8 лет назад 3 августа 2010 в 11:52 91

Автор: Арсений Мирный

Эта E3 была непохожа на саму себя. Во-первых, столь “железной” она не была никогда: хардверные анонсы стали главными новостями выставки в этом году. Во-вторых, все проходило в удивительно мирной атмосфере, если говорить о пресловутых консольных войнах: каждый из трех основных игроков представил продукты, не особенно вступающие друг с другом в конкуренцию. В-третьих, стало ясно, что это последняя выставка перед началом новых консольных войн: в 2011 году Microsoft, Sony и Nintendo либо анонсируют следующее поколение приставок, либо сделают себе харакири, потому что из текущего поколения они уже выжали все, что можно. В общем, крайне увлекательное с точки зрения будущего игрового рынка получилось мероприятие.

ПОДВИГ MICROSOFT

Без всяких сомнений, в список уникальных событий E3 можно включить тот факт, что Microsoft действительно сделала нечто удивительное, и это “нечто” работает. Обычно Microsoft анонсирует либо что-то потенциально хорошее, но плохо работающее (как Vista, например); либо нечто с неплохим будущим, но не очень оригинальное (Zune, Windows Phone); либо нечто потенциально потрясающее, но в итоге отмененное (Microsoft Courier).

Когда Project Natal только анонсировали, во всем мире было, наверное, всего пара человек, которые верили в то, что у Microsoft серьезные намерения. Устройство выглядело настолько фантастично, а Microsoft столько раз лажала, что мало у кого в голове укладывался тот факт, что именно эта компания придумала такую развлекательную систему. На E3 стало ясно, что все в жизни бывает.

Переименованная в Kinect система, позволяющая играть в игры, используя в качестве контроллера собственное тело и голосовые команды, продемонстрировала, что может сносно работать даже за пределами красочных рекламных роликов. “Сносно” – правильное определение, поскольку в ходе демонстрации на выставке стало ясно, что виртуальный персонаж реагирует на движения игрока с заметной задержкой и не всегда умеет правильно распознать даже самые четкие голосовые команды. Впрочем, проблемы это явно софтовые, и наверняка разработчикам удастся их исправить к рождественской покупательской лихорадке, когда ожидается запуск Kinect в продажу.

Игроков не могло не порадовать и то обстоятельство, что вместе с системой стартует широкая линейка хардкорных и казуальных игровых проектов, поддерживающих Kinect, а также то, что с помощью этой системы можно будет не только играть, но и управлять мультимедийными функциями Xbox 360. Единственное, что омрачает это светлое завтра – цена чудо-системы. Официально она объявлена не была, но ходят упорные слухи, что она будет порядка $189 за комплект. Что немилосердно с любых точек зрения.

Еще один “железный” анонс от Microsoft – “утонченная” и менее шумная версия Xbox 360 – Xbox 360 Slim. У нее будет жесткий диск на 250 Гб и модуль Wi-Fi. Стоить будет $299. Кроме того, ходили слухи, что появится облегченная версия, которая будет на 50 или даже 100 баксов дешевле. Сам по себе хороший анонс, но не сенсационный, ввиду того, что Sony уменьшилась и удешевилась задолго до этого.

В общем, Microsoft, не в пример предыдущим годам, выступила просто на отлично. И даже, возможно, заставила понервничать Sony.

ТАНК ПО ИМЕНИ SONY

Компания Sony – это, пожалуй, самая странная и загадочная организация из тех, что производят потребительскую электронику. Это единственная в мире компания, которая может позволить себе запустить целый формат, например, носителей (Mini-disk или Memory Stick), а потом взять и “забить” на него в пользу чего-то еще более странного и сумасшедшего. Sony очень часто следует логике, которая формируется внутри корпорации, а не диктуется рыночными условиями. По этой причине логика часто идет вразрез со здравым смыслом, а стратегические цели компании имеют гораздо более долгий, чем у других, срок исполнения.

Невзирая на насмешки и советы экспертов, компания, как танк, прет к намеченным позициям. PlayStation – самый яркий в истории Sony пример подобного подхода к ведению дел. Сначала компания не моргая глазом и без тени смущения продавала игровую консоль (PlayStation 3) с самым бедным на рынке парком игр по $600, притом что игры к ней по стоимости в полтора раза превышали цены на такие же у конкурентов. Потом вместо нового поколения PSP выкатила какой-то странный слайдер с меньшим экраном, менее продуманной эргономикой и более дорогими играми. Затем Sony решила развивать управление жестами, спустя три года после того, как это очень успешно сделала Wii.

Но, несмотря ни на что, все это время дела компании на игровом рынке шли неплохо. И на E3 2010 Sony оказалась на высоте, представив PS Move – идеологический аналог Wiimote. Технически он работает иначе и выдает потенциально лучшие, чем у контроллера Wii, результаты, но гарантия успеха устройства не в этом. А в том, что печальный опыт Nintendo в продвижении хардкорных игр на Wii ясно намекнул, что для профессиональных игроков графическая составляющая все же имеет очень большое значение. А графика – это как раз то, что PS3 умеет лучше всего. Плюс Sony анонсировала поддержку “очкового” 3D в играх на PS3, и это еще один повод не сомневаться в триумфальном будущем этой консоли.

Можно было бы предложить, что Sony слегка понервничала, увидев, что Kinect все же работает, но у Microsoft нет трех измерений, да и продукт у американской компании получается дороже, чем то, что предлагает Sony: $50 за сам контроллер, еще $30 за дополнительный модуль Navigation, а если брать в комплекте “контроллер + дополнительный модуль + камера EyeToy + игра Sports Champions”, получится всего $100. Учитывая, что именно столько обычно стоит игра для PS3, а сама консоль в последнее время сильно подешевела, вряд ли дополнительные траты окажутся неподъемными для тех, кто хочет подвигаться перед экраном, на котором будет по-настоящему красивая картинка в высоком разрешении, да еще и с возможностью отображения 3D.

Еще один важный анонс – это сотрудничество Sony с Valve на ниве популярной системы распространения контента Steam. Выгоды для сторон очевидны: Valve получила очень “жирного” клиента в плане потенциальной игровой базы, Sony – еще один канал сбыта и, что еще более важно в стратегическом смысле, добавила разработчикам аргументов “за” в дилемме делать или не делать PS3-версию того или иного проекта. Как известно, ранее с этим были проблемы, поскольку под архитектуру PS3 игры разрабатывать нужно фактически с нуля. Компания Valve уже свой выбор сделала, а это как минимум сверхпопулярный Left 4 Dead и потенциальные мегахиты Portal 2 и Half Life Episode 3. Учитывая распространенность и популярность Steam, разработкой игр для PS3 теперь займутся даже те, кто раньше просто ненавидел это.

Словом, Sony уже как будто готова смеяться скептикам в лицо, потрясая у их носа квартальными отчетами о финансовом состоянии игрового подразделения. Чтобы закрепить эту радужную картину, так и хочется написать об анонсе под названием PSP 2. Но не получится, поскольку его не было. И у нас есть определенные соображения, почему так получилось. Но об этом сразу после обзора анонсов от третьего игрока мирового игрового рынка.

АСИММЕТРИЧНАЯ NINTENDO

По большому счету, анонс у Nintendo случился всего один, но зато какой! Nintendo 3Ds – это очередное доказательство того, что эта компания всегда имеет свою точку зрения на то, как добиваться успеха и превосходства нетрадиционными методами. Главная особенность новой консоли – широкоформатный автостереоскопический дисплей в 3,5 дюйма. Другие особенности – это гироскоп, аналоговый джойстик, обратная совместимость со всеми играми для DS и новая железная начинка, которая теоретически сравнивает производительность 3Ds с Sony PSP.

Остается много неизвестного: например, сколько будет стоить и когда поступит в продажу. Впрочем, с последним все более-менее ясно: самым разумным вариантом будет запустить консоль в рождественские праздники. Кроме того, уже известна стартовая игровая линейка, с которой выйдет 3Ds. Resident Evil, Super Street Fighter 4 3D, Kingdom Hearts, Final Fantasy и Metal Gear Solid 3: Snake Eater в 3D – небольшой, но очень сильный с точки зрения игрового потенциала список.

Nintendo, как всегда, поступает правильнее всех. Она не показала мифическую Wii HD и правильно сделала, поскольку ее фактически показала Sony, правда, под названием PS Move. В Nintendo понимают: еще не время для принципиально новых стационарных консолей, за пользователя в ближайший год будут грызться Microsoft и Sony. На Wii компания уже заработала достаточно, чтобы спокойно заняться разработкой новых решений, а вот на рынке портативных консолей, особенно в хардкорном сегменте, Sony позволила себе расслабиться и тут же получила за это по башке консолью Nintendo 3Ds.

ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ

Если смотреть на современный игровой рынок в том виде, в котором он предстал перед нами на E3, то ясно, что время ожесточенной конкуренции и холиворов закончилось. По большому счету, тройка лидеров поделила аудиторию, теперь интересы если и будут пересекаться, то минимально.

Microsoft Kinect движется в сторону гостинных казуальных развлечений и пытается захватить хардкорную публику, но ее Kinect пока менее привлекателен в ценовом плане, да и показывать игровое 3D Xbox 360 пока не научилась. И скорее всего, не научится, поскольку железо в ней вряд ли такое потянет, учитывая, что и в “плоских” трехмерных играх конечный результат у Xbox 360 уступает тому, что показывает Sony.

У Sony есть все возможности отображать качественное игровое 3D. К тому же у нее появился отличный шанс заработать на аудитории, которой всегда нравилась Wii, но не нравилась графика, которую показывала приставка от Nintendo. Фактически Sony, по крайней мере, на японском рынке, будет играть там же, где до этого играла Nintendo, однако вместе с казуальной аудиторией, которой у PlayStation 3 пока нет, в PS Move будет играть армия хардкорщиков, которые уже, что называется, PS-addicted.

Nintendo же, если говорить о рынке стационарных консолей, сознательно уходит в сторону. В том, что в недрах компании полным ходом ведутся разработки новой консоли, сомневаться не приходится. Это единственное, чем можно объяснить нынешнее молчание компании в отношении Wii.

Нечто похожее наверняка происходит и в Microsoft. Главный ее козырь – огромное количество хитовых игр для Xbox 360, гораздо большее, чем на PS3. Но Sony многое сделала, чтобы изменить ситуацию, и в скором времени Microsoft может лишиться этого преимущества. “Кинект кинектом”, а железо компании просто необходимо апгрейдить. Хотя бы для того, чтобы научиться работать со стереоизображением.

Именно это положение вещей наводит на мысли о том, что в следующем году как минимум Microsoft и Nintendo произнесут слова Next Generation. Sony наверняка тоже – но несколько по другому поводу.

PSP 2

Ситуация вокруг новой PSP стала странной, когда незадолго до E3 в Сеть утекла некоторая информация о технических характеристиках PSP 2, и все ожидали, что на E3 ее покажут. По крайней мере, обычно так и происходит. Но тут Nintendo анонсировала 3DS, и в Sony, скорее всего, с плохо скрываемой досадой воскликнули: “3D-экран, ну конечно же!” Думается, что с этими словами они изъяли PSP 2 из списка того, что покажут на выставке, и отправили ее на доработку. Устанавливать 3D-экран.

По тем спецификациям, что утекли в Сеть, было известно, что по производительности PSP 2 должна быть такой же и даже чуть лучше, чем PlayStation 2. То есть примерно в два раза производительнее оригинальной PSP. Логичное для Sony рассуждение: если Nintendo выпускает нечто столь же мощное, сколь PSP, но с 3D-экраном, мы должны выпустить нечто в два раза более мощное, и тоже с 3D-экраном. Скорее всего, именно этим и будут заниматься инженеры Sony в ближайшее время. Неугасающая популярность PSP позволяет им временить. Но и она, думается, пойдет на убыль в тот самый день, когда первая 3Ds будет продана. И вот тогда что-то нужно будет делать.