступен по цене). Гораздо хуже, что ведущие киностудии довольно резко разбились на два лагеря. А это значит, что, купив HD DVD, вы не сможете смотреть релизы студий 20th Century Fox, Disney/Buena Vista, Lionsgate, MGM/UA, Sony Pictures, а выбрав Blu-ray, сразу потеряете доступ к фильмам DreamWorks, Paramount, Universal, Weinstein Company. Так что тут вся надежда на мультиформатные плейеры или изменение политики киностудий.

ЖЕЛЕЗО

Еще одна проблема, которая потенциально встанет перед пользователем новых форматов и которая неразрывно связана с HD DVD и Blu-ray – оборудование. И в первую очередь это подключение к телевизору (или проектору). Дело в том, что при подключении через D-SUB/VGA/Analog или в отсутствие у вашей видеокарты, плейера, ресивера или монитора поддержки HDCP (High-Bandwidth Digital Content Protection, HDCP-совместимость обязательна для получения логотипа “HD Ready”) при работе по цифровым DVI-D/HDMI (а HDMI по всему тракту при этом нужно иметь версии 1.3 и выше) вы можете получить лишь низкокачественное изображение (960×540, то есть четверть от 1920×1080) либо вообще черный экран. Кроме того, студии имеют возможность вносить еще и искажения картинки или выводить какие-то сообщения на экран. И такое происходит даже при использовании софтовых плейеров. Тот же PowerDVD Ultra откажется работать без поддержки HDCP при подключении по цифре, а при использовании VGA-интерфейса выдаст видео ограниченного разрешения. К счастью, пока у народа много “устаревшего” оборудования (а даже некоторые игровые приставки нового поколения изначально не поддерживают HDCP). Некоторые создатели контента весной 2006 года заявили, что не будут использовать специальную метку Image Constraint Token (ICT), которая и заставляет плейер отслеживать “кошерность” пути сигнала. И вроде бы обещали не ставить ее вплоть до 2012 года (arstechnica.com/news.ars/post/20060521-6880.html). Пока диски с ITC и еще одной меткой – DOT (Digital Only Token), которая вообще запрещает вывод незащищенного аналогового сигнала, не попадаются, но лично я что-то не очень верю, что альтруизм голливудских акул продлится долго.

Сам выбор телевизора тоже не так прост. Большинство моделей сейчас имеют разрешение лишь 720 строк (пресловутый HD Ready), а те, что имеют матрицу 1920х1080, очень дороги. И даже если вы выберете модель, способную отображать полноценные 1080 строк, будет ли она поддерживать прогрессивную развертку 1080p или только чересстрочную 1080i, сможет ли при максимальном разрешении выдавать 50 и 60 кадров в чересстрочном режиме и 24 в прогрессивном?

Дело в том, что уже набивший оскомину вопрос – что лучше, 720p или 1080i (многие утверждали, что прогрессивное изображение смотрится более выгодно, чем чересстрочное, пусть даже с вдвое большим числом пикселей; фактически же у 1080i лучше оказывается разрешение по горизонтали, а у 720p – по вертикали) – был решен только с появлением Full HD (Full HDTV, True HDTV) – стандарта развертки 1080p. Этот вариант на сегодня определенно наилучший. Но и тут не все гладко. Оказывается, например, что во многих проигрывателях сигнал внутри проходит преобразование 1080p (запись на диске) -> 1080i (распространенный чипсет от Broadcom в отличие, скажем, от чипсета Sigma 8634 не поддерживает 1080p) -> 1080p (вывод после программного/аппаратного деинтерлейсинга). И оказывается, что не очень качественный деинтерлейсинг, производимый плейером, на экране выглядит хуже, чем чересстрочная развертка.

И даже если вы купите “честный” плейер и телевизор, поддерживающий 1080p, не факт, что останетесь довольны. В относительно недорогих (если здесь вообще применимо это понятие) моделях телевизоров львиную долю стоимости может отнимать матрица, а “мозги” могут комплектоваться по остаточному принципу. В результате – поганое качество обычных каналов, плохое масштабирование (многие фильмы идут не в формате 16:9 (1,78:1), а, например, в 2,35:1, 1,66:1, 1,85:1) и прочие прелести. Кстати, вы видели, в какую жуть превращаются передачи формата 4:3 на широкоэкранном телевизоре? А слышали, что внутри телевизора может происходить принудительное понижение разрешения картинки для ее обработки всяческими “улучшателями” изображения (технология Pixel Plus 2)?

Наконец, звук – еще одна головная боль. Логично считать, что вместе с HD-видео должен воспроизводиться и звук, сжатый не привычным AC3, а продвинутыми loseless-кодеками, такими как Dolby True HD. И тут опять встает проблема железа – надо быть уверенным, что все имеющееся оборудование обеспечивает работу с новыми форматами звука, а такого пока очень и очень мало.

РИПЫ

Несмотря на то что качество скачиваемых сегодня из локалок HD-фильмов нам кажется верхом совершенства, надо понимать, что 4- или даже 8-гигабайтный фильм (расширение файла чаще всего AVI, MKV, MP4) не может сравниться ни по качеству, ни по содержимому с материалом, находящимся на носителе объемом от 15 до 50 Гб. И таких пережатых рипов сегодня большинство (кстати, встречаются и HD-фильмы, записанные на обычные DVD в форматах WMV HD или DivX HD, есть и бытовые проигрыватели для их воспроизведения, например Kiss DP- 600). Конечно, встречаются рипы непережатые, почти один в один (файлы с расширением EVO, TS, M2TS), достаточно прогуляться по трекерам hdbits.org или hdtracker.ru. Но их не так много, скачивать такие объемы очень тяжело, да и сколько влезет 15-20-гиговых фильмов (из исходных 25 Гб обычно вырезаются дополнительные материалы, отсюда, собственно, и название – рип (от англ. ripping – отрывать)) на винчестер объемом 500 Гб?

Проблемы с воспроизведением тоже имеются. Все-таки HD-видео тяжеловато для ПК не первой свежести, а настройка системы на максимум производительности при декодировании HD-видео далеко не тривиальна (читайте, например, www.hdtv.net.ua/nastroika_new.html).

Но зато экономия налицо (если не учитывать апгрейд железа) – хранить фильмы на винчестере получается все же выгоднее. К тому же здесь не надо думать о технологиях защиты контента: рипы воспроизведет любой приличный софтовый плейер, был бы хороший монитор, подключение которого в данном случае тоже серьезной проблемой не является. И главное – нет проблемы ассортимента. Загляните на era-hd.ru – сколько на сегодня релизов с русской звуковой дорожкой? А к рипу можно без проблем прикрутить любой звук (банально берется с такого же DVD-диска), любые субтитры. Более того, на русских трекерах все это уже сделано, и не надо париться.

Кстати, рипать не так уж и сложно – небезызвестная утилита AnyDVD-HD позволяет это делать, вообще не задумываясь о чем-либо. Кроме того, при использовании AnyDVD-HD появляется возможность смотреть защищенное HD-видео на “железе”, не имеющем поддержки HDCP!

СПУТНИКОВОЕ И ВЕЩАТЕЛЬНОЕ HD

О поддержке HDTV уже заявляли некоторые отечественные компании, имеющие отношение к телевидению. “КОСМОС-ТВ” планирует начать вещание трех каналов, для приема которых пользователю помимо HD-телевизора придется разжиться специальным декодером. Еще раньше вещание HD-телепрограмм начал “НТВ Плюс”. Здесь в наличии защита HDCP, три канала, но уже работающих – “НD Спорт”, “НD Кино” и “НD Life”. Но работает это пока только с одним, далеко не лучшим ресивером (стоит порядка 16 тысяч рублей), примерно за 1000 рублей в месяц. Чтобы понять, что вы получите за эти деньги и стоит ли оно того, есть смысл сначала почитать форум на сайте “HTB Плюс” (www.ntvplus.ru/forum?forum_id=261). Ведутся работы и на других эфирных каналах, а “Корбина Телеком” намерена вещать HDTV по своей кабельной сети, так что сочинскую олимпиаду мы увидим уже в HDTV. На спутниках же HD представлено уже достаточно неплохо, хоть и на буржуйских языках, жаль только, что в России возможен прием лишь небольшой их части.

Но тут, если отвлечься, наконец, от “железа”, две основные проблемы: HD-каналы платные, и качество даже сигнала 1080i оказывается порой на уровне заурядного рипа. Полосы пропускания канала просто не хватает. Поэтому либо вещание идет в оптимальном для спутника формате 720р, либо компаниям приходится идти на всевозможные ухищрения, придумывая нестандартные разрешения типа 1440х1080.

Как видите, вопросов это новое явление – видео высокой четкости – ставит не просто много, а очень много. И в этом номере лишь наша первая попытка разобраться с частью из них. По мере развития технологии, роста ее популярности и появления новых устройств, думаю, мы еще не раз будем поднимать эту тему. Но уже сейчас мы можем приобщаться к High Definition. Хотя бы благодаря содержимому FTP-серверов наших локальных сетей. Да и интернет-телевидение в формате HD, говорят, не за горами – тут “Стрим-ТВ” впереди планеты всей, но канала 9 Мбит/c для Full HD, конечно, не хватит. Решением может стать ADSL2+, способный прокачать до 25 Мбит/c.

Материалы по теме

www.digital-digest.com/highdefdvd/faq.html

– www.dvdloc8.com/list_blu-ray.php

– www.dvdloc8.com/list_hd_dvd.php

www.samsung.ru/press/clipping/bluray/14104.html

– www.eicta.org/web/news/telecharger.php?iddoc=384

www.thelookandsoundofperfect.com

www.highdefdigest.com

– hdbits.org

– hdtracker.ru

– www.transtec.nl/download.php?id=189&file=Pro%2Fdolby%2FTrueHDFAQ.pdf

– en.wikipedia.org/wiki/Blu-ray_Disc

en.wikipedia.org/wiki/Digital_Theater_System

en.wikipedia.org/wiki/Dolby_TrueHD

en.wikipedia.org/wiki/Dolby_Digital

en.wikipedia.org/wiki/HD_DVD

www.avsforum.com/avs-vb/showthread.php?t=789994

www.avsforum.com/avs-vb/showthread.php?t=738511

www.dts.com/dts-hd/dtshd-master-audio-with-existing-receiver.php

en.wikipedia.org/wiki/WMVHD

dom.hi-fi.ru/forum/6/62578

Аббревиатура HD DVD расшифровывается как High Density Digital Versatile Disc, но не как High Definition Digital Versatile Disc.

Blu-ray в переводе – “голубой луч”. Слово “blue” изменено для регистрации торговой марки.

В Японии работают над стандартом UHDTV (U – Ultra), максимальное разрешение которого – 7680 на 4320 точек. И поговаривают уже о технологиях 4K и 5K: 3112×4096 и 2500×5000, а это более 12 Мпикс.!

Телевидение стандартной четкости тоже имеет свое название – SDTV.

HDMI – High Definition Multimedia Interface, пропускная способность версии 1.3 до 10,2 Гб/с.

Мы будем считать, что Full HD – это устройства, способные полноценно работать с сигналом 1080p на всем протяжении видеотракта.

DVD-плейеры обеспечивали скорость до 11 Мбит/с, HD DVD способны передавать до 36 Мбит/с, а Blu-ray – до 54 Мбит/с для аудио/видео и 36 Мбит/с для данных.

С появлением Full HD важным фактором становится качество трансфера с пленки на HD-носители.