11 лет назад 10 августа 2007 в 1:31 42

Появление в продаже некоторых устройств празднуется в америке особенно масштабно. Традиции встречи приставок продолжил iphone – его приветствовали очередями, кемпингами на тротуарах и бессонными ночами. 29 июня, в iday, нация объединилась в истеричном порыве приобрести культовый гаджет в первый же день; очередь сравняла всех – и старых, и молодых, и безработных, и селебрити. Факты, впечатления, мнения, статистика и многое другое – перед вами.

Обычно продажи гаджетов стартуют утром – в 10 часов. iPhone начал продаваться в шесть вечера. “Так у всех появляются равные шансы, – пояснил Стив Джобс. – Люди уже идут с работы, им не надо брать выходной”. Конечно, самые “равные” шансы были у тех, кто просидел в очереди под дверью в магазин всю неделю.

Спустя несколько часов после начала продаж только на сайте eBay предлагалось 7,5 тысяч мобильников Apple. Продав свой айфон на аукционе, спекулянты “наваривали” от $400 до $2500!

В разных городах перед магазинами AT&T (мобильный оператор, владеющий исключительными правами на продажу iPhone и в нагрузку в обязательном порядке предлагающий контракт на два года (от $60 в месяц)) в очередях стояло до пятисот человек – это примерно два-три квартала. В Москве очереди такой длины выстраивались только в мавзолей, в магазины “Вино” во времена антиалкогольной кампании и в первый “Макдональдс” на Пушкинской. В зависимости от длины очереди стоимость места в ней варьировалась от $80 до $5000. Профессиональные лайнситтеры (line-sitter – “сидящий в очереди”) предлагали свои услуги тем, кто не мог всю неделю не ходить на работу.

Одну из самых больших компенсаций мог получить 43-летний Грег Пэкер, стоявший первым в очереди в нью-йоркский Apple Store благодаря тому, что занял место в понедельник в пять утра. Во вторник у него появились товарищи. Прямо на тротуарах люди располагались в раскладных креслах под навесами-тентами, у некоторых были надувные матрасы, сумки-холодильники и пакеты с вещами. Скрашивали ожидание кофе из “Старбакс” и, конечно, айподы. Добрые нью-йоркцы приносили гаджетоманам воду и еду, а одна особенно великодушная женщина подарила Пэкеру маленький вентилятор – все-таки Нью-Йорке летом очень жарко.

И никто из очередников не пожалел впоследствии о недельном ожидании, несмотря на то что буквально через несколько часов после старта продаж очереди рассосались, и каждый мог спокойно прийти и купить свой айфон – недостатка в девайсах не было.

Даже в небольших городках, где очереди состояли всего из десяти человек, люди получали шанс “засветиться” – местные СМИ приезжали с камерами на место событий и брали у счастливчиков интервью. Правда, не все магазины AT&T торговали айфоном, и некоторые страждущие, простояв несколько часов, смогли не купить, а только заказать себе телефон.

В первый день iPhone продавали с ограничениями, похожими на те, что некогда существовали у нас: в магазинах Apple отпускали по два гаджета в руки, в офисах AT&T – и вовсе по одному.

Детям iPhone продавался только в присутствии родителей. Один мальчик, папа которого опаздывал, вынужден был с болью в сердце и со слезами на глазах пропускать людей, стоящих за ним. Один из способов заработать на этом – предложить какому-нибудь ребенку, жаждущему купить айфон, себя в качестве взрослого, который может сам приобрести мобильник – без родителей. А можно не брать с малыша за это компенсации, а поделить обязанности: он стоит в очереди, а вы потом покупаете айфоны себе и ему.

Каждый, кто имел возможность снять происходящее на видео – да хоть на телефон, выкладывал потом ролики в интернет. А новоиспеченные обладатели iPhone рассказывали в блогах свои “захватывающие” истории приобретения заветного устройства.

Одной из главных тем, обсуждавшихся в форумах в первые дни продаж iPhone, стала онлайн-активация телефона у оператора AT&T. У большинства пользователей она прошла быстро и без каких бы то ни было затруднений. Однако были и такие, кому пришлось ждать активации целые сутки и часами звонить в службу поддержки. Представители AT&T объяснили это слишком большим наплывом клиентов.

Шанс прославиться получал любой, кто стоял в очереди рядом с какой-нибудь знаменитостью (к ним внимание СМИ было особенно пристальным). Например, с актрисой Вупи Голдберг, стоявшей второй в одной из нью-йоркских очередей. Или со Стивом Возняком – он пришел к Apple Store в Силиконовой долине в четыре часа утра, и ему даже уступили почетное первое место в очереди. Воз решил купить себе два телефона даже несмотря на то, что как сотрудник Apple, проработавший в компании больше года, он в конце июля должен был получить 8-гигабайтный iPhone бесплатно. (Так, по крайней мере, обещал Джобс.)

А вот стоять рядом с мэром Филадельфии Джоном Ф. Стритом было не слишком комфортно. Он проторчал в очереди практически всю пятницу, и его постоянно донимали вопросами, взял ли он выходной или прогуливает. А один крайне взволнованный налогоплательщик напрямую спросил господина Стрита, какого черта тот стоит в очереди за гаджетом, если с начала года в городе произошло уже 200 убийств. Чтобы не выводить из себя сограждан, мэр периодически отлучался, но свой айфон в конце концов купил.

Пожалуй, самым громким скандалом, предшествовавшим появлению iPhone в продаже, стала история с внутрикорпоративным письмом Apple, опубликованным утром 16 мая на сайте Engadget. В письме говорилось о том, что начало продаж iPhone переносится на октябрь, а Mac OS X Leopard – и вовсе на январь 2008 года. Всего через несколько часов информация на сайте появилось опровержение этой информации, однако было уже поздно – капитализация Apple упала на… $4 млрд. К концу дня, впрочем, все встало на свои места. Кто был автором письма и каким образом оно попало в корпоративную сеть Apple, до сих пор неизвестно.

Даже если у вас нет возможности купить iPhone и затем продать его на интернет-аукционе, вы все равно можете на нем подзаработать. Букмекерская контора BetUS.com принимает ставки: на то что, айфоны начнут спонтанно воспламеняться – 150 к 1; на то, что кого-нибудь раздавят в очереди за телефоном – 20 к 1 (в Штатах ничего такого не было, но ведь будут еще Азия, Европа и Австралия); на то, что первые мобильники будут отозваны – 30 к 1. Сделайте правильный прогноз – и озолотитесь.

Нет возможности создавать реальный продукт? Создайте виртуальный. Последуйте примеру Playboy, запустившему мультимедийный сервис iPlayboy. Владельцы iPhone могут загружать с ресурса обои и другой мультимедийный контент. Учитывая, что, по прогнозам Apple, за первый год будет продано 10 млн телефонов, популярность сайта playboy.com только увеличится, что, конечно, отразится и на доходах его владельцев.

ЧТО ГОВОРИЛ ОБ IPHONE СТИВ ДЖОБС

“iPhone – это сочетание трех устройств: широкоэкранного плейера iPod с сенсорным управлением, революционного мобильного телефона и интернет-коммуникатора. Работа с iPhone гораздо проще и эффективнее, чем пользование обычными смартфонами – мы не хотели делать устройство, подобное им. Мы хотим сделать уникальный продукт, который будет гораздо функциональнее и проще в обращении, чем современные смартфоны. Поэтому мы собираемся заново изобрести телефон.”

MacWorld, презентация iPhone, январь 2007 г.

– Как долго разрабатывался iPhone?

Стив Джобс: Мы работали над ним три года – хотели сделать телефон, который полюбим. Никто из нас тогда не любил свои мобильники. А если спросить у пользователей Mac и iPod, они скажут, что именно любят свои девайсы. Вот какая у нас была цель, и, кажется, у нас получилось. Мы так волнуемся, у нас прямо бабочки в животе. Посмотрим, согласятся ли с нами пользователи.

– Некоторые аналитики полагают, что вы распродадите iPhone за первую же ночь. Они правы?

С. Д.: Мы не знаем.

– Сколько потребуется времени, чтобы продать все готовые телефоны?

С. Д.: Мы сделали очень много айфонов. Мы трудились очень усердно, чтобы наполнить магазины нашими телефонами.

– Если продажа iPhone пойдет успешно, не превратится ли Apple в другую компанию?

С. Д.: Надеюсь, это не изменит Apple слишком сильно. В нашем “стуле” сейчас две “ноги”: 10-миллиардный бизнес Маков и 10-миллиардный бизнес iPod и iTunes. Мы надеемся, что iPhone станет третьей “ногой”. И, может быть, когда-нибудь Apple TV будет четвертой.

USA TODAY, 29 июня 2007 г.

“Не похоже, что iPhone сможет побить продажи айподов…”

Wall Street Journal, 1 июля 2007 г.

ЧТО ГОВОРИЛИ ОБ IPHONE КОНКУРЕНТЫ

– Вы бы купили iPhone за $499 или за $599?

– Ну, я уж точно не тот человек, которому следует задавать такие вопросы. Мне нравится набирать номер одной рукой. Возможно, я уникален, но тем не менее.

Из интервью председателя совета директоров Microsoft Билла Гейтса журналу Business Week, февраль 2007 г.

“Мы считаем, что Apple скопировала телефон LG Prada, который в сентябре 2006-го был продемонстрирован на iF Design Award и получил награду”.

Из выступления главы R&D-центра мобильных телефонов компании LG Ву Ен Квака на конференции 3GSM, февраль 2007 г.

“У iPhone нет никаких шансов на то, чтобы получить хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. Никаких шансов. За iPhone просят $500. Возможно, они хорошо на нем заработают. Но, если взглянуть на 1,3 млрд телефонов, которые продаются за год, я бы предпочел, чтобы на нашем программном обеспечении работали 60%, 70% или 80% из них, а не 2-3%, как это, видимо, будет у Apple”.

Из интервью генерального директора Microsoft Стива Баллмера газете USA Today, апрель 2007 г.

“Еще до своего появления в продаже iPhone поднял на более высокий уровень требования пользователя к интерфейсу и функциональности телефонов со встроенными плейерами. Другим производителям придется с этим считаться”.

Из выступления председателя совета директоров Warner Music Group Эдгара Бронфмана-мл. на конференции 3GSM, февраль 2007 г.

“Хорошая новость состоит в том, что Стив Джобс уловил тенденцию, которую мы тоже видим: iPhone соединяет в себе плейер и телефон. Мы все создаем вариации на эту тему. Sony Ericsson продала немало телефонов серии Walkman, особенно в Европе. <…> Ни за что не стал бы сидеть здесь и говорить, что меня не волнует то, что делает Стив Джобс. Я не поставил бы против Стива”.

Из телеинтервью председателя совета директоров и генерального директора Sony сэра Говарда Стрингера, март 2007 г.

“С моей точки зрения, iPhone выглядит как продвинутый медиаплейер, в котором случайно оказался телефон. <…> Он может быть интересен тем, кто любит музыку и видео и время от времени пользуется телефоном. Но для бизнесменов сенсорный экран вместо привычной клавиатуры станет серьезным испытанием”.

Из интервью генерального директора Palm Эда Коллигана швейцарской газете Sonntagszeitung во время конференции 3GSM, февраль 2007 г.

Убийца iTunes?

К лету 2007 года компания Apple подошла в роли лидера рынка продаж онлайн-контента: iTunes контролирует 88% всей индустрии. Реальной конкуренции у сервиса не было: ни Microsoft с их сомнительным проектом Zune, ни магазин Urge не смогли добиться популярности у пользователей. Конечно же, это не могло продолжаться вечно, и вот у “яблочного” магазина, кажется, появляется действительно серьезный конкурент.

Соперник iTunes – это проект MusicStation, созданный британцами из компании Omniphone. Принцип работы прост и удобен: пользователь платит абонентскую плату (около 3 евро в неделю) и качает песни с сервера MusicStation на свой мобильный телефон. Сервис работает в сетях GSM (по GPRS), а также и в 3G сетях. Соглашения на оказание услуг уже подписаны с операторами более 30 государств, включая Россию. В день запуска в Omniphone анонсировали доступность для скачивания около 1 млн. песен. В число фирм звукозаписи, участвующих в проекте, входят: Universal Music Group, SONY BMG, EMI Music, Warner Music International и др. Разработчики обещают в самом скором времени запустить аналогичный сервис для скачивания на PC, и тогда MusicStation точно станет самым грозным конкурентом iTunes.

Кстати, некоторые специалисты считают, что запуск MusicStation – событие чуть ли не более важное и масштабное, чем релиз iPhone, который, кстати, европейцы пока и не видели.

IPHONE В ЦИФРАХ

По данным института аналитики Global Equities Research, с шести вечера до полуночи 29 июня было продано 200 тыс. iPhone. Из них в магазинах Apple Store – 128 тыс. телефонов, в офисах AT&T – 72 тыс. После первого дня продаж в большинстве офисов AT&T не осталось ни одного iPhone. Магазинам Apple, если судить по сайту компании, полностью распродать телефоны не удалось.

Приобрести iPhone можно было не только в магазине, но и в сети. Правда, в этом случае покупателям пришлось ждать выполнения заказа от двух до четырех недель.

Согласно данным Google Trends, Россия входит в первую десятку стран, граждане которых за последние два года чаще всего запрашивали “iPhone” в поисковике Google:

1. Сингапур

2. Греция

3. Гонконг

4. Филиппины

5. Малазия

6. Канада

7. Индонезия

8. Норвегия

9. Ирландия

10.Россия

iPhone – удовольствие не из дешевых. По данным Solutions Research Group, среднестатический покупатель гаджета зарабатывает на 25% больше, чем среднестатистический же американец.

За неделю до открытия продаж компания M:Metrics провела альтернативный опрос, согласно которому iPhone собирались приобрести 19 млн жителей США. Напомним, что вся статистика в течение последнего года указывала цифры как минимум вдвое меньшие. Аналитики склонны связывать резко возросший интерес к телефону Apple с объявлением о заключении эксклюзивного соглашения с AT&T и публикацией специальных тарифных планов. Более того, многие специалисты полагают, что в ближайшее время мы будем наблюдать спад интереса к традиционным лидерам на рынке сотовой связи США (в частности, T-Mobile и Verizon) и усилением позиций партнера Apple.