11 лет назад 10 января 2008 в 21:40 37

Глобальное спутниковое позиционирование становится популярным как никогда раньше, и прошедший год можно смело назвать годом GPS.

В повседневной жизни это видно хотя бы по тому, что если еще год назад милиционеры удивленно заглядывали в кабины автомобилей, в которых красовались карты на экранах различных GPS-устройств, и спрашивали, действительно ли в Москве ловятся спутники, а сегодня каждая домохозяйка знает, что такое GPS-навигатор, потому что об этом без конца говорят по телевизору. Да что там домохозяйки! Даже наше правительство знает, что такое GPS, и не только знает, но и хочет противопоставить зарубежной заразе собственную спутниковую систему ГЛОНАСС. Осталось только спутники запустить и устройства выпустить, и все будет работать.

Но шутки шутками, а в прошедшем году произошло два события, которые показывают, что дела в этой области информационных технологий творятся весьма серьезные.

В июле голландская компания TomTom, производитель самой популярной в мире программы GPS-навигации TomTom Navigator и серии устройств TomTom GO, заявила о намерении приобрести акции голландской же компании Tele Atlas, одного из крупнейших в мире поставщиков электронных карт за $2,8 млрд. Намерения TomTom вполне ясны: вместо того чтобы платить Tele Atlas за лицензию на каждое продаваемое компанией устройство, выгоднее приобрести самого производителя карт, и все деньги забирать себе. И так бы и случилось, если бы в дело не вмешался, хоть и косвенным образом, северный сосед Голландии – компания Nokia.

Nokia объявила, что покупает американскую компанию Navteq, другого крупнейшего производителя электронных карт (строго говоря, самого крупного производителя; Tele Atlas на рынке акций находится на втором месте после Navteq) – за $8,1 млрд, сумму астрономическую не только с точки зрения здравого смысла, но и с точки зрения аналитиков. Но во-первых, Nokia может себе это позволить, а во-вторых, таким образом она отсекла любых конкурентов, претендующих на этот кусок электронного пирога.

И тут в дело вмешался еще один участник соревнования – американская компания Garmin, крупнейший производитель навигационного оборудования – как встроенного в автомобили, так и отдельных GPS-устройств. Дело в том, что карты, которыми Garmin снабжала своих покупателей, были производства Navteq, и Nokia, купившая Navteq, тут же заявила, что теперь все могут идти лесом (в том числе Microsoft, Google, Yahoo! и еще несколько десятков компаний рангом пониже), и карты пусть берут где угодно, а Nokia сосредоточится на собственном бизнесе. Microsoft с Google никак не отреагировали, а вот Garmin тут же предложила за Tele Atlas гораздо большую сумму, нежели Tom Tom. В ответ на это представители Tom Tom заявили, что Tom Tom хоть и маленькая (по сравнению с Garmin), но гордая компания, и тут же перебили цену Garmin, повысив планку до $4,3 млрд.

Tele Atlas, обрадовавшись такой популярности, внезапно свалившейся ей на голову, объявила, что торги продолжатся до марта 2008 года (вместо заявленного раньше декабря 2007-го), и тягомотная история вроде бы должна была продолжиться… Но буквально на днях прошел устойчивый слух, что Nokia передумала быть монополистом и разрешила Garmin продолжать пользоваться своими (теперь уже) картами – за отдельную плату, естественно, и Garmin вроде бы отказалась от дальнейшей гонки вооружений, уступив Tele Atlas компании Tom Tom.

Возможно, когда вы будете читать этот номер, ситуация еще несколько раз изменится, но так или иначе, вся эта история говорит о том, что бум GPS будет только нарастать, раз уж за дело взялись крупные игроки. И в каждом телефоне Nokia скоро будет GPS, а нам ничего не останется, как пользоваться им до конца своих дней.

Больно умные

2007 год в мобильном мире стал вполне логичным продолжением 2006-го – популярность умных аппаратов с расширенными возможностями набирала и продолжает набирать ход. По данным SmartMarketing, только первое полугодие показывало прирост продаж смартфонов и коммуникаторов в России свыше 266% (в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом).

Основных причин несколько. Во-первых, мода. Сила действия принципа “у него есть, а чем я хуже?” феноменальна. Во-вторых, реальный интерес мобильного сообщества к возможностям умных аппаратов. В цене истинная мультимедийность более мощных устройств и, конечно, удобный доступ в Сеть. В-третьих, цены. Недорогой смартфон сегодня стоит в два раза дешевле дорогого телефона.

При этом мы отмечаем и еще одну тенденцию: размывание границ между просто “нормальным мобильником” и “недорогим смартфоном”. Возьмите любой дорогой аппарат любой авторитетной фирмы, включите его и попытайтесь сходу определить, обычный у вас в руках телефон или же умный. Девять из десяти пользователей не смогут сделать этого на вскидку. Смешно, но факт: если аппарат работает под вариацией Symbian (под которой работают и обычные, и умные), выявить смартфон можно по наличию специфической клавиши вызова меню. Sony Ericsson (апологет Symbian UIQ) вообще теперь все свои смартфоны снабжает сенсорными экранами. Хоть так можно разделить два класса устройств. Проще всего приходится производителям, устанавливающим на аппараты Windows Mobile. “Простых” телефонов под “виндой” нет в природе, смартфоны работают под Smartphone Edition, а остальное – коммуникаторы.

С последними, кстати, ситуация особая. КПК, серьезное внимание к которым наблюдалось примерно три-пять лет назад, сегодня не просто неактуальны, этот класс устройств доживает последние деньки. Коммуникаторы же как просто более функциональные КПК-телефоны, напротив, притягивают все больше внимания не компьютерных энтузиастов, но рядовых пользователей. Производители с удовольствием пользуются этим интересом, выпуская модели одну за другой. И вовсе не по принципу “каждая новая – мощнее и качественнее”. Потому-то многие коммуникаторы 2007 года просто красивее, моднее прошлых. При этом абсолютное число брендов и продуктов под ними только на нашем рынке с прошлого декабря выросло, кажется, на порядок.

P.S.

C выходом телефона Apple следует связывать официальный всемирный старт гонки “компьютеризации мобильников”. На примере 2007 года доказано, что людям нравится носить именно умные трубки вне зависимости от реальных потребностей. iPhone же выполняет сейчас те же обязанности искусственного зайца на собачьих бегах: он убегает – все догоняют. Или не догоняют…