10 лет назад 10 октября 2008 в 1:34 58

В третьем колене

Автор: Иван Шадрин

Процесс развертывания мобильных сетей третьего поколения сегодня, пожалуй, главная проблема сотовых операторов планеты. возможности gprs уже никого не устраивают, однако и ситуация со стандартами 3g пока складывается довольно сложно. на российских мобильных просторах сложностей, пожалуй, больше, чем где бы то ни было.

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИЛОСЬ…

Исторически сложилось, что в технологическом плане Россия всегда была несколько позади Западной Европы. В случае с сетями третьего поколения эта традиция соблюдается: на Западе все, кто хотел, получили лицензии в начале 2000-х, а к 2003-2005 годам уже развернули несколько коммерческих 3G-сетей. Что касается нашей родины, то вопрос лицензий был поднят лишь в 2006 году, когда Россвязь объявила о проведении трех конкурсов на выдачу лицензий 3G. Заявки подали 13 компаний, но неожиданностей не случилось, и в апреле 2007 года стало известно, что конкурс выиграла большая тройка операторов. В общем-то, пока это самое крупное и значимое событие в мире отечественных сетей 3G, поскольку оно сняло с повестки вопрос о том, когда же 3G придет в Россию. Официально сети третьего поколения уже здесь, правда, присутствие их пока незаметно и еще довольно долго будет таковым. Однако стоит отметить, что российское отставание в сравнении с европейскими 3G-сетями имеет свои преимущества.

Технология HSDPA, скрывающаяся под разрекламированным сокращением 3G, имеет, по крайней мере, два уровня. Первый из них – тот, что реализовывался в самом начале бума сетей третьего поколения – позволяет достичь скорости передачи данных от базовой станции к пользователю равной примерно 1,8 Мбит/с теоретически и не более 1,2 Мбит/с на практике. Второй уровень дает до 3,6 Мбит/с потенциальной и 3 Мбит/с реальной скорости. С учетом того, что распространенная сегодня 2,5G-технология EDGE потенциально способна на 473,6 Кбит/с, по-настоящему ошеломляющая разность скоростей видна только в сравнении EDGE со вторым уровнем HSDPA. Отечественным операторам нет никакого смысла покупать HSDPA-лицензии первого уровня, поскольку этот стандарт уже технически устарел, хоть и используется в некоторых странах Европы. Так что после инсталляции сетей нового поколения отставание от Европы сведется к нулю, а в некоторых случаях ситуация и вовсе изменится в противоположную сторону, поскольку многие из первых европейских 3G сетей потерпели коммерческую неудачу и их хозяева не торопятся переходить к более современным уровням HSDPA.

Другое преимущество, имеющееся у отечественных операторов, и которого в свое время не было у европейских коллег – достаточная распространенность пользовательских терминалов, способных работать с сетями нового поколения. В начале двухтысячных, когда разворачивались первые 3G-сети, стоимость подобных устройств была слишком высокой даже для европейского потребителя. Соответственно, количество пользователей, технически готовых воспользоваться новыми услугами, было недостаточным и росло медленно. Сейчас же, когда российские операторы вплотную приблизились к введению новых стандартов связи, стоимость мобильных телефонов, поддерживающих HSDPA, приближается к $300, а значит, и к массовому пользователю. На российском рынке присутствует более 700 моделей аппаратов, поддерживающих 3G.

Однако вопрос пользовательских терминалов – это палка о двух концах. Дело в том, что в полноценном виде 3G доступно лишь пользователям смартфонов и коммуникаторов, поскольку это уже не просто устройства для передачи голоса, а полноценные терминалы для работы с мультимедийным контентом, мобильный доступ к которому и делает возможным HSDPA. Единственная их проблема – высокая (в среднем $500) цена и, соответственно, относительно невысокая степень доступности для конечного потребителя. На первых порах коммерческого использования сетей третьего поколения эта проблема вряд ли встанет остро, потому что основными 3G-потребителями на этом этапе будут корпоративные клиенты, использующие, в основном, как раз “умные” устройства и требующие больших объемов трафика. Но в будущем она вполне может затормозить продвижение 3G в массы. Если, конечно, смартфоны не подешевеют, что тоже вполне возможно, с учетом активной деятельности один за другим выходящих из OEM-теней китайских производителей.

Впрочем, дороговизна пользовательских терминалов – далеко не самая серьезная трудность в деле развертывания 3G в России. Есть более серьезные и насущные.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА

В техническом отношении инсталляция 3G сети не представляет такой сложности, как, к примеру, развертывание сети WiMax, поскольку не нужно возводить новую опорную сеть под размещение базовых станций. HSDPA – это надстройка к уже существующей сети. Основные производители базовых станций (Nokia-Siemens, Huawei, Ericsson, Alcatel-Lucent, NEC) уже давно выпускают свою продукцию в формате HSDPA-ready, поэтому для начала работы оператору нужно только подключить к уже существующей сети новое оборудование и заплатить лицензионный взнос. Это позволяет реализовать так называемый “островной” принцип развертывания сетей, когда 3G-станции при работающей 2G-сети устанавливаются в областях, где это имеет коммерческий смысл. Такой подход дает большой тактический простор для дальнейшего наращивания емкости сети, да и эффективно стимулирует спрос. В итоге, кроме базовых станций и контроллеров, оператор закупает новый софт, подключает к старой биллинговой системе новый модуль и работает. Но, как всегда в подобных случаях, есть одно “но”. Для российских просторов это “но” заключается в отсутствии свободных частот, и HSDPA в данном случае демонстрирует свое несовершенство, поскольку не предполагает совместного использования частот, как это происходит в стандарте GSM. И в этом смысле отечественным операторам уже приходится нелегко, поскольку им нужно активно сотрудничать с госорганами для адаптации сетей. При этом с некоторыми “спецпотребителями” придется договариваться об их переходе в другой частотный диапазон, что связано с большими временными и финансовыми издержками. Причем как со стороны оператора, так и со стороны “спецпотребителя”.

Занятость частот, особенно в столичном регионе, пожалуй, самый главный тормоз прогресса 3G. Особенно это касается столичного региона, где имеет место критическая загруженность частотного диапазона. Именно поэтому новости о начале работы 3G-сетей поступают откуда угодно, только не из Москвы. Получается, что самый перспективный в коммерческом смысле регион простаивает, а прочие готовы к запуску сетей “хоть завтра”, но не в состоянии обеспечить хоть сколько-нибудь заметную финансовую отдачу. Своеобразным компромиссом в этой ситуации является Санкт-Петербург. С одной стороны, это достаточно развитый и густонаселенный регион, чтобы обеспечить внушительное число подписчиков на новые услуги, а с другой – “нестоличный” статус этого города резко снижает количество “спецпотребителей” и, соответственно, высвобождает нужные частоты. Не случайно все три главных оператора страны начали коммерческое продвижение 3G-сетей именно в этом регионе.

Впрочем, у российского 3G есть трудности, связанные не столько с технической стороной вопроса, сколько с психологической и креативной.

А ТЕПЕРЬ – ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

Проблема в том, что потенциальный пользователь сетей нового поколения не знает точно, какие именно преимущества он получит от того, что потратился на новый 3G-аппарат и подключился к новому стандарту связи. У отечественных операторов нет простых и понятных инструментов информирования пользователя о доступных мультимедийных сервисах, как нет и инструментария для автоматического конфигурирования устройств. То есть пользователь толком не знает, как подключить ту или иную услугу и как ею пользоваться. Помимо этого в отечественных 3G-сетях очень мало новостных ресурсов, многопользовательских игр и мультимедийных хостингов, то есть всего того, что является мобильным контентом доступным только в 3G. Сюда же можно добавить отсутствие автоматизированной платформы контент-агрегатора, позволяющей множеству производителей мобильных сервисов предлагать свою продукцию абонентам в автоматическом режиме. Сейчас операторы работают только с крупными контент-провайдерами, которые, в свою очередь, намертво привязывают к себе маленьких контент-производилей и забирают иногда до 90% их прибыли. Ясное дело, что в таких условиях мало кто стремится в этот бизнес и интересных предложений появляется крайне мало. Создание платформ контент-агрегаторов изменило бы эту ситуацию в положительную сторону.

Впрочем, нужно отметить, что отечественные операторы 3G пока не слишком озабочены продвижением контент-сервисов – сети пребывают еще в слишком ранней стадии развития. Однако говорить о перспективных услугах уже можно. За семь с лишним лет существования сетей HSDPA определенную популярность приобрели всевозможные сервисы, связанные с передачей видео, что, в общем-то, справедливо, так как данная технология рассчитана, прежде всего, на скоростную работу с потоками данных. Не меньшую популярность снискал мобильный блоггинг. Ждут своего часа MMO-игры и различные креативные сервисы, вроде интерактивных путеводителей и так называемых мобильных офисов, позволяющих управлять предприятием через мобильный терминал. С мобильным телевидением все станет ясно, когда утвердится общий стандарт. Это может быть DVB-H или тот же HSDPA, или частные решения, вроде DVB-SH от Alcatel-Lucent или MBMS и QualcommMediaFLO от Ericsson. Ну и отдельно стоит видеосвязь, дополнительные камеры для которой встраиваются чуть ли не в каждый мобильник сегодня. Это, кстати, один из немногих 3G-сервисов, которые уже предоставляются российскими операторами.

СВЕТЛОЕ ЗАВТРА

После получения лицензий на предоставление 3G-услуг в России большая тройка операторов пустилась в настоящую гонку. Первое коммерческое предложение поступило от “Мегафона”, который в конце октября прошлого года заявил о начале предоставления услуг сотовой связи третьего поколения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В конце мая этого года, тоже в Петербурге и области, запустила свою сеть компания МТС. Летом эта же компания объявила о запуске 3G-сетей в тестовой эксплуатации в Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, а также в Сочи, но уже в коммерческом варианте. “Вымпелком” включился в гонку позже всех. Осенью этого года, то есть буквально на днях, в коммерческую эксплуатацию будут запущены сети в Санкт-Петербурге, Приморском крае, а до конца года 3G заработает еще в 20 городах, где присутствует компания. Свое запоздание представители “Вымпелкома” объясняют тем, что не стремятся быть первыми в техническом запуске проекта, а работают над пакетом уникальных услуг, которые можно будет предложить пользователю. О собственных уникальных услугах не раз заявляли и два других оператора.

Впрочем, несмотря на усилия операторов по продвижению нового стандарта последние два года, скорее всего, российского бума 3G придется подождать еще 2 – 3 года. Столько времени сотовым компаниям потребуется, чтобы ввести в коммерческую эксплуатацию новые сети в основных городах-миллионниках. Кстати, за это время каждый оператор, по оценкам аналитиков, потратит на 3G-сети примерно по $1 млрд.

О рентабельности новых услуг сегодня говорить, конечно, не приходится. И не придется, пока проникновение нового стандарта связи не примет более масштабный уровень. От перехода на новые стандарты, большая тройка пока получает, скорее, имиджевые плюсы, нежели финансовые. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что, к примеру, тарифы на 3G-услуги “Мегафона” в три раза ниже, чем в среднем по Европе. Кроме того, выйдя на рынок скоростного доступа в интернет, операторы неминуемо столкнутся с CDMA-оператором Skylink, который уже собрал у себя большинство пользователей, которым нужен мобильный и качественный доступ в интернет. С учетом относительно небольших размеров этой аудитории, 3G-операторам ничего не останется, кроме как привлекать пользователей низкими ценами. В убыток себе, конечно.

Впрочем, неожиданных и непреодолимых трудностей у игроков рынка все же не будет. По сути, план развития российского 3G уже негласно утвержден и сотовые компании готовы к крупным вложениям, потому что знают, что они окупятся. Главное – убедить пользователя в том, что ему действительно нужно 3G и сделать так, чтобы процесс получения доступа и пользования новыми услугами был приятным и легким. Тогда-то и наступит светлое завтра третьего поколения как для операторов, так и для простых пользователей.