15 лет назад 8 февраля 2004 в 16:32 89

Мышь – главное оружие бойца 3D-Action. В сочетании с классической раскладкой клавиатурных команд она обеспечивает как минимум четыре степени свободы из шести возможных в трехмерном пространстве. Этого вполне достаточно даже для космических симуляторов.

Недостающие степени свободы (крен или вращение вокруг продольной оси и перемещение вдоль вертикальной оси Z) всегда могут быть заменены комбинацией пары доступных команд. Например, для передвижения вдоль оси Z нужно увеличить тангаж на 90 градусов, переместиться по новой продольной оси и снова уменьшить тангаж до первоначального; нужный крен осуществляется комбинацией тангажа и рысканья.

В этом случае некоторая ограниченность в степенях свободы компенсируется повышенной простотой и надежностью управления. Впрочем, недостающие степени свободы могут быть назначены на дополнительные клавиши – стоит только помнить, что это заметно усложняет процесс пилотирования.

Мыши

Удачную мышь для кибератлета можно сравнить с хорошо подогнанным по фигуре комбинезоном или с подобранным по руке пистолетом. От того, насколько удачно сливается мышь с рукой игрока и как точно она отрабатывает все управляющие воздействия, зависят точность, плавность и эффективность его действий в виртуальном пространстве. Именно поэтому требований к хорошей мыши для игрового компьютера оказывается больше, чем может показаться на первый взгляд. Вот список этих требований:

– Хорошая эргономика устройства. Мышь должна стать продолжением вашей кисти.

– Проводное подключение к компьютеру стандарта PS/2. Беспроводные решения, даже самые совершенные – это всего лишь попытка приблизиться по скорости и надежности передачи сигнала к обычным медным проводам. Как правило, беспроводные мыши имеют слишком низкую частоту обновления порта, повышенную массу за счет использования батареек и механизмы энергосбережения, которые могут привести к кратковременным замираниям в самый неподходящий момент.

– Интерфейс PS/2 позволяет увеличивать частоту опроса порта до 200 Гц, что заметно превосходит значения, обеспечиваемые COM-портом (40 Гц) и USB (125 Гц).

– Совершенный датчик перемещения, обеспечивающий разрешение от 400 dpi и выше. Пару лет назад самыми крутыми геймерскими мышами считались топовые шариковые модели вроде Razer Boomslang (разрешение 2000 dpi), однако в последнее время пальму первенства перехватили оптические модели с датчиками последнего поколения, обладающие заметно лучшей эргономикой и надежностью, хотя и уступающие в предельной разрешающей способности (400-800 dpi). Именно о таких мышах и пойдет речь в данном обзоре: шариковые механические модели постепенно переходят в разряд антиквариата (хотя и очень качественного), и в наши дни их покупка вряд ли оправданна.

– Комфортные тактильные ощущения при передвижении по поверхности. Оптимальные значения данного параметра в большей степени зависят от коврика, который является неотъемлемым компонентом игровой системы высокого уровня. Тем не менее у хорошей мыши должна быть качественные подушечки, правильно расположенные по поверхности подошвы, для того чтобы вы смогли в полной мере использовать возможности коврика.

В данный момент выпускается огромное количество оптических мышей десятков производителей. К счастью, для геймера выбор значительно сужается: лишь несколько моделей полностью удовлетворяют всем вышеописанным требованиям. Это, во-первых, серия MX от Logitech, а также IntelliMouse Explorer 3.0 и 4.0 производства Microsoft. Итак, начальный уровень для продвинутого игромана – Logitech MX300.

Датчик, установленный в этой модели, используется также в старших моделях MX500 и MX700/900 (последние две являются одними из немногих беспроводных моделей в мире, подходящими для игрового применения). Частота опроса датчика, по заявлениям производителя, составляет 8000 Гц, а разрешение – 800 dpi. Четырех перепрограммируемых кнопок (вместе с колесом скроллинга, которое может отрабатывать нажатия) вполне хватает для типичного шутера.

В последнее время на смену MX300 пришла модификация MX310 с более эргономичным корпусом и двумя дополнительными боковыми кнопками. Это также неплохой вариант для игрового применения, который, естественно, стоит чуть дороже.
Следующая ценовая ступень – Microsoft IntelliMouse Explorer 3.0 с пятью программируемыми кнопками.

Это уже полноразмерная мышь традиционного дизайна, подходящая для людей с большими руками. Оптический датчик этой модели опрашивается 6000 раз в секунду и имеет разрешение 400 dpi. Хотя по этим показателям мышь Microsoft отстает от серии Logitech MX, на деле разница практически не ощущается, а отличная эргономика и надежность IntelliMouse Explorer 3.0 завоевали ей широкую популярность среди геймеров.

Hi-End-решения – топовые проводные модели Logitech и Microsoft – MX500 и IntelliMouse Explorer 4.0 соответственно. Первая является, пожалуй, самой заслуженной геймерской мышью последнего времени. У Logitech MX500 стильный эргономичный корпус и 8 (!) перепрограммируемых кнопок – представьте, сколько функций можно “навесить” на них в любимой игре! Можно сказать, что это квинтэссенция опыта Logitech в производстве манипуляторов подобного рода. В линейке производителя есть и более дорогие модели MX700 и MX900, но они отличаются от MX500 только способом подключения к компьютеру (беспроводное PS/2/USB и Bluetooth соответственно).

Новейшая модель Microsoft, выпущенная в конце октября 2003 года IntelliMouse Explorer 4.0, является усовершенствованным вариантом упомянутой IntelliMouse Explorer 3.0. Частота опроса датчика выросла до 9000 Гц, что увеличивает надежность позиционирования при резких перемещениях устройства. Кроме того, Explorer 4.0 имеет скроллер нового поколения, колесо которого может качаться вправо-влево – это эквивалентно увеличению перепрограммируемых кнопок и вполне может быть использовано как лишняя степень свободы при настройке управления.

Процесс настройки мыши:
– Подключиться к порту PS/2 при выключенном компьютере. Если у мыши есть комбинированный разъем USB/PS/2 – подключить переходник PS/2 и пользоваться этим интерфейсом. Запустить компьютер.
– Установить прилагаемое программное обеспечение. Выставить в настройках Acceleration на OFF, скорость – по желанию (обычно максимальная), частоту обновления порта на максимум (200 Гц).
– Если отсутствует родное программное обеспечение или в драйверах нет настройки частоты обновления – зайти в диспетчер устройств Windows, вызывать свойства устройства “стандартная мышь PS/2” и во вкладке “Дополнительно” установить частоту обновления порта 200 Гц.
– Для мышей Logitech серии MX можно запустить редактор реестра и в ветке “HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Services\LMouFlt2\Parameters\OpticalMouse11\0000” выставить значения ключей:
“Acceleration” – “Off”
“Resolution” – “8”

После этого произвести поиск в реестре по имени параметра “Resolution” и везде, где оно встречается со значением “4”, изменить его на “8”. Теперь разрешение вашей мыши составляет 800 dpi, а ускорение принудительно отключено.

Коврики
Практика показывает, что все свои замечательные способности эти мыши могут раскрыть лишь на специально приспособленной поверхности, то есть на хорошем коврике. Профессиональный геймерский ковер мало напоминает кусок пористой резины с наклеенной переводной картинкой: это достаточно дорогое изделие с уникальными свойствами поверхности. Как правило, изделия такого класса изготавливаются из композитных многослойных материалов или специальных сортов пластика.

Основные требования к хорошему коврику таковы: минимальное значение трения покоя, что обеспечивает отсутствие эффекта “прилипания” и хорошие оптические характеристики рабочего слоя – это позволяет оптическому датчику мыши работать максимально точно. Качественный ковер в комплекте с тюнингованной мышью (специальные тефлоновые наклейки на ножках) обеспечивает нужные тактильные ощущения: мышь двигается со строго рассчитанным небольшим сопротивлением, что позволяет лучше дозировать управляющее воздействие и увеличивает точность позиционирования.

При этом почти полностью отсутствует усилие страгивания после периода бездействия – так вы можете совершать тончайшие, буквально попиксельные движения мышью прямо из положения покоя, не ощущая неприятного эффекта “прилипания”, которым грешат все дешевые коврики. И вместе со всем этим продуманные оптические свойства поверхности обеспечивают “безглючность” и точность работы оптического сенсора (те самые рекордные 800 dpi плюс сохранение устойчивого позиционирования при очень резких перемещениях).

В последнее время рынок профессиональных геймерских ковров достаточно насыщен: выпускается множество моделей различного дизайна и конструкции. Есть экзотические модели, полностью выполненные из алюминия или матового стекла, однако они скорее годятся на роль имиджевого аксессуара для стильных Hi-Tech-интерьеров, ибо по тактильным ощущениям проигрывают топовым моделям из композитных материалов и пластика. Лучшим геймерским ковром всех времен и народов в настоящее время является легендарный fUnc sUrface 1030. Рабочих поверхностей у этого ковра две: пластина из многослойного композитного материала толщиной 2 мм с одной стороны имеет шероховатую поверхность, а с другой – бархатисто-гладкую.

Пластина укладывается в специальное резиновое основание, с которым общая толщина коврика составляет 3,3 мм. Рифленая резиновая подошва основания надежно лежит на любой поверхности и, с одной стороны, не елозит по столу во время работы, а с другой – не прилипает намертво: вы можете сдвинуть ковер, чтобы, например, освободить место для клавиатуры, руля или джойстика.

Специальный зажим для провода позволяет зафиксировать его в нужном положении (в прилагаемой инструкции подробно описано, как правильно свернуть петлю и закрепить ее, чтобы мышь была полностью свободна в перемещениях, но провод при этом был надежно закреплен). Стоит это чудо техники 35 долларов и поставляется в большой алюминиевой коробке с внутренностями из упаковочного поролона.

Второй подходящий для геймера вариант – Everglide Giganta Optical Silver. По сути, это толстая пластина из матового полупрозрачного пластика. Несмотря на некоторую внешнюю брутальность и большую толщину (7,8 мм вместе с ножками из мягкой прозрачной резины), ковер очень эргономичен: точно рассчитанная форма выреза и скошенные края обеспечивают очень удобное расположение кисти.

При этом молочно-матовый пластик впечатляюще сияет изнутри, подсвечиваемый красным светодиодом мыши. Тщательно обработанная поверхность ковра почти не уступает по своим рабочим характеристикам неподражаемому fUnc sUrface 1030. Стоимость Everglide Giganta Optical Silver составляет 20 с небольшим долларов, и это очень неплохой вариант в качестве подарка для себя любимого. Не забудьте только прикупить специальные тефлоновые наклейки для мыши Mouse Skates – без них перемещение мыши будет слишком жестким и шероховатым.

Наконец, третий претендент на место на вашем столе – X-trac optical mouse pad. С виду – обычный дешевый коврик, разве что при более близком знакомстве бросается в глаза непривычный материал подошвы и специальный “голограммный” гексагональный рисунок рабочего слоя. Мышь идеально скользит по поверхности даже без всяких наклеек, а оптический сенсор работает без намека на сбои, которые не редкость на дешевых пластиковых ковриках с резкими цветовыми переходами. Популярные в свое время коврики Verbatim с красивыми объемными картинками и рядом не стояли с этим продуктом высоких технологий. Стоит он примерно столько же, сколько и Everglide Giganta Optical Silver – около 20 долларов.

Дополнительные аксессуары, которые наверняка заинтересуют заядлого геймера, – отдельный пружинный держатель провода Mouse Bungee Cord Guide и упомянутые тефлоновые наклейки Mouse Skates (500 и 160 рублей соответственно). Все это совсем не лишние вещи, ведь вместе с хорошей мышью и ковром они помогают достичь непревзойденного комфорта и точности позиционирования, которые неведомы надутым обладателям “крутых” беспроводных мышек.

Единственное место, где можно приобрести все описанные устройства, – интернет-магазин CyberLife (www.clife.ru), ориентированный исключительно на профессиональных геймеров. Искать fUnc sUrface 1030 и наклейки для мыши на Горбушке, Буденовском или Савеловском рынке – абсолютно бесполезное занятие. Но хорошо хотя бы то, что за этой экзотикой уже не надо ехать в Штаты…

Радость пилота. Джойстики

Если игровые мыши – устройства, по сути, универсальные, поскольку параллельно с совершением боевых вылазок проводят славные трудовые будни в обычных программных приложениях, то рули и джойстики – атрибуты настоящего игромана.

Сами подумайте: если вы не фанат автогонок или авиасимуляторов, то вряд ли станете покупать дорогой манипулятор – чтобы скоротать вечерок-другой, вполне можно обойтись и клавиатурой. Но вот если вас тянет в небо и вы даже подумываете о сетевых баталиях, то без качественного джойстика от врагов уже не отбиться.

Мифы
Существует два широко распространенных мифа о джойстиках. Первый: благодаря технологическому прогрессу практически все эти устройства справляются со своими обязанностями одинаково, разница заключается только в дизайне рукоятки и функциональных клавиш. Второй: тягой двигателей проще управлять с клавиатуры.

Первый миф отражает реальность лишь отчасти: у джойстиков немало важнейших характеристик и помимо дизайна. Что же касается второго, то любой игрок, хотя бы однажды пользовавшийся тротлом (throttle – рукоять управления тягой), знает, что с этим не сравнится никакая клавиатура, которая нужна только для тонкой настройки двигателя, например для сброса мощности до заданного значения. Одним словом, если решите покупать джойстик, ищите модель, оснащенную тротлом, – не пожалеете.

НЮАНСЫ

При выборе джойстика следует обратить внимание на целый комплекс важнейших параметров.
– Производитель и, соответственно, цена. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции джойстика, процесс его производства довольно сложен. Надежность и долговечность устройства зависит от качества подшипников, материала, из которого сделаны пружины, и прочих факторов, которые, в свою очередь, влияют на стоимость конечного продукта. Хороший бренд никогда не будет рисковать своей репутацией, поэтому, выбрав джойстики таких производителей, как Logitech или Saitek, вы можете быть уверены в том, что они не начнут хрустеть и скрипеть на столе в первый же вечер. Ну а если на прилавке стоит что-то незнакомое и к тому же дешевое, скорее всего это не жилец. Приятных впечатлений от полета вы не получите, зато очень быстро разочаруетесь во всех джойстиках сразу. Более или менее вменяемое устройство начального уровня не может стоить меньше 30-40 долларов, кто бы и что бы вам ни говорил.

– Вес. У легкого джойстика имеется дурная привычка начинать неконтролируемое скольжение в самый неподходящий момент, и даже хорошее крепление не всегда спасает ситуацию. Так что от приобретения таких джойстиков лучше воздержаться. Что касается конкретных рекомендаций, то лучший выбор –джойстик с троттлом Hotas Cougar c тяжелым металлическим каркасом. Если купить его нет возможности, то имеет смысл брать такие модели, как Saitek SX-45, Saitek Evo или ThrustMaster Afterburner II.

– Способ сцепления с поверхностью. Раньше за это отвечали присоски вроде тех, что в советские времена держали мыльницы на кафеле. Сегодня для крепления джойстиков их используют все реже, предпочитая ограничиваться резиновым основанием. Лучше остановить свой выбор на моделях без присосок, потому что для качественного сцепления эти прилипалы требуют увлажнения и идеально гладкой поверхности.

– Эргономичность. Это самый важный параметр любого джойстика. От того, насколько удобно рука лежит на рукоятке, зависят ощущения игрока. Особое внимание следует уделить тому, насколько удобно сделан хват – рукоятка должна быть достаточно толстой, с хорошим резиновым покрытием и выемками под пальцы. Обязательно наличие так называемой площадки для отдыха – выступа внизу рукоятки, на который можно положить расслабленную руку, например, во время длительных перелетов. Кроме того, большому пальцу руки должен быть обеспечен максимально свободный доступ ко всем предназначенным для него кнопкам: часто бывает так, что производитель по каким-то причинам располагает в гипотетической зоне большого пальца дюжину кнопок, из которых реально пользоваться можно только двумя-тремя, а до остальных палец либо просто не дотягивается, либо делать это крайне неудобно. Скажем, модели Saitek ST90 и Evo в этом отношении выполнены далеко не блестяще. А вот все тот же Hotas Cougar считается эталоном эргономики – достаточно взглянуть на его рукоять, чтобы понять, о чем идет речь.

– Количество элементов. В идеале оно должно быть минимально-достаточным. Помимо традиционного передвижения по осям манипулятор должен уметь менять крен самолета, стрелять из двух видов оружия, наводить самолет (робота, шатл) на цель, циклично переключать эти цели, управлять мощностью двигателя и давать возможность пилоту время от времени смотреть по сторонам (обычно для этого предназначена дополнительная маленькая рукоятка под большой палец). Таким образом, получаем порядка семи кнопок и тротл. Альтернативой последнему может служить регулятор в виде ползунка, имеющегося, например, у многих джойстиков ThrustMaster.

– Жесткость хода рукоятки и тротла. Это достаточно условный параметр, поскольку у каждого игрока – свои предпочтения. По нашему мнению, ход должен быть жестким, но плавным – таким, какой он у Hotas Cougar или Saitek SX-45. Все очень просто – упругий ход создает именно то тактильное ощущение, во имя которого во многом джойстик и покупается – ощущение штурвала. В случае, когда ход очень легкий, играть становится не так интересно. К тому же в критический момент (скажем, при выходе из петли на низкой высоте) рукоятку приходится выжимать до максимально возможного значения, из-за чего джойстик порой отцепляется от стола и либо падает, либо остается у вас в руках. Упругость хода дает психологическую уверенность в том, что максимально возможное усилие уже сделано.

РЕАЛИИ
Несмотря на кажущееся изобилие джойстиков всех мастей и расценок, в действительности моделей, достойных настоящего игрока, не так уж много. Мы выбрали три устройства из разных ценовых категорий – так уж получилось, что лидеры каждого класса давно определены самими игроками, и ситуация с тех пор не меняется.

Если у вас много денег и вы хотите купить “неубиваемый” джойстик с потрясающей эргономикой, уникальным расположением кнопок и тактильно-механическими характеристиками, то ваш выбор – разумеется, Hotas Cougar. Данный джойстик рекомендован ВВС США для обучения боевых пилотов и представляет собой не что иное, как точную копию штурвала истребителя F-16. Все это не просто так – над его эргономикой работали не компьютерщики, а боевые пилоты, которые порой проводят за штурвалом сутки.

Понятно, что далеко не каждому по карману джойстик за 400 долларов. Этим и воспользовалась компания Saitek, которая выпустила практически точную пластиковую копию Hotas, слегка изменив расположение второстепенных элементов. Поступок этот вполне закономерен. Начала продаж SX45 ждали с момента появления первой скудной информации о нем в Сети. По утверждениям дистрибьюторов, люди делали заказы за месяц, чтобы получить джойстик как можно быстрее. Наше мнение – это оптимальный вариант по соотношению цена/качество, обладающий всеми плюсами Hotas Cougar.

При этом он легче (все-таки Hotas весит несколько килограммов) и кое в чем даже превосходит старшего брата – площадка для отдыха расположена удобнее и чуть выше, а не как в Hotas, который будучи точной копией штурвала, рассчитан на руку пилота в перчатке.

Луч света в низшей ценовой категории – Thrustmaster AfterBurnerII. Он недорог, практичен, в меру легок, но при этом устойчив, обладает очень удачной эргономикой и отвечает всем требованиям придирчивого игрока. Автор за годы использования этого устройства еще ни разу не нашел поводов для жалоб, хотя и продолжает мечтать о Hotas Cougar.
Если же вы решили подобрать модель под себя и хотите сами делать выводы – просто попросите продавца распаковать коробку с понравившимся вам устройством и вспомните все вышеописанные характеристики.

Гоночный драйв. Рули с обратной связью

По статистике примерно 80% пользователей играют в автогонки с помощью клавиатуры или геймпада. Эти люди просто не знают, что настоящий кайф от автосимуляторов можно получить только при использовании руля, причем руля с хорошей обратной связью.

Поскольку в этом номере журнала рассматривается все только самое лучшее, мы будем испытывать наиболее продвинутые рули с обратной связью. Каждый руль будет протестирован в трех играх, где и проявятся все достоинства и недостатки конкретной модели. Прочитав наш отчет, вы узнаете, на что стоит обращать особое внимание при выборе модели руля – пусть даже она не вошла в данный материал. В качестве полигонов использовались наиболее показательные игры, и есть смысл коротко познакомиться с каждой из них.

Номер один – Live For Speed (LFS). Это, пожалуй, самый реалистичный из всех существующих симуляторов шоссейно-кольцевых гонок. Физическая модель поведения автомобиля очень точна, поддержка устройств с обратной связью безукоризненна. Кроме того, в LFS встроена полная поддержка коробки переключения передач ручного типа (свое положение рычага для каждой скорости), которая, в частности, имеется в тестируемом комплекте ACT LABS Force RS + ACT LABS Shifter.

Вторая игра – совершенно новая Need For Speed: Underground. И хотя по своей сути это аркада, а не симулятор, поддержка аналоговых устройств с обратной связью реализована в ней на очень высоком уровне. По крайней мере, мы узнаем, что такое хороший руль в гонках по ночному городу.

Третий тест – заслуженный Need For Speed: Porsche Unleashed. Это позапрошлая серия NFS, в которой игроку доступны несколько десятков автомобилей Porsche. Несмотря на почтенный возраст (более трех лет) данная игра является одной из лучших по реализации физической модели автомобиля и поддержке устройств с обратной связью. Одним словом, это очень удачный сплав симулятора и адреналиновой скоростной аркады.

LOGITECH MOMO RACING FORCE FEEDBACK WHEEL
Этот манипулятор с длинным названием весьма недешев ($160), но объемистая коробка с изображениями руля “в полный рост” намекает на то, что он того стоит.

Руль и в самом деле великолепен. Толстый обод из плотной шероховатой резины не хочется выпускать из рук. Форма “баранки” отлично продумана – она круглая сверху, слегка приплюснута снизу и имеет эргономичные утолщения по бокам. По центру обода сверху присутствует метка в виде металлического красного кольца – такое решение, позаимствованное у раллийных автомобилей, позволяет всегда видеть, куда повернуты колеса, даже если они потеряли сцепление с дорогой и автомобиль ушел в неуправляемый занос.

Подрулевые лопасти выше всяких похвал – такого четкого и легкого срабатывания с полным отсутствием люфта нам не доводилось видеть ни на одной другой модели. Руль вращается свободно, без паразитного трения. Джойстик КПП – секвентального типа, то есть передачи можно включать только последовательно, а понятие “нейтраль” отсутствует в принципе. Однако форма и расположение джойстика очень удобны, а жители праворульных стран легко могут перенести его на левую сторону, поскольку в конструкции предусмотрены два посадочных места – по одному с каждой стороны “баранки”.
Педали, может быть, и не идеал, но очень близки к нему.

Чуть не хватает массивности металлического основания и большего количества резины. В остальном блок педалей сделан довольно-таки удачно: большие размеры, резиновые накладки сверху и ножки снизу. Кроме того, присутствует эксклюзивная деталь: шипастая выдвижная планка для надежного контакта с ковровым покрытием. Если у вас под столом ковер – выдвигаете эту планку, и основание вцепится в ворс сотней пластиковых шипов. Правда, жене (или маме) лучше об этом не знать – огребете за неделикатное обращение с ковровым покрытием.

Педали ходят плавно, без помех, но усилие возврата рассчитано точно. Педаль тормоза традиционно более тугая, нежели акселератор. Учитывая, что основание достаточно массивно, педалями можно управлять раздельно, в спортивном стиле (левая нога на педали тормоза, правая давит на газ). Основание при этом почти не елозит по полу. Однако многим будет удобнее ездить в традиционной манере: левая нога стоит на основании, дополнительно прижимая его к полу, а правая отвечает за газ и тормоз – как в обычном автомобиле.

К столу руль крепится при помощи несколько непривычного механизма: две маленькие струбцины, которые цепляются за столешницу у самого края, и один длинный шток на конце мощного кронштейна. Итого – три точки, что дает довольно надежное, удобное крепление. Маленькие струбцины затягиваются сверху, поэтому количество выпирающих под столом деталей сведено к минимуму. Жаль только, что в местах контакта со столешницей нет резиновых накладок.

После подключения комплекта к порту USB Windows XP без проблем опознала его и в списке игровых контроллеров появился Logitech MOMO Wheel. Однако вкладка настроек оказалась подозрительно аскетичной – в частности, на ней не имелось опции включения/выключения Default Spring (это аналог механической пружины с постоянным возвращающим усилием в рулях без обратной связи; он нужен в том случае, если игра не понимает устройств с Force Feedback).

Запущенный Live For Speed показал, что универсальные драйверы Windows – примерно то же самое, что наушники-затычки, прилагающиеся к дешевому плейеру: играть-то играют, но уж очень плохо. Руль, конечно, позволял управлять машиной, но не более того. Ни о какой настоящей имитации речи не шло: обратная связь отсутствовала, а “баранка” настойчиво стремилась вернуться в среднее положение, даже когда автомобиль мирно стоял на месте. Станиславский точно сказал бы: не верю!

Пришлось залезть в пакет с инструкцией и достать диск с драйверами. Вот это совсем другое дело! После инсталляции родного софта настроек прибавилось в несколько раз, а самое главное – появилась упомянутая опция Default Spring. Она, разумеется, была отключена, поскольку все используемые сегодня игры прекрасно дружили с Force Feedback.

Теперь LFS оставил совершенно другое впечатление. Езда на заднеприводном автомобиле превратилась в опасное и увлекательное приключение. Только после продолжительной тренировки пришло понимание, как нужно вытягивать машину из заносов и насколько прибавлять газу в поворотах. С ростом скорости руль становится все более упругим, а в поворотах очень натурально норовит вырваться из рук. Секвентальная коробка переключения передач, в общем, оказалась весьма удобной вещью. Расположен джойстик в удобном месте – рука находит его на ощупь, а момент переключения узнаешь на слух, по звуку двигателя, так что никаких проблем механическая КПП не доставляет.

Need For Speed: Porsche Unleashed также отлично ужился с толстой резиновой “баранкой”. В общем-то, рассказывать тут особо нечего: прекрасные эффекты обратной связи, натуральное реактивное усилие в поворотах, удобный способ секвентального переключения передач.

Последний тест – Need For Speed: Underground. И без того сногсшибательная игра заиграла с Logitech MOMO чудесными психоделическими красками. Оказалось, что аркада аркадой, а поддержка устройств с обратной связью в ней реализована получше, чем в иных симуляторах. Может, конечно, физическая модель и упрощена, но упрощена ровно настолько, чтобы выдать игроку самое “вкусное”, подсадить его на наркотик скорости. Руль и игра оказались половинками, которых не хватало друг другу для создания совершенного симбиоза. Переключение передач превращается во вредную привычку – хочется делать это снова и снова. Отщелкивание скоростей секвентальным джойстиком сопровождается смачным клацаньем КПП из динамиков – спасибо разработчикам игры за классную озвучку. Как жаль игроков, которые ездят с автоматической коробкой передач – они теряют половину кайфа от гонки!

Включение “нитры” удобнее всего делать правым подрулевым “лопухом” – при этом чувствуешь, как машина вздрагивает, словно пришпоренная лошадь. Чувствуешь, что характерно, ладонями, поскольку впрыск Nitrous Oxide тоже входит в спецэффекты обратной связи. В поворотах машина идет как по рельсам – сказывается некоторая аркадность, упрощенность физической модели. Но именно это и увеличивает удовольствие – из тренажера-симулятора, не прощающего ошибок, процесс езды превращается в увлекательное развлечение.

В общем, того, что англичане называют “fun” и “drive”, у руля Logitech MOMO оказалось с избытком. И если немного доработать механизм крепления к столу, а также педали, взяв все это от ACT LABS Force RS, он мог бы называться лучшим геймерским рулем на планете.

THRUSTMASTER F1 FORCE FEEDBACK RACING WHEEL
М-да… Похоже, длинные названия – модная фишка среди производителей рулей. Перед нами топовая модель Thrustmaster – точная копия штурвала болида Formula-1. После Logitech MOMO изделие Thrustmaster кажется неуклюжим и каким-то слишком пестрым. Простецкий кожух из красной пластмассы. На рулевом колесе россыпь крупных круглых кнопок. Баранка слишком широкая, с узким ободом, а верх как будто срезан ножовкой. Доверять первому ощущению не всегда правильно, посмотрим на этого представителя породы гоночных рулей в действии.

С тем, чтобы прикрутить руль к столу, проблем не возникло: резиновые присоски с одной стороны и пара струбцин с другой надежно зафиксировали пациента. По качеству крепления получилось ничуть не хуже, чем у Logitech MOMO, хотя и без сложных маленьких зажимов. А всего-то надо было – пару резиновых присосок и широкий резиновый диск на штоке струбцины. Вот только длинные винты чересчур сильно выпирают снизу, периодически цепляя колени.

Педали же разочаровали сильно. Широкие и высокие, они закреплены на маленьком легком основании. Еще не начав игру, можно с уверенностью предсказать, что вся эта конструкция будет уползать из-под ног и елозить по полу. Алюминиевые накладки на педалях и основании – это, конечно, круто, но лучше бы вместо этой мишуры нам предложили более массивное и широкое основание. А пока непонятно, как же с ними управляться.

Разные ноги на газ и тормоз – это очень неудобно, блок педалей сразу же уезжает. А если прижать левой ступней основание к полу, не остается места для нажатия педали тормоза. В коробке, которую нам принесли, почему-то не оказалось драйверов, поэтому пришлось качать софт с сайта производителя. Удивительно, но после установки unified-драйвера для устройств с обратной связью от Thrustmaster, никаких новых закладок в свойствах игрового контроллера не появилось.

Тем не менее проблем с Force Feedback в играх не было: на руле есть уникальная кнопка с литерой N. Ее нажатие отключает режим Default Spring, что, как мы уже выяснили, крайне важно для игр с поддержкой обратной связи. Соответствующий режим индицируется зеленым свечением светодиода (по умолчанию он горит красным, что символизирует действие вируальной пружины, постоянно возвращающей баранку в среднее положение). Да, и еще очень важно не забыть включить тумблер на задней стенке кожуха – обратную связь у данного руля можно и выключить.

Ну что ж, как поведет себя “формульный” руль в играх? Первым запускаем LFS. Симулятор без проблем состыковался с рулем, и даже не пришлось дополнительно настраивать педали газа/тормоза (если они совмещены на одной оси, как и в этом случае, иногда приходится их инвертировать и так далее). По ощущениям на трассе Thrustmaster F1 ничем не уступил предыдущему участнику тестирования. Очень внятные, толковые усилия на руле, хорошее “чувство автомобиля”. Переключать передачи оказалось очень удобно при помощи алюминиевых подрулевых переключателей. Использование алюминия, впрочем, решение довольно спорное – прочность конструкции, конечно, возрастает, но пальцам не очень-то приятно касаться холодного металла.

Чуть пониже классической “качельки” переключения передач есть еще два “лопуха” – это не просто очередные переключатели, а полностью аналоговые тяги, дублирующие газ и тормоз. То есть Thrustmaster F1 – незаменимая находка для инвалидов или детей, не достающих ногами до пола. В конце концов, вам может быть лениво устанавливать каждый раз педали – в таком случае вполне можете поездить с ручным газом и тормозом, впечатления очень необычные. В общем, в Live For Speed испытуемый руль прошел испытание на оценку “хорошо с плюсом”. Разве что мощность приводов обратной связи была чуточку пониже, чем у Logitech MOMO.

А вот c NFS:PU вышла накладка. Хотя обратная связь в игре явно присутствовала, реактивного действия на руле почти не ощущалось. Да и все прочие эффекты присутствовали как-то слишком слабо. Проехав трассу Zone Industrielle на Porsche Carrera 4 1989 года, мы решили плюнуть на это дело и запустили последний тест.

Need For Speed: Underground неплохо ужилась с Thrustmaster F1, но не более того. Такого мощного слияния с игрой, которое подарил нам Logitech MOMO, уже не было: несколько факторов сложились вместе и смазали впечатление. Во-первых, мощность эффектов обратной связи оказалась пониже. Во-вторых, “формульный” хват руля (низкая посадка, ладони обхватывают нижнюю часть руля) оказался не очень удобным в бешеной гонке по ночному городу.

Да и при спокойной езде он не радует: расслабившись, с одной рукой на руле уже не поездишь, положить ладонь сверху мешает срезанная часть баранки и выпирающие угловые кнопки. В-третьих, переключение передач с помощью подрулевых “лопухов” не идет ни в какое сравнение с классным джойстиком Logitech MOMO. Чудесное клацанье переключаемых передач оказалось заглушено сухими громкими щелчками алюминиевой качельки. Да еще дорожные эффекты иногда куда-то пропадали: например, после первого трамплина удар чувствуется по полной программе, а второе приземление проходит без всяких эффектов.

Thrustmaster F1 – неплохой руль, он явно входит в группу лидеров рынка, но чемпионом, к сожалению, не является. Плюсы – довольно информативная, точно дозирующая усилие баранка с отличным резиновым покрытием, актуальная кнопка N, отключающая режим Default Spring без возни с драйвером, а также очень хорошая работа в лучшем симуляторе нашего времени Live For Speed, что говорит о богатых потенциальных возможностях. Жаль только, что полностью раскрыться всем этим возможностям мешает недоработанность софта и откровенно неудачный блок педалей. За такие деньги ($180) хотелось бы большего.

ACT LABS FORCE RS + ACT LABS SHIFTER
Это не просто руль с педалями, а целая система. Очень недешевая ($210 + $100). Баранка с педалями продается отдельно, но дополнительно можно прикупить переключатель скоростей механического типа ACT LABS Shifter и даже аналоговое сцепление ACT LABS Clutch Performance System. Что ценно, переключатель скоростей может работать с любым рулем, поскольку представляет собой автономное устройство, подключаемое к порту USB. Таким образом, у вас в системе оказывается не одно, а два игровых устройства. Остается сущая мелочь – заставить игру корректно работать с ними обоими.

Руль впечатляет уже в процессе распаковки. Мощнейший блок педалей с металлическим увесистым основанием. Сверху все покрыто толстенным слоем литой резины. Сами педали ходят очень необычно – не как рычаги на осях, а как утапливаемые поршни. Поначалу казалось, что такое решение не очень удобно, к тому же педали слегка заедало. Однако после пары дней эксплуатации детали приработались и нажатия стали мягче.

У руля имеется огромная “торпеда”, и, соответственно, мощный привод обратной связи. Баранка, напротив, не очень впечатлила – она обшита дерматином и очень уж круглая, да и три спицы расположены практически симметрично – трудновато на глаз определить среднее положение. Крепление руля к столу очень грамотно решено с инженерной точки зрения. В местах контакта со столешницей присутствуют площадки из мягкой резины. Кронштейны струбцин выполнены не из пластмассы, как у всех остальных рулей, а из металлического профиля. Все затягивается очень туго, хотя никакого инструмента для этого не требуется: достаточно закрутить два выступающих диска по краям “торпеды”. В результате система крепления практически не занимает места под столом и колени игрока не натыкаются на всякие торчащие стержни и кронштейны.

Сзади в могучем корпусе руля имеется загадочная прорезь, которой нет у других моделей. Туда вставляется специальный картридж, в котором размещена вся электронная начинка устройства. Зачем это сделано? Все очень просто: подобные картриджи существуют как для PC, так и для игровых приставок.

Таким образом, владелец руля имеет в своем распоряжении многофункциональный универсальный манипулятор, теоретически совместимый с любым возможным оборудованием. Остается лишь вопрос: зачем нужно было все так наворачивать, неужели нельзя было решить это через драйвер устройства?

Восьмипозиционный рычаг механической коробки передач ACT LABS Shifter поставляется в отдельной коробке. В комплект входит мощная металлическая пластина, с помощью которой КПП крепится к столу. Сделано это достаточно надежно: корпус КПП прикручивается к пластине четырьмя винтами, а сама пластина зажимается между рулем и столешницей.

В комплект ACT LABS Shifter входит коробочка-разветвитель, подключаемая к USB и имеющая три гнезда: для рычага переключения передач, педалей газа/тормоза, а также опционального аналогового сцепления ACT LABS Clutch Performance System. Питания для всего этого не требуется, так как здесь нет привода обратной связью – для компьютера Shifter и блок педалей выглядят просто как джойстик с кучей переключателей и двумя аналоговыми осями. Итак, система ACT LABS была конфигурирована следующим образом: руль подключен к одному порту USB, а педали с КПП – к другому. В результате в системе образовалось два игровых устройства – руль с обратной связью и джойстик. Осталось только установить софт, чтобы все возможности комплекта стали доступными.

Запущенный Live For Speed без проблем опознал подключенное оборудование. Никаких проблем с настройкой механической коробки не возникло – всего-то нужно указать конкретное положение рычага для каждой скорости. Возникает вопрос: почему же аналогичные настройки присутствуют не во всех автогонках? Даже вышедший совсем недавно NFS: Underground лишен подобных опций, а ведь это так просто реализовать.

Ну что ж, выезжаем на трек. Впечатления – самые положительные. Несколько мешает чрезмерная “острота” руля, но это можно поправить настройками, а реалистичность эффектов Force Feedback просто замечательная. Мощность привода обратной связи ничуть не уступает Logitech MOMO – не зря у руля такой здоровенный кожух! Переключение скоростей в точности такое же, как на настоящем автомобиле. Есть нейтральное положение, есть все пять передач и задняя тоже. Переключаться можно сразу куда угодно – этим настоящая механика выгодно отличается от секвентальной КПП.

Представим, что вы подъезжаете к повороту после длинного прямого участка. В случае секвентальной схемы переключения нужно последовательно перебирать все промежуточные передачи, дабы спуститься с пятой на вторую. С ACT LABS Shifter можно все сделать по-другому: разогнавшись, включаем нейтраль и гасим скорость плавными притормаживаниями (вот где чувствуешь прелесть аналоговой педали тормоза; замедление, не замутненное параллельным торможением двигателя, чувствуется гораздо лучше).

Перед самым входом в поворот включаем вторую передачу и дотормаживаем двигателем, в повороте прописываем плавную дугу, аккуратно дозируя подачу газа, а на выходе из него разгоняемся и врубаем третью. По времени прохождения круга разницы, может быть, и нет, но зато намного вырастает удовольствие от самого процесса вождения. Происходящее на экране значительно приближается по ощущениям к реальности. Если использовать дополнительную педаль аналогового сцепления, комплект ACT LABS в паре с грамотным симулятором вполне может функционировать как тренажер.

Итак, экзамен в LFS наш подопытный сдал на пять баллов. Но что будет в других играх, которые не понимают механической коробки передач? Как запрограммировать каждую передачу в отдельности и нейтральное положение рычага, если в настройках игры есть только команды shift up и shift down? Для этого в комплекте поставки ACT LABS есть утилита Shifter/Clutch Utility, выступающая своеобразной прослойкой между игрой и КПП.

Команды от рычага утилита транслирует в сигналы, понятные игре, и вы можете ездить с “механикой”, даже если игра не умеет работать с подобными устройствами. Главное, чтобы интересующая вас игра была в списке поддерживаемых (порядка 100 наименований, список доступен в одной из вкладок Shifter Utility). Второй тест в нашем состязании – Need For Speed: Porsche Unleashed – в списке имеется. Тем интереснее испытать весь этот сложный программно-аппаратный комплекс в деле. Итак, Shifter Utility запущена и отправлена в системный трей. В настройках NFS:PU не появляется никаких новых опций для переключения передач, но это не должно вас заботить – оставляем данные параметры по умолчанию.

Заезд по трассе сопровождается приятным сюрпризом: механическая коробка работает как надо – можно переключаться на любую передачу и включать нейтраль. Правда, праздник несколько омрачается не очень внятными эффектами обратной связи. Руль ощутимо “пуст”, и похоже на то, что нормальной работы придется добиваться долгой подгонкой настроек обратной связи в драйверах и в самой игре. В общем, в Need For Speed: Porsche Unleashed руль Logitech MOMO остался непревзойденным.
Третья игра – Need For Speed: Underground – оставила двойственное впечатление.

Руль вписался в эту аркаду как влитой, и все эффекты работали как нужно, но рычаг переключения передач оказался не у дел. NFS: Underground пока не поддерживается утилитой Shifter Utility, и переключать передачи рукояткой просто невозможно. Наверняка в новых версиях Shifter Utility поддержка NFS: U появится, но весьма вероятно, что большой пользы от этого не будет. Ведь натуралистичное переключение передач больше подходит для симулятора, а ураганная аркада, не дающая времени на размышления, лучше всего сочетается с секвентальной коробкой передач.

Итак, для обычного геймера, не зацикленного на одних автосимуляторах, очевидно, имеет смысл взять что-нибудь попроще и поаркаднее, нежели комплект ACT LABS Force RS + ACT LABS Shifter, который больше подойдет энтузиастам, желающим добиться максимально точной имитации автомобиля и кропотливо собирающим свой личный автотренажер. Мелкие недостатки этой модели не принципиальны, а качество изготовления и продуманность конструкции находятся на очень высоком уровне.

Многие из вас будут удивлены небольшим количеством участников тестирования. Всего три руля и три игры – разве этого достаточно для полного раскрытия данной темы? Откроем секрет: нам привезли на тестирование аж семь рулей и в случае надобности могли привезти еще больше. Но мы решили, что глобальнейший тест на 15 полос скорее запудрит мозги человеку, терзаемому муками выбора, чем прояснит ситуацию. А потому выбрали наиболее показательные модели манипуляторов, чтобы раскрыть их слабые и сильные стороны.

В итоге получилось, что из самых серьезных рулей оптимальным выбором для продвинутого игрока, не сильно ограниченного в средствах, является Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel. Пухлая удобная баранка, хорошие педали, отличная реализация эффектов и классный джойстик секвентальной коробки переключения передач – что еще нужно для гонок по пустынным улицам ночного города?

Если же вы хотите почувствовать что такое настоящая “механика” – прикупите дополнительно КПП ACT LABS Shifter. Секвентальный джойстик Logitech MOMO легко снимается, а место справа от руля займет настоящая спортивная коробка переключения передач. Если же вы испытываете непреодолимую тягу к полной имитации, тогда стоит купить ACT LABS Force RS в комплекте с аналоговым сцеплением ACT LABS Clutch Performance System и ACT LABS Shifter. Не забывайте только, что чаще всего полная имитация и максимальное удовольствие от игры – вещи несовместные.