13 лет назад 15 мая 2006 в 21:55 120

В конце декабря 1906 года в штате массачусетс, сша, со станции “брант рок” на радиочастотах заиграла музыка, заговорили и запели голоса. Это был первый в мире опыт полноценного радиовещания, которое очень быстро завоевало все континенты. И вот через столетие мы входим в эру нового – цифрового радио. Что же окажется в наших ушах?

За последнее время слово “цифра” стало магическим, его “как бы” синонимы – качество, выбор и свобода. Поставьте его рядом со словом “радио” – цифровое радио. И в ту же секунду проговорите Digital Audio Broadcasting, Digital Radio Mondiale, Podcasting. Ничего, что в первый раз споткнулись, зато уже знаете, с чем придется столкнуться в ближайшее время. Тем более что у первых двух видов вещания есть приятные для слуха и языка аббревиатуры: DAB и DRM, а третье уже закрепилось в российской словесности просто как “подкастинг”.

DAB
DAB расположится в нашей стране на частотах 174-230 МГц совместно с DVB-T (цифровым телевидением), и сказать, сколько выделят частотного ресурса именно под радио, пока невозможно, так как здесь мы соприкоснемся с министерскими реалиями нашей страны. Впрочем, на начальном этапе не столь важно, 50 или 100 станций наводнят эфир, зато интересно, каким образом его поймать и в чем же его преимущества.

Стандарт DAB имеет еще одно название по классификации Европейского радиовещательного союза (EBU) – Eureka 147. Так назывался проект, который начали в 1987 году более пятидесяти компаний из Европы и Америки. В 1997 году разработки были доведены до ума, и система была принята и рекомендована для внедрения во всем мире.

Кстати, следует знать, что в разных странах используются порой неодинаковые частотные диапазоны. Например, в Великобритании это так называемый диапазон Band III (как и в России), а вот в Канаде, Австралии и некоторых странах Европы принят L-диапазон (1452-1492 МГц). Сам стандарт вообще не ставит каких-либо условий к частотным ресурсам, но потребителям от этого не легче. Видимо, производители приемников (как и в других областях техники – тот же GSM со своими 800, 1800, и 900 Гц) будут выпускать комбайны, способные принимать несколько диапазонов, что, вероятнее всего, скажется на цене.

Впрочем, и в настоящее время ситуация с деньгами “за вход” непростая. Несмотря на то что приверженцы DAB-вещания рапортуют о появлении приемников стоимостью 15 евро, речь идет только о схеме с процессором. А когда все это упаковывается в приятную упаковку и снабжается вразумительным интерфейсом, цена одного устройства легко берет планку в 150 евро. Единственное, что обнадеживает – это огромный потенциал рынка. По всем экономическим законам, когда развитие DAB приведет к взрывному спросу на приемники и за дело возьмутся глобальные компании, пока только поглядывающие в эту сторону, у цен наступит декаданс. Правда, нашим читателям повезет больше, разнокалиберные компьютерные тюнеры будут заметно дешевле, ведь они и есть те самые “схемы с процессором”. Но все же основное ударное производство придется на автомобильные ресиверы, ведь именно здесь проявятся самые удобные для потребителя качества DAB.

Достоинств, как говорят, у DAB-вещания много: станционное изобилие, высокое качество сигнала (сравнимое с CD), уверенный прием и дополнительные сервисы. Тот факт, что выбор из ста станций лучше, чем из двадцати, оспаривают только владельцы последних. К тому же не потребуется запоминать “скока-то-там-FM”, повторяющееся каждые пять минут в эфире нынешних станций, так как приемник будет осуществлять поиск по названиям, а при въезде в новую зону автоматически обновлять список доступных станций.

Высокое качество звука обеспечивается кодированием изначального сигнала кодеком MPEG Audio Layer 2 со скоростью потока 128-192 кбит/с. Сам метод вещания называется COFDM (Coded Orthogonal Division Multiplexing), о нем читайте во врезке. А повышенная помехоустойчивость заложена в пакетном принципе передачи сигнала (подобно интернету). Тюнер либо поймал сигнал, либо нет – другого не дано. Уйдут в прошлое шумы “кручения ручки настройки”, романтика поиска волны и ругань в адрес ближайшего дома, заслоняющего сигнал любимой станции. Зато появится возможность принимать файлы.

Более сложно это называют передачей сервисной информации, чей поток может достигать 400 кбит/с. Естественно, здесь открываются широчайшие возможности для вещателя. Можно оперативно передавать различные текстовые сводки, будь то погода или последние котировки на бирже. Вероятнее всего, последнее будет передаваться платно, так как в стандарте заложена возможность избирательного кодирования информации, из чего явствует, что вещатель не откажется от шанса изъять немного денег в свою кассу.

Слушайте нашу станцию просто так, но за дополнительные сервисы, пожалуйста, заплатите. И что важно, все это привело к созданию Digital Multimedia Broadcasting (DMB) – надстройки над DAB. В этом стандарте прием файлов доведен до идеала и уже обеспечивает мобильное телевидение, на что сразу обратили внимание крупные сотовые компании (например, в Корее уже развернута соответствующая сеть). Но это тема для отдельной статьи, поэтому здесь мы избежим подробностей этой непростой технологии. А перейдем к по-настоящему “мировому” радио.

DRM
DRM (Digital Radio Mondiale) – это тоже цифровое радио, но уже реализованное на частотах ниже 30 МГц, в диапазонах ДВ, СВ и КВ. А вы, наверное, уже похоронили в памяти радио различных “свобод” со всеми его деструктивными для советского общества передачами и забыли о существовании государственных станций, которые можно поймать в любой глубинке, так как данный сигнал распространяется далеко за океаны. Но многие страны помнят об этих диапазонах, в прошлом использовавшихся в пропагандистских целях. Их воскрешение позволило бы создать мировые радиосети. И в 1996 году появился на свет консорциум DRM, включающий в себя более шестидесяти участников из всех стран мира (приятно, что Россия там тоже представлена). В 2000 году результатом работы консорциума стал проект стандарта DRM, основанный на системе Skywave-2000 французской фирмы Thomcast, а уже в 2001 стандарт был принят, и начались тестовые вещания.

У DRM обладает всеми преимуществами, имеющимися у DAB. Но есть и некоторые отличия. Звук сжимается уже не MPEG2-кодеком, а более современным MPEG4 AAC в сочетании с SBR (методикой улучшения качества передачи высоких частот, которую можно встретить в обычном программном плейере Windows Media). Множество режимов вещания позволяют радиостанции выбрать количество потоков и их скорость – другими словами, допустима передача большего количества каналов. К примеру, вместо двух высококачественных стереопрограмм присутствует четыре моноканальных (согласитесь, для голосовых ток-шоу или информационных станций это открывает новые горизонты).

Мало того, мощность передатчиков дозволено снизить в шесть раз без ущерба для качества сигнала, а значит, можно сэкономить на электроэнергии, что особенно радует зарубежных вещателей, постоянно снижающих издержки. Еще один плюс – вещание в одном канале аналогового и цифрового сигнала, пусть второй и с пониженным качеством. Это позволяет избежать болезненных проблем переходного периода. Правда, в настоящее время еще рано говорить о распространении приемников среди населения, но смотреть в будущее широко открытыми глазами никто не запрещает. Тем более уже сейчас мы можем воспользоваться другим радио, таким же мировым, как и DRM.

PODCASTING

Да, слово Podcasting содержит в себе название продукта знаменитой “яблочной” компании, чем очень недовольны конкуренты. Но мы же до сих пор копир называем ксероксом, а детские подгузники – памперсами. Итак, первоэлементом подкастинга являются сжатые звуковые файлы (MP3, AAC, OGG), доступные по платной или бесплатной подписке – другими словами, для скачивания из интернета. Как таковой подкастинг появился недавно, а худо-бедно заговорили о нем в Америке только в 2004 году. Причем не следует смешивать понятия подкастинга и обычного потокового вещания в Сети, это абсолютно разные вещи. Во втором случае мы получаем подобие радио, только находясь в интернете, что в современном мире практически невозможно (мечты о вездесущем Wi-Max если и реализуются, то явно не в ближайшем будущем). В то время как подкасты можно просто унести с собой и слушать в любом месте.

Но почему же тогда casting (англ. – вещание)? Само название предложил обозреватель Guardian Бен Хаммерсли, а народ подхватил его как наиболее благозвучное, несмотря на происки конкурентов Apple с предложениями типа zencasting (Creative) и blogcasting (Microsoft). Заметим, во всех версиях содержится “вещание”, и не просто так. Многие пытаются назвать подкастинг аудиоблогами, но такое определение будет неверным, в первую очередь, из-за жанровости записей. Ведь корни подкастинга находятся в обычном радиовещании, и первыми звездами на западе, да и у нас в России, стали профессиональные радиоведущие, умеющие подавать материал, ставить полноценные радиошоу и прочее. И прибавьте к жанровой направленности возможность подписки при помощи технологии RSS, вот и получилось вещание.

Как это выглядит на практике? Обычный человек, имеющий доступ в интернет, скачивает интересные ему подкасты посредством подписки или вручную, загружает в iPod или другой MP3-плейер и… слушает. Любой пользователь может составить собственный плейлист, в котором музыка будет перемешана с подкастами. Чем не радио? Только все выбрано собственноручно. Предполагается, что ночью, пока вы спите, компьютер проверяет состояние подписки и скачивает нужные подкасты, потом автоматически загружает их в плейер (такая система уже работает в связке iTunes + iPod), а утром вы просто берете плейер с собой в дорогу.

Важен и тот факт, что корпорации, причем не только вещательные, уже обратили внимание на новый вид средства массовой информации, поэтому уже существуют подкасты обучающие, презентационные, информационные, аналитические, технические, исторические, взрослые и детские, мужские и женские, и даже подкасты для собак и кошек можно встретить на просторах Сети. И естественно, на небосклоне зажглись яркие и не очень звезды, собирающие немало слушателей возле своих “радиоприемников”.

А те, кому есть что сказать, при помощи несложных технических средств типа монтажной программы и микрофона могут сами записывать подкасты и ощущать себя как их дедушки, направлявшие темной ночью антенну в небо и посылавшие коротковолновый сигнал, авось его кто-то услышит.

Coded Orthogonal Division Multiplexing (COFDM)
Это метод передачи цифрового сигнала (кстати, аналогичный применяется и в цифровом телевидении DVB-T). Трансляция осуществляется в режиме частотного уплотнения с использованием ортогональных несущих и кодирования. Для передачи сигнала используется огромное количество несущих колебаний (от 192 до 1536), а цифровой поток распараллеливается по ним, что обеспечивает адекватное снижение скорости передачи по каждому из получившихся “каналов”. Как следствие, длительность информационных сообщений, разделенных во времени, получится больше, чем задержка переотраженных сигналов.

Иначе говоря, в сигнале будут присутствовать полноценные пакеты, которые без проблем попадут в приемник, несмотря даже на значительные помехи. Дополнительно в COFDM перемешиваются отдельные блоки информации, а ошибки правятся с помощью кода Рида-Соломона. Как видите, борьба с помехами ведется нешуточная. Но и это не все достоинства метода. Также можно создать одночастотные сети (STN), в которых вещание на большие территории осуществляются рядом синхронизированных передатчиков, а приемник уже выбирает наиболее близкий к нему сигнал, отсекая задержавшиеся в пути. Похожая технология используется и в сотовых сетях.

Серена Венто, директор по развитию Форума WorldDAB, организации занимающейся продвижением цифрового вещания стандартов DAB, DMB, DRM в мире, уже не в первый раз приезжает в нашу страну.

Серена, по сравнению с прошлыми годами возрос ли интерес российских компаний к цифровому вещанию?
Да, и очень сильно. К тому же в этом году к DAB прибавилось и мобильное телевидение DMB. Поэтому мы надеемся, что в России цифровое вещание появится в ближайшем будущем. Игроки рынка очень заинтересованы в продвижении цифрового вещания.

Но DAB – это радиовещание, а DMB – все же телевидение для мобильных терминалов?
Не вижу никакой разницы. DAB и DMB – это, в общем-то, одно и то же. Если есть DAB, значит можно делать DMB, просто добавив видеокодер. Ведь приемник DMB это тот же приемник, что используется и для сигнала стандарта DAB, тот же диапазон частот.

Какие преграды стоят на пути развитии цифрового вещания в России?
В первую очередь это получение лицензий и распределение частот. Когда это произойдет, технология из экспериментальной превратится в действующую. Поэтому самый важный шаг – получение частотного спектра, диапазона, на котором можно осуществлять вещание.

А в случае получения частоты сколько времени займет построение станции, насколько сложен “вход” в цифровое вещание?
Это зависит от самих игроков рынка. В среднем от шести месяцев до года. Но эти сроки означают не какие-то технологические трудности, а обычный организационный процесс для новой компании, создать радиостанцию все же непросто. А если есть контент, то есть компания уже вещает или вещала в аналоговом диапазоне, то она может справиться и за месяц.

Серена, на сегодняшний день цифровые радиоприемники для большинства российских граждан недешевы, позволит ли технология снизить цены еще больше?
Да, конечно, будет интенсивный спрос – цены начнут стремительно падать. Технология не настолько дорога, а с приходом корейских глобальных компаний, думаю, стоимость принимающего оборудования уже не будет волновать конечного потребителя.

Скажите, а как вы относитесь к такому виду вещания, как подкастинг?
Это только поможет развитию DAB, потому что посредством вещания можно передавать данные, в том числе и подкасты, на приемник, MP3-плейер. Скорее всего, в начале вещания это и будут подкасты. Ведь DAB – это очень гибкая технология, которая открывает широкие возможности для вещателя. А подкастинг – это удобно для слушателя, он становится менее привязанным ко времени и месту. Я думаю, дружить будут все, ведь DAB – это способ доставки сигнала, а какая информация там содержится, это уже решать радиостанции.

Вахтанг Махарадзе, знаменитый диджей “Нашего Радио”, делает один из популярнейших российских подкастов “Сиськи-письки шоу”

Вахтанг, вы уже давно по меркам российского подкастинга “варитесь” в этом деле, какие качественные изменения вы могли бы отметить по сравнению с самым началом?
Да, это правда. Как-то получилось, что мы с Пашей Картаевым начали “вариться” в русском подкастинге практически с самого начала. Видимо, сказалось давнее знакомство с Василием Стрельниковым. Мне всегда было приятно и интересно работать с ним. Паша разделяет мою точку зрения, и поэтому мы, не сговариваясь, решили поучаствовать в этом проекте.

Когда все начиналось, подкастеров было раз–два и обчелся, соответственно, и выбирать особенно не из чего. Сейчас если вы зайдете на www.russianpodcasting.ru, обнаружите более 3000 подкастов. Конечно, нельзя сказать, что все они сделаны качественно и интересно, но все равно в какой-то момент количество стало переходить в качество. И вы всегда сможете найти десяток-другой тех подкастов, которые интересны именно вам.

Насколько трудоемкое это занятие – делать подкаст?
Что касается наших подкастов, то это не очень трудоемкое занятие, потому что мы сразу решили, что не будем заморачиваться с каким-то серьезным продакшеном. Мы не используем ни музыку, ни спецэффекты. Просто два человека перед микрофоном.
Соответственно, все что нужно – это компьютер, микрофон и любая, пусть даже самая простая программа для редактирования звука.

Если представить, что в ближайшее время радиостанции посредством цифрового вещания (DAB) смогут обеспечить загрузку подкастов на радиоприемники, или, как вариант, производство мобильных подкастов, работа с контент-провайдерами – согласитесь ли вы участвовать в таких проектах?
Когда мы начали делать подкасты, мы, разумеется, даже не предполагали, что это может пойти куда-то дальше, все делалось исключительно для собственного удовольствия. Сейчас прошел почти год со старта проекта, и начинают появляться варианты использования подкастов в других плоскостях, в частности в тех, о которых вы упомянули. Я думаю, что если можно будет выйти на более широкую аудиторию и, если повезет, чего-то на этом заработать… мы, в общем-то, только за. Не буду раскрывать секретов, но уже есть предложения на подобные проекты. Ну а что из этого получится… будущее покажет.

Василий Стрельников, знаменитый радио– и телеведущий, основатель первого и на сегодняшний день самого большого российского подкаст-ресурса в интернете www.russianpodcasting.ru.

Василий, такое явление как подкастинг следует отнести к категории радио или все же онлайнового, пусть и звукового дневника типа блог?
Мне все-таки кажется, это форма радио. Причем это такое радио, которое ты берешь с собой в дорогу и слушаешь, что хочешь, где хочешь и когда хочешь. Вот, например, в США на спутниковом радио Sirius Satellite Radio есть такой канал, на котором крутятся лучшие подкасты со всего мира. Сделаны они большими блоками и обновляются каждый день. Кстати, на соседнем канале работает Говард Стерн (знаменитый американский диджей, про которого снят фильм “Части тела”. – Прим. автора). Наверное, это показывает, что подкастинг ближе к радиовещанию, нежели к блогам. Мы в те времена, когда большинство людей не знали, как относиться к подкастингу, делали подобную вещь на сайте. Была сборка из нескольких подкастов, между ними джинглы, и все это постоянным онлайн-потоком было доступно новичкам по нажатию одной кнопки.

Как вы относитесь к идее получения подкастов на телефон?
У нас был и пока продолжается тестовый период, в течение которого мы проверяем отношение к такой услуге, к оплате за нее. Видим, интерес есть. Я не исключаю, что в будущем здесь наметится развитие. Но это исключительно для тех людей, которые хотят скачать что-то на свой телефон. Едешь где-то в электричке, захотелось послушать. Это дополнительная услуга, если кому-то надо – пожалуйста. Но все же вся прелесть подкастинга в том, что у тебя ночью скачиваются все нужные тебе файлы, и перед тем как уйти на работу, учебу или куда-то еще, ты берешь свой MP3-плейер и слушаешь подкасты где угодно, хоть в той же самой электричке. И главное – это бесплатно. Платишь только за трафик.

Значит, не следует рассматривать подкастинг как источник оперативной информации?
Абсолютно. Когда американцы поймают Осаму бен Ладена, подкаст не будет первым со срочным сообщением, а может, и вообще об этом ничего не скажет. Здесь другое. Еще сравнительно недавно, пару лет назад, до того как подсел на эти подкастинги, я сидел у себя за городом и часто слушал короткие волны. Всякие пиратские радиостанции. И у меня была мысль: может быть, как-то воспользоваться тем, что у меня много свободного времени, и возобновить свои старые коротковолновые передачи, которые я делал в 80-х.

И не ради денег, а просто вот хотелось. И я думал: о’кей, что же для этого нужно. Небольшую студию у себя дома сделать, потому что мне лень будет ездить куда-то там, мне нужно будет договориться с московским радио. Либо просто покупать эфирное время у местных американских коротковолновых станций. Зачем мне все это надо? Понятия не имею. Мне просто прикольно, я люблю это. Особенно короткие волны, помехи, фейдинг. Я вырос на этом.

Я серьезно думал о том, что мне нужно для осуществления этих планов. Чтобы мой голос снова зазвучал на коротких волнах. А потом буквально в течение двух-трех дней я для себя открываю подкастинг. И понимаю, чтобы тебя слышали где-то в далекой Канаде, а ты слышал далекую Канаду, не нужны ни передатчики, ни дорогие студии, ни программные директоры, ни какие-то финансовые отношения. Не надо покупать эфирное время.

Записал, закачал, и тебя услышал весь мир. Вот эта самая технология, которая позволяет слушать в идеальном качестве, без помех, без фейдинга, без глушилок. Можно слушать то, что ты хочешь, в любой точке света и в любое время. Не нужно быть привязанным к приемнику. Знать, что в 12 часов по Гринвичу выйдет там какая-то передача на какой-то частоте. Программа закачалась и все. Слушай.