11 лет назад 10 февраля 2008 в 14:43 53

Цена прогноза


Автор: Стэн Духанов

12 месяцев назад мы взяли на себя смелость предположить, что нам принесет 2007 год. теперь самое время проверить, сбылись ли наши прогнозы.

VISTA

В конце 2006-го все с нетерпением ждали Windows Vista и гадали, насколько хороша будет система, что она принесет нам нового, неизведанного, как отразится переход на нее на рабочем процессе и на нашем досуге. Мы писали о таких полезных и, без сомнения, важных вещах, как сетевые хранилища информации, беспарольные системы аутентификации, упрощенная коммуникабельность, отображение топологии сети, вспомогательные дисплеи, позволяющие работать с выключенным компьютером, и о некоторых других новинках операционки от Microsoft. Вопрос ставился ясный и конкретный: “Сделает ли все это нас более счастливыми?”. Однако ушедший год вместо ответов сформировал другой, более общий вопрос: “А нужна ли нам Vista вообще?”

И вы знаете, пока на этот вопрос, по крайней мере у нас, нет ответа. Основная тенденция года, связанная с Vista – осторожность со стороны пользователей в деле перехода на новую ОС. Внушительные системные требования, далеко не полная совместимость со многими программными продуктами, усложненная система активации лицензионных копий – все это так напрягло пользователя, что некоторые производители принялись втихую даунгрейдить операционные системы на своих машинах, особенно портативных, до старой доброй XP. В этом деле были замечены Fujitsu, Hewlett-Packard, Dell и несколько других компаний.

Аргументы просты: ну зачем представителям малого и среднего бизнеса тяжелая система с графическими наворотами? Кроме того, новая ОС позиционировалась как “спасительница” PC-игр, вовсю зажимаемых консолями, но и эта миссия пока остается невыполненной – хотя бы потому, что даже сейчас, в 2008-ом, машины и игры, способные показать возможности DirectX 10, еще довольно редки, а разработчики игр для PC неплохо себя чувствуют и в онлайне.

Иными словами, время Vista, похоже, еще не пришло.

PLAYSTATION 3

Только что вышедшая в 2006-м году Sony PS3 также задала много вопросов. Дефицит “голубых лазеров” для Blu-ray-приводов и нехватка самих консолей, приведшие к переносу европейского релиза, многомиллионным убыткам и большему отставанию в продажах от Nintendo Wii, навевали скептическое настроение не только на нас, но и всех остальных журналистов и экспертов, писавших об игровом рынке. Оно и понятно – крайне не впечатляющие цифры мировых продаж, баснословная цена на консоль и игры для нее просто не могли давать поводов для оптимизма. Вполне справедливо не испытывали его и мы, говоря в своем материале о перспективах российского рынка PS3, поскольку сложно было представить очередь из среднестатистических россиян возле магазина, где продается консоль за более чем 500 долларов. Однако в России новая PlayStation с апреля по декабрь ушедшего года продалась, по нашей информации, тиражом почти 55 000 штук (продажи сдерживаются дефицитом консолей). Много это или мало, судите сами. Медленный, но верный рост продаж, вызванный снижением дефицита и планомерным уменьшением стоимости консоли, демонстрировала PS3 и в России, и в других странах, хотя она все еще сильно отстает от Nintendo.

О чем не забывала и армия скептиков, и маленький, но гордый отряд оптимистов, так это об огромном потенциале, скрытом в консоли от Sony. Высокую производительность и мультифункциональность приставки сбросить со счетов невозможно – это ее главные преимущества перед конкурентами – PS3 останется актуальной еще очень долго, в отличие от Xbox 360 и тем более Wii. Поэтому если сравнивать положение PS3 сегодня и год назад, то можно говорить, скорее, о положительных тенденциях, чем об отрицательных. Кроме того, в прошлом году продажи Blu-ray-дисков росли вдвое быстрее, чем HD DVD, и если эта тенденция будет сохраняться, то удешевление носителя, а значит, и приводов, и игрового дистрибутива для PS3, неминуемо. Sony вложила в свою консоль слишком много денег, чтобы бросить ее на растерзание конкурентам.

HD DVD, BLU-RAY И ДРУГИЕ

“Кажется, уже всем ясно. Лагерь Blu-ray не собирается договариваться с группировкой HD DVD” – начал Александр Минаев свою статью год назад. Сегодня можно сказать, что слова эти все еще актуальны. Несмотря на то что в качестве бескровного завершения войны форматов мы небезосновательно рассматривали использование гибридных носителей, способных сочетать в себе оба формата, 2007 год все же прошел под знаком соперничества двух основных лагерей и закончился неожиданно для обеих сторон. В начале прошлого года, популярность Blu-ray в основном из-за технических проблем у Sony несколько снизилась по отношению к более дешевому и в плане приводов, и в плане носителей HD DVD, однако конец 2007-го продемонстрировал совершенно иную картину. По информации журнала Home Media Magazine, в прошедшем году в одних только США было приобретено 2,6 млн фильмов на Blu-ray против 1,4 млн копий на HD DVD. При этом нужно учитывать, что игры для PlayStation 3, многие из которых расходятся тиражами в миллион, а то и больше, в Home Media Magazine не учли, в то время как HD DVD пока на игровом рынке и не валялся. Кроме того, одна из крупнейших американских кинокомпаний – Warner, пока продающая контент в обоих форматах, но будучи ведущим продавцом фильмов в формате Blu-ray, устами вице-президента отдела HD-мультимедиа компании Warner Home Video намекнула, что, скорее всего, сделает окончательный выбор в пользу Blu-ray.

Впрочем, многие аналитики уверены, что ситуация изменится в текущем году, прежде всего, благодаря выпуску новых носителей HD DVD, обладающих набором более продвинутых, чем у Blu-ray, функций вроде Transformers Heads Up Display в фильме “Трансформеры”, вышедшем на HD DVD в октябре прошлого года. К тому же не стоит забывать, что разница между ценами на плейеры Blu-ray и HD DVD в некоторых случаях достигает $500 в пользу HD DVD. В общем, война форматов не закончилась в 2007-ом и как будто не думает сделать это в 2008-м.

БАТАРЕЙКИ

В прошлом году мы также писали об альтернативных источниках энергии, которые могли бы быть использованы в качестве питания для всевозможной электроники. Тогда, в начале 2007 года, рассчитывать в данной сфере было на что: планы Casio, Samsung, Hitachi, Toshiba и других встраивать в свою продукцию новые, более компактные, метаноловые батареи, прототип ноутбука LG, работающий на спирте, эксперименты NEC с нанотрубками, опыты с водородом – все это вполне внушало некоторый оптимизм по поводу ближайшего энергетического будущего. Однако сегодня ясно, что никто, даже те, кто обещал запустить энергоносители на топливных элементах в серию уже в 2007 году, еще толком не готов к замене лития на органику.

Спустя год после громких анонсов революционных источников энергии, страсти вокруг них поутихли. Возможно, это произошло потому, что мировое сообщество более или менее успокоилось по поводу высоких цен на нефть и агрессивной политики стран-поставщиков, ситуация на Ближнем Востоке и, в частности, в Ираке перестала носить критический характер, а глобальное потепление если и наступает, то пока весьма незаметно для тех, кому нужна дешевая энергия. Да и спирт, на котором должны были работать большинство новых батарей, огнеопасен… В общем, IT-индустрия пока не особенно нуждается в альтернативных источниках питания и потому не стремится активно их внедрять.

Но разработки, само собой, ведутся. Так, Sony, крупно погоревшая на аккумуляторах пару лет назад (история с бракованными батареями для ноутбуков), похоже, решила реабилитировать себя на ниве альтернативных источников питания, разработав батарейку на сахаре. Устройство содержит пару областей ферментов, сосредоточенных вокруг целлофанового сепаратора. Один фермент разлагает сахар с выделением ионов водорода и электронов, а другой обеспечивает возможность кислороду связать водород в воду. Особые мембраны-медиаторы пропускают электроны к аноду и выводят их с катода, в результате чего получается ток цепи. Одна ячейка такой биобатарейки обеспечивает мощность равную 50 мВт. Четыре элемента, соединенных последовательно, позволяют работать MP3-плейеру. Технология работает даже на воде с разведенным в ней сахаром, о чем свидетельствует видео на сайте производителя, но речь о коммерческом выпуске таких источников питания пока не идет.

Большие надежды возлагаются на популярные сегодня нанотехнологии, но и в данной области все пока только на стадии прототипных разработок. Ученые из немецкой научной лаборатории “Креавис”, занимающиеся коммерческой адаптацией всевозможных научных разработок, говорят, что обычно между появлением прототипа технологии и законченного продукта, готового для серийного производства, проходит около трех лет. Так что всем нам стоит запастись терпением и греться перспективами, которые вот-вот откроются – эксперты подсчитали, что к 2015 году емкость рынка “альтернативных” батарей во всем мире составит 7,4 млрд. евро.

GALILEO И ГЛОНАСС

Автор: Александр Минаев

Запуск этих систем планировался, соответственно, в 2007-ом и 2008-ом годах. Сегодня известно, что, по крайней мере, одна из этих дат будет серьезно просрочена. Из-за разногласий, возникших между участниками европейского проекта (претензии со стороны США, судебные разбирательства, связанные с правами на название системы и т. д.), срок ввода Galileo передвинулся аж на 2013 год. Эту дату одобрили в середине декабря ушедшего года лидеры 27 стран-членов Евросоюза, собравшись на саммите в Брюсселе. На реализацию проекта из общего бюджета ЕС в 2007-2013 годах потратят 2,4 млрд. евро. Деньги уйдут на вывод на околоземную орбиту 30 спутников – именно столько необходимо для обеспечения полного покрытия поверхности планеты и создания сопутствующей инфраструктуры.

На фоне огромной задержки ввода в эксплуатацию Galileo ГЛОНАСС движется к простому пользователю буквально бегом – в России, похоже, вплотную занялись реанимацией проекта, существующего аж с семидесятых и работающего на военную промышленность с 1995 года. Как известно, с 1 января прошлого года ГЛОНАСС открыта для всех, а точность определения местоположения повышена с существовавших ранее тридцати метров до одного-двух. Кроме того, в конце декабря 2007 года на орбиту были выведены еще три спутника системы, которые расширили группировку до 17 штук. Это почти идеальное (добавить один спутник и будет идеальное) количество, необходимое для покрытия всей территории Российской Федерации, однако для того чтобы обеспечить ровное планетарное покрытие и тем самым стать полноправным конкурентом системы GPS, ГЛОНАССу нужно еще семь спутников, которые по плану будут выведены на орбиту до 2009 года. Помимо этого, еще до декабрьского запуска тройки новых спутников в России был создан первый ГЛОНАСС-оператор – “Навигационно-информационные системы”.

Однако самая главная проблема ГЛОНАСС и сегодня, и год назад – приемники сигнала. Универсальные устройства, конечно, существуют и продаются – примерно по $500 за комплект. Но совершенно ясно, что современный формат навигационного устройства – это сотовая трубка или карманный компьютер с модулем навигации. В телефонах со встроенным ГЛОНАСС-модулем аналитики пока не видят перспективы, поскольку ГЛОНАССу все еще не удается достичь сравнимого с GPS соотношения точность/цена. Плюс ко всему в России есть только один производитель, способный выпустить нужный аппарат – это Sitronics, но и эта компания не спешит объявлять релиз, сомневаясь по тем же, что и аналитики, причинам. Призрачная, но вместе с тем реальная надежда на изменение ситуации в лучшую сторону таится в Азии – если азиатские страны сочтут выгодным начать производство телефонов и коммуникаторов с нашей системой, то большинство вопросов отпадет само собой, и наступит новое время – монополия GPS падет, а гибридные приемники позволят нам всегда знать, где мы находимся.

ИГРЫ

Как мы и предполагали год назад, для игрового мира 2007 год стал действительно жарким – на рынок наконец вышли и принялись ожесточенно биться за пользователей все три консоли, состоялся релиз Windows Vista с ее DirectX 10, было выпущено и анонсировано несколько громких игровых проектов. Однако из семи игр, которые год назад мы представили в качестве главных игропроектов-2007, свет в ушедшем году увидели только три. Год назад компания Valve анонсировала сразу три игры: в начале года должен был выйти Half Life 2: Episode Two и Portal, а в конце – Half-Life 2: Episode Three. На поверку свет увидели только первые две игры, а третий эпизод Half-Life 2 перенесен на год.

Психологический триллер от создателей Max Payne – Alan Wake – должен был стать одной из первых игр, демонстрировавших прелести DirectX 10, но теперь уже доподлинно известно, что раньше, чем в первом квартале 2008 года, эту игру не увидеть. Примерно в то же время обладатели PC смогут поиграть в духовного и в чем-то визуального продолжателя игр Prince of Persia, Theif и Hitman – Assassin’s Creed. На консолях (PS 3 и Xbox 360) она вышла в ноябре 2007 года, а вот PC-версии приходится ждать. Тем не менее проект действительно оказался достойным звания одного из главных за целый год, поскольку его разработчики сумели включить в него и лихо закрученный и интересный сюжет, и головокружительные погони, драки в лучших голливудских традициях и, конечно, оригинальный и аутентичный stealth-элемент, обязательный для любого наемного убийцы.

Один из самых интересных игровых проектов последних нескольких лет – симулятор жизни Spore – так и не вышел в 2007 году. 12 месяцев назад мы, руководствуясь пресс-релизами от разработчиков, написали, что разработчик игры, гениальный автор серии Sims, Уилл Райт заканчивает работу над своим шедевром. Что ж. По сути, то же самое можно сказать и теперь – он все еще заканчивает игру. Впрочем, проект, который в своих рамках обещает игроку возможность делать ВСЕ, что ему заблагорассудится, не грех и подождать. Точно так же, как пришлось подождать тем, кто надеялся увидеть игру Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots в 2007 году, на который она была анонсирована ранее. И новых приключений Снейка придется ждать как минимум до лета текущего года – мастер Хидео Кодзима явно не любит спешки. Ждать – это все, что остается геймерам в данной ситуации, а игровая индустрия прошедшим годом подтвердила, что является настолько изменчивой и непостоянной вещью, что сколько-нибудь точному прогнозированию не поддается.

IPHONE!

“Когда выйдет этот номер, вы, возможно, уже будете знать все о мобильном телефоне от Apple” – писала Лена Фролова во вступлении к своей статье ровно год назад. Зимой-весной 2007 об iPhone действительно стало известно больше, чем раньше, однако релиз состоялся только в июне. Мы выразили некоторые опасения по поводу того, что из-за слишком больших ожиданий и надежд, возложенных фанатами на новый продукт от Apple, он в итоге может разочаровать всех и провалиться. Но эти опасения были напрасными, поскольку ничего кроме многочисленных “охов” и “ахов” с самого первого скриншота и до первого дня продаж iPhone не вызывал. Конечно, у телефона нашлись свои недостатки: не поддерживает 3G, привязан к одному сотовому оператору, требует активации через iTunes, не продался в первый день миллионными тиражами и так далее. Зато своим дизайном он задал целую моду, которую подхватили другие производители мобильников – модели с полностью сенсорными дисплеями поперли, как грибы после дождя. Apple во второй раз после iPod сумела произвести на свет не просто очередной электронный гаджет, но еще одну страницу в истории IT-индустрии, еще раз доказав, как это важно для бизнеса – иметь собственный оригинальный взгляд на вещи. И то, насколько iPhone является успешным телефоном, можно будет определить только после того, как он будет официально продаваться во всем мире, чего мы и ожидаем в 2008 году.