13 лет назад 16 апреля 2006 в 2:06 61

Каждый новый трехмерный бенчмарк futuremark давал нам возможность заглянуть в будущее, увидеть, как должны выглядеть игры через год-полтора. Технологичность и навороченность тестовых демо поражала зрителя, но красота требовала жертв – даже топовые решения оказывались на коленях под натиском нового 3dmark.

Начиная с 1998 года компания регулярно выпускала новые версии бенчмарка. Выход каждого 3DMark коррелировал с релизом новой версии DirectX. Но в начале этого года (раньше, чем ожидалось) неожиданно вышел 3DMark06 без сопутствующего DirectX 10 (Windows Graphic Foundation – WGF). Однако ATI и NVIDIA выпустили уже по три поколения видеокарт с поддержкой DirectX 9. Сама графическая библиотека доросла до шейдеров третьей версии, и обещаны уже четвертые. Выходит, что новый 3DMark оказался явлением логичным и востребованным.

Существует три версии пакета: бесплатная (с ограниченной функциональностью) и две платные. Установка бенчмарка требует DirectX 9.0c с декабрьским обновлением. После первого прогона на GeForce 7800GTX в паре с Athlon FX-60 видим старый 3DMark05 в новом качестве, с заметно упавшей частотой смены кадров. Демо выглядят очень красиво – лучше, чем в предыдущей версии. 3DMark06 получил два новых теста, изменена методика расчета итоговых “попугаев” и подход к вычислению процессорной скорости.

Основные различия 3DMark05 и 3DMark06
3DMark05 3DMark06
Версии шейдеров 2.0 2.0 и 3.0
Количество тестов 16 19
SM2.0-тесты 3 2
HDR/SM3.0-тесты нет 2
CPU-тесты 2 (программные вершинные шейдеры) 2 (сложный AI и расчет физики)
Уровень детализации высокий очень высокий
Размер текстур большой очень большой
Количество источников света большое очень большое
Материалы простые cложные
Сложность шейдеров высокая (до 96 инструкций) очень высокая (до 512 инструкций)
Мягкие тени 4 выборки 4 и 16 выборок
Поддерживаемые процессоры одноядерные многоядерные и одноядерные

Основными нововведениями стали: поддержка шейдеров третьей версии, использование HDR и поддержка многопроцессорных систем. В техническом описании производители пообещали меньшую процессорозависимость тестов, благодаря чему сравнивать можно SM2.0 и SM3.0 результаты, полученные на системах с разными процессорами. Для этого даже разрешение по умолчанию было повышено с 1024×768 до 1280×1024 пикселей.

SM2.0 GRAPHICS TEST 1: RETURN TO PROXYCON
Первый тест в пакете, перешедший из старого бенчмарка версии 05. Тест эмулирует ситуацию в многопользовательских играх: обширные закрытые пространства, боевые действия с участием большого количества персонажей. За счет использования SM2.0, максимально больших текстур, 26 источников света и усовершенствованного алгоритма обсчета теней картинка стала намного красивей, а число кадров, естественно, меньше. Даже на GeForce 7800GTX мы получили меньше 15 кадров в секунду. Разработчики настоятельно рекомендуют посмотреть не только тест, но и демо для полного восприятия сюжета.

SM2.0 GRAPHICS TEST 2: FIREFLY FOREST
Еще во времена 3DMark05 тест Firefly Forest считался самой красивой трехмерной сценой природы. Обилие качающихся из-за ночного бриза растений, светлячок и тени от луны делали этот тест самым тяжелым в пакете. В современной версии Firefly Forest обрел более продвинутые шейдеры – исключительно SM2.0, второго светлячка, новые модели просчета теней и неизбежно упавший fps. Странно видеть, но самый медленный тест в пакете 3DMark05 оказался почти самым легким в новой версии. Чтобы увидеть, как летающие светлячки на фоне ночного неба вырисовывают сердце, нам снова рекомендуют смотреть демо.

HDR/SM3.0 GRAPHICS TEST 1: CANYON FLIGHT
Самый некрасивый и неказистый тест из предыдущего 3DMark. Тогда сцену с серыми скалами, ужасно ненастоящей водой и отрешенным от жизни лицом воздушного офицера, хладнокровно стрелявшего в каменное чудовище, которое вылетало из воды, можно было легко назвать провальной. Сейчас же тест переработан настолько, что стал символом нового 3DMark. Использование SM3.0 и HDR, более завершенный мир и улучшенные участники действия удивительным образом оживили процесс. Демо обзавелось динамическими мягкими тенями, реалистичным туманом, атмосферным рассеиванием света, преломляющимся и отражающимся от разных поверхностей светом – одним словом, кладезь эффектов DirectX 9.0c. Даже у берегов появилась тина, зеленая.

HDR (High Dynamic Range), кстати, позволяет создавать более реалистичные световые модели с заметно более широким диапазоном цветов, получая, когда необходимо, зоны с очень высокой яркостью. В 3DMark это обычно солнце. Однако и нагрузка на видеоподсистему в таком случае возрастает.
Дополнительно в режиме демо нам показывается высокодетализированный город, в который военным удается удрать от страшного монстра.

HDR/SM3.0 GRAPHICS TEST 2: DEEP FREEZE
Новый тест, демонстрирующий заброшенное посреди ледяной пустыни экспедиционное поселение. Упор делается на фотореалистичность графики. Демо примечательно длинными мягкими тенями, перемещающимися в свете заходящего HDR-солнца, и очень реалистичным, рассеивающим свет снегом, несущимся в виде вьюги через сцену. Для реальной картинки не хватает деталей, слишком все стерильно, но красиво, видно, что прогресс все ближе к фотореалистичному 3D в домашних условиях.

CPU TESTS 1 & 2: RED VALLEY
В этих тестах разрешение жестко фиксировано, разработчики выставили 640×480 пикселей для уменьшения влияния видеокарты на итоговый рейтинг. Более того, фреймрейт фиксирован на уровне 2 кадров в секунду. Для измерения производительности процессора теперь симулируется реальная процессорная деятельность в игровых приложениях – происходит расчет сложного AI и достаточно сложной физической модели. В демо участвуют 87 персонажей-ботов.

Бенчмарк, несомненно, удался. Программисты Futuremark использовали все самые последние наработки в области потребительской компьютерной 3D-графики. Старые демо 3DMark05 обрели новую жизнь, новый – более привлекательный облик. Тем не менее ничего революционного мы не увидели. Остается ждать новой версии библиотеки DirectX. В ожидании, однако, посмотрите демо 3DMark06 – оно действительно того стоит, не зря разработчик в техническом описании настойчиво повторяет “Please watch the demo for the whole storу”. Ведь пакет хорош не только “попугаями”.