14 лет назад 19 сентября 2004 в 2:11 98

Системы окружающего звучания изначально разрабатывались для того, чтобы усилить эффект присутствия при просмотре кино. Позднее многоканальные системы прижились у игроманов, которые хотели, помимо эффекта присутствия, добиться четкой локализации источников звука в играх, чтобы быстро устранять угрозу виртуальной жизни. Собственно, преследуя именно эти цели (или одну из них), люди и покупают многоканальные системы.

Хотя бы потому, что загромождать жизненное пространство большим количеством колонок не слишком практично, музыку мы обычно слушаем на том же комплекте, который озвучивает игры и фильмы. И при этом, естественно возникает мысль, что колонки ценой в двести долларов – аппараты недешевые, и должны звучать как следует.

На самом деле, конечно, это не так: домашний кинотеатр – удовольствие дорогое, поскольку включает в себя шесть колонок и столько же усилителей. Соответственно, он должен быть не менее, чем в три раза дороже хорошей стереосистемы, и вдвое дороже трифоника. А хорошая система, как известно, стоит вовсе не сто долларов.

Мы решили разобраться с тем, что представляют собой наиболее распространенные акустические системы формата 5.1, и в качестве референсных включили в тест пару сильных мультимедийных систем – недешевых, но очень качественных.

SVEN HT-475
Не такой броский комплект, но, тем не менее, вполне эстетичный. Строгий дизайн системы, внушительные размеры фронтальных и центрального сателлитов и массивный сабвуфер с модным блоком управления наводят на мысль, что перед нами серьезная акустическая система уровня Hi-Fi. Несколько портят впечатление тыловые однополосные сателлиты, лишенные высокочастотных динамиков в целях удешевления комплекта.

Входы системы позволяют подключить к ней до четырех устройств: три источника стереофонического сигнала, и один – формата 5.1. Переключаться между ними можно с панели управления, расположенной на сабвуфере, или с помощью пульта ДУ. С панели управления также можно включить режим S.Bass (усиление низких частот), отключить звук (mute) и установить общую громкость системы. Отрегулировать баланс громкости между колонками и выставить эквализацию можно только с пульта дистанционного управления, что не очень удобно. Стоит упомянуть и возможность апмикса (2.0 в 5.1) аппаратными средствами HT-475 – впрочем, то же самое можно сделать и средствами программного обеспечения, и качество звука при этом получится, как минимум, не хуже.

Подключение системы не вызывает никаких проблем. Хотя разделение “обязанностей” между сателлитами и сабвуфером далеко не идеальное. Сделать кроссировку средствами звуковой карты было бы нелишним – срез низких частот с сателлитов позволит снизить количество нелинейных искажений. (Хотя динамик уже не воспроизводит звуков в нижней части диапазона, тем не менее он совершает колебания, которые приводят к появлению нелинейных искажений на средних и высоких частотах).

Наконец, о качестве звучания. Главной проблемой системы является проблема с передачей атаки, что вызвано, возможно, провалом АЧХ в районе частоты среза. Бас у сабвуфера достаточно глубок, однако удар получается смазанным и неэнергичным. Другие значительные недостатки – “цыканье” на высоких частотах и плохая передача панорамы.

В отношении микродинамики HT-475 выглядит очень неплохо. Однако о том, чтобы расслышать “удары пальцев контрабасиста по грифу”, как положено по спецификации теста FSQ, речи не идет: с воспроизведением тихих деталей записи HT-475 справляется не лучшим образом.

Единственным явным плюсом этой системы можно считать только высокое максимальное звуковое давление – если есть желание, с помощью HT-475 можно озвучить комнату средних размеров. Качество звука при этом получится не очень высоким, но вполне приемлемым – во всяком случае, быстрого утомления у слушателей система не вызовет. Предыдущая система была определенно интереснее – у нее была изюминка в виде хорошей передачи трехмерного звукового поля. В данном случае – ничего выдающегося, но зато громко.

M-AUDIO LX4
В отличие от всех остальных участников теста, эта система не местная. Она пришла на рынок мультимедийной акустики из сектора Pro-Audio. Сателлиты представляют собой упрощенные версии мультимедийных акустических мониторов Studiophile BX 4 (чтобы снизить себестоимость, мониторы лишили блоков подстройки и заменили их шелковые твиттеры на более дешевые, из мелара), а сабвуфер (в девичестве – студийный низкочастотник SBX) изменений практически не претерпел.

Усилитель мощности системы тоже подвергся упрощению, однако все равно по мощности превосходит большинство агрегатов, устанавливаемых в мультимедийные АС. Благодаря ему каждый сателлит LX4 может развивать звуковое давление до 105 дБ на метре (соответственно, пять сателлитов могут развить 117 дБ). Этого более чем достаточно – в соответствии со спецификацией THX для домашних кинотеатров система должна уметь создавать звуковое давление 110 дБ.

LX4 имеет оригинальную структуру: она состоит из базового набора, сабвуфера и двух сателлитов, и дополнительного набора из трех сателлитов, позволяющего превратить базовый трифоник в систему формата 5.1. Продаются комплекты отдельно – вероятно, это сделано потому, что цена на полный LX4 получается немаленькая.

Систему подключения комплект также унаследовал от студийной акустики – все входы многоканального усилителя, расположенного в сабвуфере, выполнены на полноформатных разъемах TRS. В комплекте с системой идет обычный кабель “мини-джек – два RCA” и переходники с RCA на TRS. Докупать “правильные” кабели нужно самостоятельно – видимо, разработчики сильно экономили, чтобы не поднялась цена на и без того недешевую систему.

Блок регулировок расположен в сабвуфере, с тыльной стороны, что не очень удобно. Регуляторов всего два – общий регулятор громкости системы и регулятор уровня сабвуфера, то есть поканальную регулировку громкости нужно делать программно. Возможно, с точки зрения удобства это нехорошо, но с точки зрения качества звука это положительный момент – чем меньше обработок преодолевает сигнал на пути к динамикам, тем меньше в нем появляется искажений.

При инсталляции системы нужно учитывать то, что сабвуфер может выдавать очень низкий бас, от 35 Гц. Чтобы услышать его, надо поставить сабвуфер хотя бы в трех метрах от самого близко расположенного к нему уху. Потому что если поставить его, например, под стол, низкочастотная звуковая волна успеет сформироваться только за стеной у соседей – соответственно, вы ничего не услышите, а соседи, скорее всего, начнут стучать по батарее металлическими предметами и внесут в звук неприятные примеси.

По качеству звучания с M-Audio LX4 может сравниться только Creative Gigaworks S750 (не только среди участников нашего сегодняшнего теста, но и среди всех современных мультимедийных многоканальных АС). Хотя недостатки у этой системы, конечно, есть – локализация источников звука могла бы быть и получше, да и передача тембров звуков могла бы быть покрасочнее (сказывается меларовый твиттер). Но даже по этим параметрам LX4 не уступает ни одному из участников тестирования.

К достоинствам системы можно отнести исключительно точную передачу тембров инструментов, качественный “панч” (энергичное звучание барабанов), хорошую микродинамику и хорошее воспроизведение фонограмм, в которых одновременно задействовано большое количество инструментов.

LX4 подойдет даже тем, кто предъявляет к качеству звука достаточно высокие требования – она годится и для прослушивания музыки, и для просмотра фильмов, и для звукового сопровождения игр. Кроме того, этой системой можно без проблем озвучить всю комнату. Единственный существенный недостаток этой LX4 – высокая цена. На сегодня это самый дорогой комплект мультимедийной акустики (не считая до сих пор продающейся системы AEGO).

CREATIVE GIGAWORKS S750
Флагманская система от компании Creative, которая давно не выпускала ничего подобного. Да и, пожалуй, не выпускала никогда – даже самая удачная система этой фирмы, Megaworks 510D, которая давно снята с производства, не демонстрировала такого качества звука.

Несмотря на то что к этой системе можно прикупить отдельные стойки и расставить колонки по углам комнаты, система все же предназначена для околокомпьютерной инсталляции. Об этом говорят и габариты сателлитов, и проводной пульт управления. Впрочем, к системе прилагается и пульт ДУ, что очень кстати – как и при инсталляции LX4, сабвуфер лучше поставить метрах в трех от компьютера. Идущие в комплекте с системой провода для сателлитов лучше заменить, чтобы они могли дотянуться до далеко стоящего сабвуфера. Кроме того, это поможет снизить количество искажений (штатные провода системы далеки от идеала).

Хотя компания Creative никогда серьезно не занималась аппаратурой класса Pro-audio, в эту систему она вложила довольно много решений, характерных для бюджетных студийных систем. К примеру, здесь используется “цифровой” усилитель BASH, кроссировка сделана качественно, а частотная характеристика системы выглажена, как у студийной системы.

Характером звучания Gigaworks напоминает LX4. Недочеты все те же – недостаточно четкая локализация источников звука на сложных фонограммах и несколько блеклое звучание тембров инструментов. Отличия заключаются в характере баса – у Gigaworks он более “жирный”, у LX4 более правильный и более низкий (заметно это, конечно, только в том случае, когда сабвуфер расположен далеко от слушателя). К тому же, в отличие от M-Audio, у Creative акцентирован “панч” – то есть ударные немного “выпирают” на фоне остальных инструментов. Впрочем, такое звучание наверняка понравится тем, кто любит “пожирней и погуще”. Особенно заметна эта особенность будет при озвучивании игр и фильмов.

CREATIVE INSPIRE P580
Еще одна настольная система производства компании Creative, и тоже весьма интересная. Сделанные на широкополосных динамиках сателлиты занимают на столе очень мало места, а невысокая для шестикомпонентной системы цена не проделает в бюджете большую дыру. Дизайн системы совсем не броский – очевидно, все деньги ушли на разработку и комплектующие.

Для удобства настройки система оснащена проводным пультом управления. Его будет вполне достаточно, ДУ не потребуется – поскольку сабвуфер можно расположить непосредственно под столом (он начинает играть только от 50 Гц и занимает немного места). И, конечно, пытаться озвучивать с помощью этой системы комнату, подключив ее, к примеру, к Entertaiment PC, нет никакого смысла – развить достаточное звуковое давление она не способна. Что-то делать со штатными провода смысла тоже нет – мощность усилителя невелика (что характерно для подавляющего большинства подобных бюджетных систем).

Впрочем, выкручивать громкость больше чем на треть не стоит. Главным недостатком этой системы можно считать большое количество нелинейных искажений, которые при увеличении громкости выше указанного предела становятся сильно заметными и приводят к быстрому утомлению слушателя. И даже на малой громкости их влияние будет достаточно заметным – из-за него звучание любых фонограмм будет приобретать излишне жесткий окрас.

Для звукового оформления шутеров, это, пожалуй, неплохо – выстрелы, взрывы, и тому подобные агрессивные эффекты будут звучать только более экспрессивно (хотя на большой громкости все равно есть риск заработать головную боль). Но при прослушивании музыки и просмотре более-менее мирных фильмов или даже боевиков с качественным саундтреком эта особенность звучания не принесет радости. Также стоит упомянуть в числе недостатков обедненное звучание инструментов и звуков (сказывается недостаток ВЧ и не слишком хорошие импульсные характеристики динамика).

К плюсам системы можно отнести на удивление хорошую передачу тихих деталей фонограмм (с учетом невысокой неискаженной громкости), качественную прорисовку трехмерной звуковой сцены, и – редкость для бюджетных систем – качественный бас: достаточно низкий, без пиков и примесей искажений. К слову, панч у системы тоже отменный.

Возможно, из описания может сложиться впечатление, что у этой системы недостатков больше, чем достоинств. На самом деле это не так – субъективно, указанные плюсы оставили хорошее впечатление от системы в целом (не даром P580 заняла второе место среди шестикомпонентных систем на прошлогодних соревнованиях ММ-Звук). Конечно, описанный ниже Defender Hollywood 90 звучит интереснее, но и стоит в полтора раза больше. Если же вам нужна недорогая и малогабаритная система, к Creative Inspire P580 стоит присмотреться.

DEFENDER HOLLYWOOD 90
Дизайном и габаритами эта система напоминает Sven HT-475. Та же самая цветовая гамма, те же габариты сателлитов и сабвуфера, та же система управления – пульт ДУ и панель управления, размещенная на передней верхней части низкочастотной АС. Правда, отсутствует симпатичный экранчик, который украшает сабвуфер системы HT-475, что можно считать незначительным минусом. Зато тыловые сателлиты Hollywood 90 не упрощенные, как у HT-475, а полноценные двухполосные, полностью идентичные фронтальным. Это безусловный плюс, для создания качественной трехмерной звуковой сцены. Блок коннекторов для подключения источника сигнала у этой системы полностью идентичен HT-475.

Качество звучания у Hollywood 90 отличается от HT-475 в лучшую сторону. Детище Defender превосходит сходную систему от Sven по передаче панорамы (особенно на многоканальных фонограммах), имеет меньший уровень нелинейных искажений (нет неприятного резкого окраса), и несколько лучше воспроизводит тихие детали фонограмм. Но самое существенное отличие – отсутствие цыкающего призвука на высоких частотах.

Для системы этого класса Hollywood 90 выдает очень качественный бас, и опять-таки хорошая передача мелких тихих деталей фонограмм. Есть у систем и общий недостаток – кашеобразность звуковой сцены на сложных фонограммах с большим количеством инструментов или звуков.
Среди протестированных систем эта, пожалуй, наиболее интересная в своем классе. Звучание Defender Hollywood 90 не идеально, но его можно назвать достаточно качественным, сбалансированным и лишенным явных раздражающих недостатков.

Если соотнести все сказанное о протестированных системах с их стоимостью, то станет понятно, что каждая из них по-своему интересна. Inspire P580 вполне подойдет, если вы не хотите тратить на покупку акустики серьезную сумму и согласны довольствоваться системой неплохого качества, которую будете эксплуатировать на небольшой громкости. Система от Defender подойдет для озвучивания околокомпьютерного места – озвучить полноценно комнату все-таки не получится, но при правильном отношении качество звука будет вполне приличным. Sven HT-475 менее интересен, однако надо заметить, что эта система сама старая из всех протестированных.

Creative Gigaworks и M-Audio LX4 в плане качества вне конкуренции. Цены на эти системы, конечно, не маленькие, но и качество звучания у них – на уровне неплохих систем класса Hi-Fi. Если вам важнее правильное (соответствующее задумке звукорежиссера) воспроизведение фонограммы и вы цените глубокий бас, есть смысл остановиться на комплекте LX4. Если вы хотите сэкономить немного денег или любите, чтобы ударные инструменты или энергичные звуки выстрелов и взрывов в фильмах были подчеркнуты, обратите внимание на Gigaworks S750.

Стенд и методика тестирования

Тестирование проводилось на компьютере, собранном на базе баребон-системы ShuttleX с процессором Pentium 4 2,4 ГГц (шина 800 МГц), 512 Мб памяти типа DDR400, с жестким диском Seagate Barracuda IV. С него посредством плейера iTunes воспроизводились тестовые треки. В качестве тестовой звуковой карты использовалась M-Audio Revolution, обладающая самыми лучшими объективными характеристиками и самым высоким качеством воспроизведения фонограмм среди мультимедийных карт.

В качестве тестового материала был использован оцифрованный диск FSQ MM. Кроме того, в подборку были добавлены несколько треков: “The Blister Exists” Slipknot для проверки передачи энергетики ударных (в этом треке задействованы две ударных установки и еще два отдельных барабана), “One” (S&M) Metallica и “Dorset Perception” Shpongle были использованы в качестве сложных фонограмм, в которых задействовано большое количество звуков одновременно.

Дополнять подборку тестовыми фонограммами формата 5.1 мы не стали. В этом нет никакой нужды: по воспроизведению подборки стереофонических фонограмм опытный слушатель легко сможет составить представление о качестве озвучивания фильм и игр. Чтобы избежать возможных недоразумений с тыловыми каналами усилителей и оценить разницу между фронтальными и тыловыми сателлитами, мы подключали последние в качестве рабочей стереопары.

Sven HT-475
Цена: $190
Мощность сателлитов: 5х18 Вт
Мощность сабвуфера: 35 Вт
Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: >= 86дБ
Фронтальные сателлиты: 158х220х300 мм
Центральный сателлит: 400х150х140 мм
Тыловые сателлиты: 150х150х180 мм
Сабвуфер: 210х436х442 мм

M-Audio LX4
Цена: $315 + 200 (expansion pack)
Мощность сателлитов: 5х27 Вт
Мощность сабвуфера: 60 Вт
Частотный диапазон: 40 Гц – 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: >= 100дБ
Фронтальные сателлиты: 8,5х5,75х6,75″
Центральный сателлит: 8,5х5,75х6,75″
Тыловые сателлиты: 8,5х5,75х6,75″
Сабвуфер: 15,75х9,75х12,25″

Creative Gigaworks S750
Цена: $400
Мощность сателлитов: 5х70 Вт
Мощность сабвуфера: 210 Вт
Частотный диапазон: 20 Гц – 40 кГц
Соотношение сигнал/шум: >= 99дБ

Creative Inspire P580
Цена: $120
Мощность сателлитов: 5х6 Вт
Мощность сабвуфера: 17 Вт
Частотный диапазон: 40 Гц – 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: нет данных

Defender Hollywood 90
Цена: $170
Мощность сателлитов: 5х20 Вт
Мощность сабвуфера: 50 Вт
Частотный диапазон: 35 Гц – 20 кГц
Соотношение сигнал/шум: нет данных
Фронтальные сателлиты: 150x230x160 мм
Центральный сателлит: 350x135x160 мм
Тыловые сателлиты: 150x230x160 мм
Сабвуфер: 195x310x350 мм