9 лет назад 28 апреля 2010 в 2:10 113

Автор: Руслан Шебуков

Пожалуй, самая быстроразвивающаяся отрасль высоких технологий для бытового использования – это GPS-навигация. Новые GPS-устройства выходят чаще, чем мобильные телефоны. На рынке появляется все больше игроков – даже производители бытовой техники уже занялись автонавигаторами. А разработчики программного обеспечения гигантскими шагами приближают виртуальную, навигационную реальность к реальности настоящей.

С GPS-устройствами произошло то же самое, что в свое время с Apple iPod. Спутники глобального позиционирования работают уже второй десяток лет, несколько полноценно работающих программ были выпущены еще в конце девяностых, и векторные карты (не говоря уже о растровых) основных городов мира были доступны тогда же, но массового бума GPS-навигация достигла только сейчас. Теперь не пользуются навигаторами только консервативно настроенные водители старше сорока или те, кто последние годы провел в джунглях Амазонки и еще не в курсе, что теперь можно пользоваться не бумажными, а электронными картами.

Дальше всех в деле GPS-навигации продвинулись Западная Европа и Япония. В нашей стране ситуация не такая прекрасная, но тоже вполне небезнадежная – все больше городов получают отличные векторные карты с поиском по номерам домов, точками POI и даже трехмерным ландшафтом. Пока это первые шаги, но уже сейчас можно сказать, что по России и Украине можно ездить с GPS-навигатором, не пользуясь атласами автодорог (хотя на всякий случай иметь в бардачке их все же не помешает).

НОВОСТИ АВТОНАВИГАЦИИ

Самой удобной программой для навигации по-прежнему остается венгерский iGO, которому отдают предпочтение подавляющее большинство производителей GPS-устройств. На пятки ему наступает Navitel Navigator, ускоренными темпами совершенствующий свою программу и еще большими темпами расширяющий территориальное покрытие – в нашей стране сейчас их карты самые подробные и самые обширные. Отечественный Автонавигатор также постоянно наращивает количество городов и областей, в которых работает программа, а также увеличивает свою популярность за счет уникальных сервисов, таких как прокладка маршрутов в объезд пробок, интерактивная база POI или сохранение треков пользователей на своем сервере. Голландский TomTom лишь в последнее время обратил внимание на нашу страну и пока плетется в конце списка, но за счет своих качественных устройств и переноса работающих в Западной Европе сервисов также может скоро оказаться в числе крупнейших игроков рынка.
Что же мы имеем на сегодняшний день?

Nav’N’Go iGO

i-go.com
Текущие версии: iGO 8.3.2.73871 и iGO amigo 8.4.2.81333
Программа в России не продается

Компания Nav’N’Go на CeBIT 2009 представила новинку iGO amigo, которую позиционирует не иначе как платформу для навигации. На самом деле это следующая (8.4) версия популярной программы iGO с упрощенным интерфейсом (для начинающих, так сказать, пользователей), туториалом, мастером настройки и несколькими играми, в которые можно поиграть в свободное от вождения время.
Есть в amigo и нововведения поинтереснее. Так, в программе появилась функция наглядного выбора маршрута – теперь на экране навигатора можно одновременно просмотреть четыре варианта прокладки: быстрый, кратчайший, экономичный и “простой”. Последний – это вариант для “блондинок”, по самым широким дорогам и с наименьшим количеством поворотов в неудобных местах. В ущерб скорости и времени, естественно, зато без проблем. Насколько это будет работать в наших условиях, мы еще посмотрим, но сама тенденция говорит о том, что навигаторами теперь стали пользоваться действительно все.

Другая полезная функция amigo – “умная” история. Устройство запоминает, куда вы чаще всего ездите, и при прокладке нового маршрута из определенной точки (например, из дома) в первую очередь предлагает наиболее часто повторяющиеся цели ваших маршрутов. То есть, по сути, вам больше нет особой необходимости создавать вручную список Favorites, они и так у вас будут всегда под рукой.
Не обошлось и без мелких украшений и полезных утилит. Так, теперь вместо курсора-стрелки, обозначающего ваше местоположение, можно выбрать один из трехмерных символов – пешехода, велосипед или несколько моделей легковых автомобилей. Также в комплект программы входит конвертер различных мер и весов, калькулятор, вьюер для картинок (например, чтобы сравнить вид из окна автомобиля с фотографией цели путешествия, которую вы скачали из интернета), а также справочник телефонных кодов. Ну и 12 упоминавшихся выше игр от PDAmill.

Развитие iGO 8 также не останавливается. Кроме обновляемых раз в квартал карт от TeleAtlas теперь есть возможность использовать карты от Navteq (которые, впрочем, пока не слишком актуальны для нашей страны, но для некоторых других стран они более подробны).

Полным ходом идет работа над 3D-составляющей iGO – появляются новые 3D-достопримечательности, здания и даже комплексы строений (типа автозаправок) для основных городов мира. Попала в этот список и Москва, в которой кроме Кремля оцифровано еще несколько десятков памятников архитектуры (таких как Большой театр, Лужники и высотные здания), причем для карт от TeleAtlas и Navteq они разные, так что имеет смысл подгрузить и те, и другие.

Одной из самых интересных разработок сторонних производителей для iGO является модуль под условным названием Themechanger. После его установки на экране вашего навигатора появляется реалистичная 3D-картина с пейзажем, который меняется в зависимости от времени суток, времени года и даже погоды в каждый конкретный день (для этого нужно загрузить прогноз погоды на PC и затем перекинуть его на карточку с установленной iGO). В сочетании с трехмерным изображением автомобиля, на котором вы как будто бы едете, получается практически картинка из автосимулятора (см. скриншоты). Инструкция по подключению Themechanger – например, на сайте 4pda.ru.

Автоспутник

autosputnik.com
Текущая версия: 3.2.7
Стоимость: от 550 до 2600 руб.

Главное, чем нас порадовал Автоспутник за последнее время – это союз с сервисом “Яндекс.Пробки”, благодаря которому программа теперь отображает самую актуальную на сегодняшний день информацию о дорожной ситуации в Москве и Санкт-Петербурге и прокладывает маршрут в объезд пробок. Нововведение это вполне можно назвать революционным, потому что сервис “Яндекс.Пробки” стал действительно хорошо работать, собрав достаточное для объективного отображения ситуации количество подключенных к нему автонавигаторов. Теперь к пользователям сервиса добавились и владельцы коммуникаторов с Автонавигатором, что делает сервис еще более полезным и объективным.

Конечно, Автоспутнику тут еще есть над чем работать, поскольку интерфейс отображения пробок нельзя назвать вполне удобным: так, интерфейс бесплатной программы “Яндекс.Пробки” представляется более наглядным. Но Автоспутник – это отличная программа для автонавигации, и отображение актуальной дорожной ситуации поднимает программу на уровень, пока недостижимый для конкурентов.
Другой козырь Автоспутника – это нумерация домов со сложными буквенно-цифровыми обозначениями, здесь у программы также пока нет конкурентов.

Наконец, постоянно увеличивающееся картопокрытие Автоспутника делает программу привлекательной для все большего количества жителей нашей страны, равно как и некоторых других стран. Так, на сегодняшний день Автоспутником охвачена вся Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Армения, страны Балтии и Польша. Что касается покрытия России, то здесь ситуация почти победная – Автоспутник предлагает два комплекта карт – от TeleAtlas и Мегаполис от JJ Group, который частично повторяет карты TeleAtlas, но также охватывает и другие города и области. Полный список – на сайте autosputnik.com.
Кроме того, Автоспутник создает и развивает онлайн-сервисы, призванные облегчить жизнь автолюбителям. Так, пользователи Автоспутника всегда имеют возможность записать свой путь до какой-либо точки и послать его другому пользователю Автоспутника, OziExplorer или навигаторов Garmin – это может пригодиться, например, тем, кто собирает друзей у себя на даче, до которой просто так не доберешься. Другое применение этого сервиса – отслеживание маршрутов автомобилей ваших подопечных (например, жены или подчиненных), равно как и собственного – в случае если вы даете покататься своему сыну или друзьям.

Сервис Дорожные POI, реализованный в Автоспутнике, позволяет пользователям программы самостоятельно добавлять на карту дорожные объекты, которые могут создать проблемы водителю – такие как “лежачие полицейские”, железнодорожные переезды или засады ДПС. Эти объекты отправляются на сервер Автоспутника и становятся доступными каждому пользователю. Сервис теоретически полезный, но по-настоящему нужным он станет опять же при накопившейся критической массе таких объектов. Интересно, что озвучивание таких объектов можно изменять – некоторое время назад на сайте Автоспутника даже проводился конкурс на лучшую озвучку: так, один из вариантов предупреждения о засаде ДПС – звон монеток.

Navitel Navigator

navitel.su
Текущая версия: 3.2.5.1240
Стоимость: от 700 до 2800 руб.

Последняя версия Navigator может похвастаться не только самым обширным покрытием России, но и новыми сервисами. Но сначала все-таки о покрытии.

Более 300 городов и населенных пунктов с адресными планами и улично-дорожной сетью – так написано в аннотации к новой версии программы. Самая подробная карта Московской и Ленинградской областей – и это не пустые слова. Действительно, когда вам нужно найти что-нибудь в Подмосковье – дачу, садовый участок или адрес в какой-нибудь деревне, “Навителу” нет равных. Там где телеатласовские карты показывают сплошной лесной массив или безлюдную равнину, Navigator прокладывает маршрут по грунтовым дорогам между садовыми участками. Если в TeleAtlas город Фрязино представлен несколькими улицами с актуализацией чуть ли не 1945 года, то на карте Navitel Navigator есть даже силуэты подсобных строений, не говоря уже о номерах жилых домов. Схожая ситуация и с другими городами России и Украины. В планах – Белоруссия, Казахстан и страны Европы.

Есть тут еще одна особенность: Navitel Navigator использует открытый стандарт карт nm2, в связи с чем у пользователей появляется возможность конвертировать другие векторные карты и рисовать собственные. И таких карт, надо сказать, уже накопилось порядочно: так, энтузиасты составили альтернативную версию карты почти всей Украины (проект travelgps.com.ua), да и многие российские города и целые области также представлены в бесплатном и вполне легальном формате, который понимает Navigator. Правда, в таких картах почти не реализован поиск по адресам, поэтому пользоваться ими можно с определенной степенью условности.

С сервисами Navigator дела обстоят пока не так хорошо. Недавно запущенный всероссийский сервис “Пробки.Навител” пока не набрал достаточного числа активных пользователей, так что даже в часы пик информация “Навитела” о пробках не слишком объективна. Сервис “Навител.SMS”, с помощью которого можно обмениваться текущими координатами с другими пользователями программы – также дело хорошее и нужное, но пока не слишком популярное.

Однако самая спорная сторона Navigator – это интерфейс программы. По умолчанию экран слишком перегружен часто ненужными подробностями, и хотя имеется возможность уменьшать детализацию, все равно информации выводится слишком много. Иногда это помогает быстрее найти объект, но в большинстве случаев только мешает. То же самое касается автоматического масштабирования, когда пользователь никак не может проконтролировать процесс уменьшения масштаба при увеличении скорости. Автомасштабирование здесь не такое уж умное, как хотелось бы, и в целом правильная идея реализована не идеально: бывает, что даже при полной остановке масштаб не увеличивается, и приходится это делать вручную. Впрочем, вопрос этот действительно спорный, и в пользу такого интерфейса можно привести много аргументов как “за”, так и “против”.

Не так давно появилась коробочная версия программы в комплекте с картами России на двухгигабайтной SD-карточке. У Navitel это первый, полностью законченный продукт, выпущенный в России, и для компании, совсем недавно вышедшей на наш рынок, это значимое событие. Теперь Navigator на равных конкурирует с Автоспутником, до сих пор державшим монополию на рынке легального навигационного ПО, кое в чем даже превосходя его.

Мобильные Яндекс.Карты

mobile.yandex.ru/maps
Текущая версия: 2.15 beta
Стоимость: бесплатно

Бесспорно, самый удобный сервис с самой актуальной информацией по дорожной ситуации, по крайней мере, в Москве. Поначалу сервис был реализован только на PC с отображением информации в браузере, но вскоре была выпущена программа для Windows Mobile 2003, 5 и 6, а также для Symbian S60 и на Java. Сегодня программа поддерживается практически всеми смартфонами и коммуникаторами, что дает ей неоспоримое преимущество перед другими программами, реализующими подобные сервисы. Ну и самое главное – программа бесплатна, как и карты, которые она поддерживает. На сегодняшний день это Москва, Питер, Краснодар, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Набережные Челны, Орел, Тула, Рязань, Ростов, Самара, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Львов, Харьков и Автономная республика Крым.

Кроме этого Мобильные Яндекс.Карты могут похвастаться прокладкой маршрута с учетом пробок, а также наглядным интерфейсом: даже на мелких масштабах пробки хорошо видны при любом разрешении экрана, причем видны и направления движения пробок, что особенно ценно и чего практически не видно в программах конкурентах, таких как Автоспутник и Navitel Navigator. Ближайший конкурент по части пробок – СитиГид, который при всей наглядности интерфейса все же уступает “Яндексу” по количеству пользователей, а значит и по актуальности информации.

В новой версии наконец реализован механизм векторного отображения пробок, а не растрового, как раньше, что значительно увеличило скорость прорисовки дорожной ситуации, уменьшило в четыре раза интернет-трафик и позволило подгружать информацию о пробках не только для видимой части экрана, но и близлежащих секторов, что еще больше ускорило работу всего сервиса в целом. И без того отличная программа стала еще лучше.

Из других приятных особенностей Мобильных Яндекс.Карт – возможность скачивания карты целиком в память устройства (в виде кэша), поиск по адресам с корпусами и строениями (и отображение их на карте при крупных масштабах, что сильно облегчает поиск нужного дома), а также возможность сообщать о точках ДТП, дорожных работах, эвакуаторах, камерах и засадах ДПС для пользователей программы.
Вместе с тем Мобильные Яндекс.Карты не является полноценной навигационной программой, хотя и умеет прокладывать маршрут и вести по нему автомобиль. В нем не реализован ряд важнейших функций для автонавигаторов: оперативная перепрокладка маршрута при уходе с него, 3D-режим, голосовые подсказки и так далее. Но программа и не претендует на это, прекрасно справляясь с той задачей, которая на нее возложена разработчиками. Поэтому Яндекс.Карты удобнее всего использовать в сочетании с навигационной программой, например, iGO – таким образом вы получаете и актуальную информацию по пробкам, и все удобства навигатора. Более того, этот вариант предпочтительнее еще и тем, что позволяет оперативно принимать решения об изменении маршрута при изменении дорожной ситуации самостоятельно, а не полагаясь на компьютер, решения которого все же пока нельзя признать разумными в ста процентах случаев. Ведь пробки тоже бывают разными – одни из них рассасываются достаточно быстро, в других можно застрять намертво, и программа, естественно, этого знать не может, а человек может. Так, разумно подходя к информации, выдаваемой навигационным сервисом “Яндекс.Карты”, а также приблизительно зная, что происходит на дорогах города, можно сократить время простоя в пробках до минимума, чего за вас не сделает ни одна даже самая умная программа.

ИТОГ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Каждая из рассмотренных нами программ хороша по-своему, и в идеальном случае хорошо бы иметь каждую из них. iGO вам пригодится на каждый день, поскольку ее интерфейс – самый эргономичный из всех. Кроме того, покрытие практически всего цивилизованного мира делает ее незаменимой при поездках за границу.

Для того чтобы найти непростой адрес в Москве или в другом крупном городе России и ближнего зарубежья, вам понадобится Автоспутник, который к тому же умеет пользоваться сервисом “Яндекс.Пробки”.

Navitel Navigator незаменим при поездках по области и городам России и Украины – у него самое широкое покрытие мест нашего с вами обитания.

Ну а Мобильные Яндекс.Карты лишь помогут вам сориентироваться в дорожной ситуации в крупных городах и не позволят заблудиться в дебрях производственных корпусов и трущобах спальных районов.