15 лет назад 26 января 2005 в 21:59 353

В середине ноября было объявлено о планируемом на декабрь выходе Adobe Acrobat CS (7.0) – новой версии неизменного спутника полиграфиста, программы Acrobat Distiller. Это ставит точку в формировании лучшего на нынешний момент дизайнерского пакета Adobe Creative Suite.

На самом деле уже в шестой версии “два брата-акробата” превратились в квартет – Reader, Elements, Standard, Professional. Но большинству пользователей интересно, конечно, не это (тем более что для полиграфии годится по-прежнему только самый старший брат). Мало занимательными представляются и попытки Adobe Systems догнать и перегнать в области верстки компанию Quark Inc. (когда-то это пробовали сделать с помощью PageMaker, теперь в роли преследователя выступает InDesign).

Да и GoLive для веб-дизайна из знакомых авторам профессионалов используют ровно 0 (ноль) человек. Из шести программ профессиональной версии пакета (5 полноценных и две половинки – ImageReady и Version Cue) наибольший интерес вызывают, разумеется, безусловные лидеры рынка – редактор растровых изображений Photoshop и его векторный товарищ Illustrator.

набор для творчества: варианты
Adobe Creative Suite CE Standard Adobe Creative Suite CE Premium
Adobe Photoshop CS (включая Adobe ImageReady CS) + +
Adobe Illustrator CS + +
Adobe InDesign CS + +
Adobe GoLive CS – +
Adobe Acrobat CS (первоначально Professional 6.0) – +
Adobe Version Cue – +

НАБОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА, ПОПЫТКА ПЕРВАЯ
Именно так – первая. Впервые программные продукты Adobe не только имеют общие черты, но и выстроены на единой основе. Интеграция библиотек, отвечающих за работу со шрифтами (CoolType), графическими объектами (Adobe Graphic Manager) и работу с цветом (Adobe Color Engine), позволяет, например, размещать текст вдоль кривой в Photoshop, управлять наложением растров в Illustrator и т. д., так что некоторые даже считают, что в следующей версии пакета отличить одну программу от другой можно будет только по заголовку окна. Пока этого не случилось, рассмотрим двух тяжеловесов из этой упряжки по отдельности.

ФОТОМАСТЕРСКАЯ, ВЕРСИЯ 8.0
Первое, что привлекло внимание сразу после запуска (установка протекла совершенно беспроблемно), – невиданная в прошлых версиях интерактивность: в “системной области” (правая часть панели параметров, находящаяся начиная с версии 6.0 под строкой меню) закладки Brushes, Tool Presets, Layer Comps становились активными не по нажатию, а при наведении на них мышкой. Немедленно захотелось посравнивать интерфейсы, но попытка вызвать предыдущую версию (по умолчанию CS инсталлируется в свою папку, не трогая старый продукт) провалилась: после некоторого размышления система активизировала окно Photoshop CS. Ладно, оставим интерфейс, попробуем поработать.

При открытии файла пришлось еще раз пожалеть о согласии установить новую “фотомастерскую” не поверх старой, а отдельно: в списке избранных каталогов в окне открытия наших рабочих папок, естественно, не было – только каталог \Photoshop CS\Samples. От расстройства открылись не те файлы, а при попытке закрыть их все сразу нас ждал очередной сюрприз – нажатие Ctrl+Shift+W (клавиатурный эквивалент команды Close All Files) ни к чему не привело. Нужной комбинацией оказалось сочетание Ctrl+Alt+W. Зачем нужно было менять привычные “распальцовки”, непонятно. Единственное предположение, могущее реабилитировать разработчиков Adobe, – предыдущие версии все были US, нынче же у нас CE, то Central European. С одной стороны, конечно, здорово (включена поддержка русского языка, модули переносов там всякие…), с другой, менять рефлексы – дело не быстрое.

И вот здесь ожидала первая радость: ВСЕ клавиатурные сокращения можно перенастроить! Причем диалог настройки (Edit > Keyboards Shortcuts) позволяет не только изменить “распальцовку” нужной команды (естественно, с отслеживанием конфликтов), но и сохранить измененный набор (кнопка с изображением дискеты; создается новый набор кнопкой с листочком – в общем, Word, да и только) – да хоть 20 наборов. И потом выбирать их из выпадающего списка, который позволяет при желании вернуться к умолчальным настройкам (строка Photoshop Defaults). Также можно сохранить список клавиатурных сокращений в виде HTML-файла (кнопка Summarize), а затем, например, распечатать.
В ходе открытия файлов было сделано еще одно приятное открытие: область отображения выполнения операции в статусной строке (progress bar) значительно удлинилась, понимать, что происходит, стало намного легче.

Что нового
В общем-то, существенной доработке подверглись практически все элементы: даже в окне создания нового файла теперь есть такие возможности, как управление цветом и задание наборов предустановок (три десятка пресетов, включая пользовательский), причем если буфер обмена содержит графическое изображение, автоматически активизируется пресет под названием Clipboard. Также стало намного удобнее работать со слоями. Теперь можно не только создавать наборы слоев (Layer Set), но и вкладывать их друг в друга.

От этого наконец стала полезной функция назначения слою или сету определенного цвета: уровни вложений благодаря разноцветной раскраске видны с одного взгляда. Также можно объединять наборы слоев в так называемые композиции (те самые Layer Comps в системной области). Создав, например, для каждого варианта дизайна свою композицию, очень удобно показывать эти варианты заказчику (вместо того, чтобы лезть в палитру слоев и включать-выключать там видимость слоев по отдельности). А после утверждения окончательного варианта, воспользоваться командой Delete Hidden Layers – останется только то, что нужно. А для архива можно сохранить отвергнутое в отдельные файлы (File > Scripts > Layer Comps to Files) с помощью готового скрипта.

Кстати, о скриптах. Старые Actions по-прежнему с нами, но их возможностей, если честно, не всегда хватало. Кроме того, внутренний стандарт – это все же некое ограничение. Отныне же во всех компонентах Adobe Creative Suite имеется поддержка полноценных сценарных языков: как универсального JavaScript (под Windows и под Macintosh), так и специализированных Visual Basic и AppleScript. В комплекте поставки имеются четыре готовых скрипта (кроме уже упомянутого экспорта композиций в файлы можно то же самое сделать со слоями, а композиции сохранить как PDF и как WPG), руководство по созданию сценариев и подробное описание объектной модели Photoshop CS.

Осторожно, новинка!
Если вы переименуете набор слоев, то, поскольку назначение имени и цвета находится в одном диалоге, раскраска всех подчиненных слоев изменится на родительскую. При этом не имеет никакого значения, вызываете вы диалог свойств сета явно или переименование происходит прямо в палитре слоев.

Но настоящий праздник – это фильтры. Собственно, новых фильтров добавлено немного, но зато появилась так называемая галерея. Теперь можно в одном окне скомбинировать несколько фильтров и увидеть результат их действия до применения. Наложение фильтров сделано тоже как бы слоями, и есть возможность в любой момент временно отключить какой-нибудь из фильтров (“сделать слой невидимым”), изменить его параметры (“свойства”), поменять порядок применения фильтров и т. д.

Еще одно новшество – существенно доработанный File Browser. Хотя в состав профессионального пакета входит отдельная утилита управлениями проектами Version Cue (отслеживающая, в частности, стадии оных проектов и позволяющая благодаря этому обказаться от практики именования файлов вроде !_@_last_project_ready_final_end.*), тех функций, которых предоставляет новый обозреватель, вполне хватит для ведения не слишком объемного архива цифровых изображений: можно каталогизировать файлы по ключевым словам, комментариям, рангам, флагам, можно их группировать по наборам.

Короче, сильно похоже на каталогизатор из состава ACDSee 6.0 – будет полезно, если вы, например, ведете домашний фотоархив. Кстати, фотолюбители теперь смогут совершенно не напрягаясь создавать панорамные фотографии. Открывается несколько файлов, File > Automate > Photomerge – и программа самостоятельно учтет все изменения перспективы, совместит края, подрегулирует освещенность – и склеит все без малейших следов монтажа. Времени на обсчет, конечно, уйдет немало, но на ручную работу вы потратите гораздо больше.

Photoshop и без того был фактическим стандартом обработки растровых изображений. Немалый прогресс сразу в нескольких направлениях (цифровое фото, постобработка изображений, автоматизация процессов, даже внедрение элементов работы с векторами) превращает его просто в Гулливера среди лилипутов.

ОФОРМИТЕЛЬ, ВЕРСИЯ 11.0
Первое, что захотелось попробовать здесь, – открыть файл двойным кликом по пустому месту (отличная придумка Adobe, реализованная еще в Photoshop 5.5, но так почему-то и не внедренная в Illustrator). Не вышло. Ладно, откроем по старинке. Берем файл из “семейного архива”, отпираем слой (заканчивая работу, мы обычно запираем все слои, чтобы все последующие действия можно было произвести, только осмысленно сняв замок), автоматический рефлекс – Ctrl+S. Однако окно Save As не позволяет сохранить файл в предыдущей версии! AI, PDF, EPS, SVG, что угодно – но только текущая версия.

Оказывается, изменения программной основы по сравнению даже с “десяткой” настолько велики, что сохранение возможно лишь через операцию экспорта (File > Export). И требуемые форматы имеют добавку “наследие”: Illustrator Legacy EPS – “EPS-файл – наследство от Illustrator”. Естественно, в жизни без такого наследия не обойтись: далеко не в каждом офисе инсталлирован CS – и экспортировать придется. Но самое при этом главное – помнить, что при экспорте из 11-й версии вы можете распрощаться с некоторыми деталями вашего проекта.

Осторожно, новинка!
Главная революция новой версии “оформителя” – работа со шрифтами. Поэтому именно их вы и рискуете потерять в первую очередь. Но не только: например, пару раз случалось так, что без всякой видимой причины файл, сохраненный как Illustrator Legacy EPS для 8-й версии, открывался в “десятке” нормально, а в “восьмерке” все слои документа оказывались слеплены в один и управлять видимостью подслоев оказывалось невозможным.
экспорт в прежние версии
При сохранении в версию могут быть утрачены
10 3D-эффекты, шрифты
9 символы, кисти, эффекты, шрифты
8 эффекты, полупрозрачность, градиентные сетки, шрифты

Что нового
Здесь нового еще больше, чем в растровом собрате. Наконец-то можно создавать шаблоны из файлов (File > Save as Template), чтобы при необходимости создавать новый документ на основе шаблона (File > New from Template), а не открывать нужный файл, который потом еще, не дай Бог, забудешь пересохранить в другое место. Наконец-то в контекстном меню при работе с текстом появился пункт Recent Fonts (кто использует в одном файле две-три гарнитуры, расположенных не по соседству в списке из многих десятков шрифтов, тот знает, как утомительно бывает листать этот список, одно подменю More за другим) – и наконец-то можно на эти шрифты смотреть до того, как их применить (включается этот режим в диалоге Edit > Preferences > Type and Auto Tracing > Preview Fonts).

Появились палитры Character Styles и Paragraph Styles, так что теперь можно грамотно верстать прямо в Illustrator (да и зачем, скажите на милость, для создания визитки или календаря прибегать к программе верстки? А раньше приходилось). Текстовый блок теперь можно поделить линиями на несколько блоков, между которыми сохранятся связи, то есть таблицы рисуются по тексту, а не сначала некий набросок, куда помещается – а чаще не помещается – текст, и начинается подгонка размеров. При открытии содержащих текст AI- и EPS-файлов старых версий обновление параметров текста возможно в различных вариантах. Если какой-то все же шрифт потерялся, то, включив опцию File > Document Setup > Type > Highlight > Substituted Fonts, вы увидите, в каком блоке это произошло. Но это все проза. А поэзия – появившиеся в Illustrator CS возможности трехмерного редактирования.

Итак, выделяем подлежащий издевательству объект, Effect > 3D > Extrude & Bevel. Включаем галочку Preview и начинаем процесс. Вращаем – можно прямо мышкой по проекции, а можно с помощью численного задания углов поворота по каждой оси. Придаем толщину. Скашиваем углы. Выдавливаем середину. Имитируем перспективу. Меняем освещение. Украшаем грани рисунками. Процессор, конечно, на рендеринге (то есть просчитывая результат – Preview же включено) визжит со страшной силой, но результат!.. А пространственное вращение (Revolve; можно, например, из прямоугольника, вращая его вокруг стороны, сделать цилиндр или, недовернув до 360, сегмент цилиндра)! А пространственный поворот (Revolve; самое очевидное применение – уходящая в перспективу или, наоборот, лежащая надпись)! Красота…

После такой красоты даже как-то скучно писать о том, что улучшен экспорт в PDF (например, опции конвертирования и слияния объектов с прозрачностью можно сохранить виде пресетов, и потом, имея на руках полиграфические результаты, делать осмысленный выбор между этими настройками), что наконец-то нормально реализована распечатка на принтер…

Резюме
Новый текстовый “движок” и значительное улучшение вывода (многочисленные опции нового диалога печати, работа с PDF) вывели бы Illustrator в лидеры и самостоятельно. Трехмерные эффекты (между прочим, файлы-то можно экспортировать в формат Flash) – еще один весомый аргумент. А уж когда диаграмма Excel через буфер обмена спокойненько легла в кривых на заданный размер листа, причем с пообъектным разделением (каждая колонка, каждая подпись, фон, оси…) – выбор был сделан: no more Corel, no more pain.