15 лет назад 4 января 2004 в 3:46 129

Мнение, что Audigy 2 – безоговорочный лидер среди мультимедийных звуковых карт, основано, пожалуй, лишь на широкой функциональности и отличном балансе ее возможностей и качества. Ну и конечно же на громком имени Creative.

Действительно, другой аудиокарты, которая одновременно обеспечивала бы отличный трехмерный звук в огромном количестве игр, хорошо воспроизводила бы музыку и при этом могла бы использоваться для многоканальной записи и работы с музыкальными приложениями, нет. А если человек музыку не записывает, в игры играет редко и для него куда важнее качество звука при воспроизведении музыки и просмотре фильмов? Будет ли тогда такая карта лучшим выбором?

Как выясняется, высококлассных мультимедийных карт на нашем рынке не так много – Creative Audigy 2, M-Audio Revolution 7.1, Terratec 6Fire LT и Terratec Aureon Space. У двух из них, Audigy 2 и 6Fire, есть более дорогие, “навороченные” модификации с внешними панелями, но мы остановимся только на базовых моделях.

Из перечисленных звуковых карт Audigy 2 – единственная исконно мультимедийная карта, потомок SBLive!. Остальные же вышли из рук мастеров профессионального звука – они сделаны компаниями производителями proaudio-аппаратуры.

6Fire – самая старая модель. Она рассчитана на шестиканальную конфигурацию акустики, однако из-за высокого качества звука до сих пор пользуется хорошим спросом. Terratec Space – более новая, но более дешевая мультимедийная карта той же фирмы, имеющая возможность воспроизведения в формате 7.1.
Revolution 7.1 – это первый опыт M-Audio на рынке мультимедийных плат: до этого момента компания выпускала лишь различные звукозаписывающие устройства и карты, ориентированные на музыкантов и меломанов.

Все эти устройства объединяет высокое (для мультимедийных карт) качество звука и цена около $100, так что их вполне можно рассматривать как равноправных конкурентов.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ
Кроме объективных характеристик звукового тракта, о которых мы поговорим чуть позже, немалое влияние на качество звука и удобство использования карты оказывает поставляемое в комплекте программное обеспечение. Причем возможности, предоставляемые набором программ, ничуть не менее значимы, чем качество разработки и реализации “в железе”.

Карты Terratec не обладают никакими дополнительными функциями, которые могли бы быть полезны для решения меломанско-киноманских задач. Следовательно, во многих случаях они окажутся менее предпочтительными, так как в комплексе с акустическими системами в помещении обеспечат несколько худшее качество звука. А вот у Revolution 7.1 и Audigy 2 имеется по набору эффектов, которые способны не только исправить огрехи акустики помещения, но и улучшить качество воспроизведения фонограмм.

ЭФФЕКТЫ M-AUDIO REVOLUTION 7.1
Кроме утилит калибровки акустики в программное обеспечение карты от M-Audio включен богатый набор дополнительных эффектов. Эффект Speaker size позволяет скорректировать сигнал с учетом типов и размеров колонок. На звучании многих колонок его влияние сказывается положительно.

Опции Speaker Bass Management и Crossover отвечают за работу программного кроссовера. Первая разрешает использование сабвуфера, вторая регулирует частоту среза сигнала. Опция очень полезная, поскольку почти у всех мультимедийных комплектов акустики в точке разделения наблюдается провал частотной характеристики. Изменив частоту кроссировки, этот провал можно устранить.

Эффект Distanse предназначен для компенсации расстояния от колонок до слушателя. По всей видимости, он представляет собой цепочку нескольких эффектов Delay. Его использование оправданно не только тогда, когда колонки расставлены несимметрично, но и в том случае, когда одна из симметрично расставленных колонок расположена рядом с отражающей или поглощающей звук поверхностью (например, стеной или мягким креслом).

Вторая группа эффектов – комплексные, производства компании SRS Labs. Два эффекта этой фирмы, TruBass и WOW, знакомы всем, кто использовал Windows Media Player версии 8 и выше. С картой, естественно, идет несколько иной набор опций, в котором помимо TruBass присутствуют еще два эффекта.

SRS Dialog Clarity работает подобно презенс-фильтру, то есть акцентирует голос, и, кроме того, усиливает среднюю часть панорамы в звуковой картине. Использование эффекта оправдывает себя на акустических системах без центрального канала и при просмотре фильмов с не очень качественной записью перевода.
Алгоритм работы SRS True Surround зависит от используемого типа акустической системы.

С двухканальной акустикой True Surround EX работает как программный расширитель стереофонической базы колонок и может делать даунмикс – пересведение многоканальных звукозаписей в обычное стерео (последняя функция малополезна, поскольку с этой задачей большинство программных видеоплейеров справляется не хуже). Соответственно, при использованнии с многоканальной акустикой True Surround действует наоборот – позволяет раскладывать стереофонограмму на заданное количество каналов.

ЭФФЕКТЫ CREATIVE AUDIGY 2
Набор утилит для Audigy 2 предоставляет пользователю фактически те же самые возможности, что и программное обеспечение M-Audio Revolution 7.1, – разница состоит только в интерфейсе и реализации. Алгоритмы CMSS и CMSS2 раскладывают сигнал на заданное количество каналов; утилита Speaker Calibration позволяет скорректировать многоканальную панораму (используя те же эффекты задержки); есть утилита, регулирующая частоту среза сигнала для канала сабвуфера.

Отличий, по большому счету, всего два. Во-первых, Speaker Calibration дает возможность поканальной подстройки уровня высоких и низких частот, что положительно сказывается на передаче панорамы. Во-вторых, можно использовать эффект реверберации. Данная функция, вероятно, актуальна при прослушивании концертных записей.

Помимо стандартного фирменного драйвера с набором утилит, для Audigy 2 существует альтернативный вариант – драйвер kX. Открывая огромные возможности по настройке звуковой подсистемы, он предоставляет нам полную свободу творчества. Можно использовать одновременно множество простых и сложных эффектов, накладывая их в нужной последовательности на один или несколько каналов, и таким образом детально настроить систему.

При правильном подходе с помощью kX можно добиться очень высокого качества звука. Впрочем, настройка с помощью этого драйвера – дело трудоемкое: интерфейс kX не блещет удобством и не слишком понятен. Если у вас нет времени на изучение возможностей драйвера и на сам процесс настройки, лучше все же воспользоваться фирменным комплектом программного обеспечения.

АРШИНОМ НЕ ИЗМЕРИТЬ…
Практически все основные объективные характеристики звукового тракта, влияющие на качество звука, позволяет измерить программный пакет RightMark Audio Analyzer, которым мы и воспользовались. Единственный параметр, который пришлось оставить за рамками статьи из-за отсутствия в природе соответствующих тестовых программ, – импульсная характеристика звукового тракта.
Результаты измерений мультимедийных карт ценовой категории около $100 программой RMAA, 16 бит @ 44кГц (CDDA, wav, mp3 и др.)

Неравномерность АЧХ, дБ Уровень шума, дБ Динамический диапазон, дБ Коэффициент гармонических искажений, % Коэффициент интермодуляционных искажений, %
Audigy 2 +0,1, -0,26 -98,6 92,6 0,0026 0,128
Aureon Space 7.1 +0,13, -0,03 -95,7 93,2 0,0042 0,0083
6Fire LT +0,00, -0,00 -95,7 93,1 0,0010 0,0084
Revolution 7.1 +0,13, -0,06 -96,7 94,6 0,0011 0,0082

Результаты измерений мультимедийных карт ценовой категории около 100$ программой RMAA, 16 бит @ 48 кГц ( AC3 )

Неравномерность АЧХ, дБ Уровень шума, дБ Динамический диапазон, дБ Коэффициент гармонических искажений, % Коэффициент интермодуляционных искажений, %
Audigy 2 +0,00, -0,00 -99,3 93,2 0,0010 0,0090
Aureon Space 7.1 +0,13 , -0,03 -95,7 93,2 0,0042 0,0084
6Fire LT +0,00, -0,00 -96,4 93,6 0,0015 0,0014
Revolution 7.1 +0,13, -0,06 -96,7 94,6 0,0011 0,0082

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики у всех четырех карт очень невелика, и значит, каждая из них может полноценно работать во всем частотном диапазоне стандартов CDDA и AC3.
Зашумленность тракта также примерно одинакова. На большую разницу показателей карт в тесте уровня шума можно не обращать внимания, поскольку эти измерения сделаны в отсутствие полезного сигнала. Тест на динамический диапазон гораздо информативнее.

Здесь разрыв между картами становится небольшим, и все же преимущество в 1,5 дБ остается за картой M-Audio Revolution 7.1. Как правило, такая разница заметна на слух, что выражается в лучшей передаче деталей записи, и более “прозрачном” звучании.

С гармоническими искажениями у всех карт дело обстоит примерно одинаково – уровень паразитных гармоник невелик, их распределение по спектру сходно: влияние четных обертонов и гармоник высших порядков почти незаметно, ощутимо только влияние третьей гармоники. А с интермодуляционными искажениями ситуация иная. Здесь Audigy 2 заметно отстает от своих конкурентов: искажения не только более заметны по уровню, но и обильно плодятся по всему спектру, из-за чего их влияние на звук еще более значимо.

Что ж, как видим, качество воспроизведения звука у Audigy 2 далеко не самое лучшее. Такая ситуация складывается, главным образом, из-за высокого количества интермодуляционных искажений, поскольку разница в динамическом диапазоне видна лишь в сравнении с M-Audio Revolution – картой, которая дает более чистый и богатый деталями звук.

РЕЗУЛЬТАТЫ
После проведенного сравнения картина у нас получается следующая. Для пользователя, который не хочет тратить время на сложную калибровку, лучшим выбором будет M-Audio Revolution. Качество звука у этой карты наиболее высокое, а по дополнительным возможностям она ничуть не уступает Audigy 2 – отсутствие возможности поканальной подстройки уровней ВЧ и НЧ компенсируется наличием эффектов SRS и Speaker Size.

Audigy 2 при использовании фирменного ПО немного уступает Revolution (в основном – из-за высокого уровня интермодуляционных искажений, отчасти – из-за более высокой зашумленности тракта). Однако если использовать драйвер кХ, ситуация с лидерством меняется. Меломанам и киноманам, которые готовы пожертвовать временем ради звука и потратить на настройку системы свои силы, стоит остановиться именно на этом варианте.

Карты производства Terratec ощутимо уступают Creative Audigy 2 и M-Audio Revolution 7.1. Не превосходя ни одну их них по качеству звука, они не обладают никакими дополнительными возможностями, с помощью которых можно было бы адаптировать акустическую систему к месту инсталляции и подправить дефекты ее звучания. Цены на эти карты нисколько не ниже, чем на две предыдущие, так что причин использовать их вместо Revolution или Audigy 2 для озвучивания фильмов и прослушивания музыки просто нет.

БЕЙ СВОИХ, ЧТОБЫ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ!
Кроме рассмотренных вариантов есть еще одна интересная карта, способная стать альтернативой Audigy 2. По качеству звука она уступает старшей модели, но отрыв этот не так уж велик. Речь идет о Creative Audigy, которая стоит почти вдвое ниже, чем Audigy 2, и при этом обладает приличным количеством дополнительных возможностей. Набор утилит, поставляемых с картой, включает в себя программный кроссовер, функцию регулировки уровней ВЧ и НЧ (правда, не поканально, но у других карт нет и этого), алгоритм CMSS и все ту же реверберацию, но с гораздо большим набором предустановок.

И это еще не все. Если вместо устаревшего драйвера и набора утилит установить драйвер kX, можно будет получить в свое распоряжение абсолютно такой же, как и у Audigy 2, набор возможностей. (Кстати, если произвести в драйверах некоторые изменения, можно установить и фирменный набор утилит от Audigy 2.) В итоге за вдвое меньшую сумму вы получаете очень и очень неплохой вариант, окупающий себя на 120 процентов.

Привлекательность других звуковых карт, имеющихся в широкой продаже, таких как Hercules Fortissimo III и Hercules Digifire, вызывает серьезные сомнения. Их функциональные возможности бедны, да и по качеству звука они на голову ниже первой Audigy даже при использовании давно не обновлявшихся фирменных драйверов. А при использовании драйвера kX преимущество становится просто безоговорочным.
Словом, в качестве бюджетной альтернативы Audigy 2 карта Audigy выглядит очень неплохо. А что делать тем, кто хочет купить звуковую карту еще дешевле? Не покупать ее совсем. Более дешевые карты уступают по качеству даже новым интегрированным решениям, которые устанавливаются на материнские платы.

Результаты измерений мультимедийных карт ценовой категории около $50 программой RMAA, 16 бит @ 44кГц (CDDA, wav, mp3 и др)

Неравномерность АЧХ, дБ Уровень шума, дБ Динамический диапазон, дБ Коэффициент гармонических искажений, % Коэффициент интермодуляционных искажений, %
Audigy (Audigy 2 software) +0,10, -0,26 -95,9 91,0 0,0027 0,11
Audigy (kX project) +0,07, -0,25 -99,9 93,1 0,0017 0,017
Digifire +0,00, -0,00 – 90,0 87,9 0,01 0,016
Fortissimo III +0,00, -0,00 -90,5 87,4 0,0051 0,018

Результаты измерений мультимедийных карт ценовой категории около 50$ программой RMAA, 16 бит @ 48 кГц ( AC3 )

Неравномерность АЧХ, дБ Уровень шума, дБ Динамический диапазон, дБ Коэффициент гармонических искажений, % Коэффициент интермодуляционных искажений, %
Audigy (Audigy 2 software) +0,00, -0,00 -96,3 91,3 0,0015 0,012
Audigy (kX project) +0,00, -0,00 -100,7 93,4 0,0016 0,0088
Digifire +0,00, -0,00 – 90,2 88,1 0,006 0,014
Fortissimo III +0,00, -0,00 -90,9 88,0 0,0015 0,014

Объективные характеристики и субъективное восприятие

От амплитудно-частотной характеристики зависит, насколько правильно карта передает тембр сигнала. Если одни частоты карта воспроизводит громче, а другие тише, определенные части фонограммы будут акцентированы, некоторые же будут теряться. Впрочем, перепадами частотной характеристики современные звуковые карты не страдают.

Отклонения от идеала, то есть от прямой, у них бывают другого рода – это либо зауженный воспроизводимый частотный диапазон, либо плавно приподнятая или заваленная часть рабочего диапазона. Что выражается, соответственно, в заваленных или задранных высоких (влияет на передачу пространства) или низких частотах (изобилие или недостаток баса или мидбаса – диапазон звучания ударных инструментов и отчасти – “задисторшенных” гитар).

Тесты на уровень шума и динамический диапазон характеризуют количество шумов в тракте звуковой карты. В первом тесте замеряется уровень шумов в отсутствие сигнала, а во втором – отношение уровня полезного сигнала к уровню шумов.

От уровня шумов зависит детальность и чистота воспроизведения звука. Чем их меньше, тем больше динамический диапазон карты – разница между самым тихим и громким звуком, которую она может передать. На практике это влияет на детальность звуковой картины (не теряются мелкие детали и звук становится богаче) и на точность локализации источников звука.

Гармонические искажения, описываемые в нашем тесте полным коэффициентом искажений (THD), влияют на тембр сигнала. Наиболее неприятными для слуха являются нечетные третья и пятая гармоники, а также гармоники нижних порядков, то есть седьмая и последующие.

Считается, что некий среднестатистический человек не способен заметить эти искажения, если разница между уровнем полезного сигнала и уровнем паразитных гармоник превышает (или равна) 110 дБ. Тот же уровень критичен и для интермодуляционных искажений, которые распространяются по всему диапазону, делая звук резким и утомительным. Их количество в звуковом тракте описыватся коэффициентом интермодуляционных искажений (IMD).

Звуковая подсистема

Хотя в данной статье не затрагиваются акустические системы, все же нужно учитывать, что звуковая карта и колонки функционируют как единое целое. Это значит, что карта в силу своих особенностей может компенсировать или усугубить недостатки колонок. Верно и обратное – колонки могут скрыть или подчеркнуть недостатки или особенности звучания карты.

Таким образом, необходимо, чтобы и карта, и акустическая система были одного качественного уровня – в противном случае слабое звено не позволит реализовать потенциал сильного.